Top.Mail.Ru
Легенды и мифы советского автопрома: «Москвич-412»

Легенды и мифы советского автопрома: «Москвич-412»

03.05.2022
Двигатель, «украденный» у BMW, герой ралли-марафонов, грузовики из Англии и Финляндии и даже тюнинг от Porsche. Неизвестные и удивительные факты о не самой знаменитой, но важной для СССР модели.

Сергей Орлов

«Москвич-412» прожил долгую, а в общем-то, слишком долгую жизнь. Производство начали в Москве в 1967-м, а закончили в 1999-м в Ижевске. За эти десятилетия современный и даже передовой для рубежа 1970-х автомобиль, превратился в стариковский и даже в некий  символ застоя. Но за долгую жизнь у этой модели были не только падения, но и удивительные взлеты, связанные, в том числе, и с малоизвестными событиями биографии.

Легенды и мифы советского автопрома: «Москвич-412»

BMW? НЕ BMW?  

Ветераны завода всегда горячо отрицали, что двигатель «Москвич-412» скопирован с мотора BMW. Современные интернетовские «эксперты» повторяют это, как мантру. Истина, как всегда посредине. Причем, как ни странно, со смещением в сторону правоты ветеранов.

Верхнеклапанный двигатель «Москвич-412», действительно спроектировали, внимательно изучив западногерманские моторы  BMW М15 и М10 – на тот момент едва ли ни лучшие в своем классе. Внешне агрегаты очень похожи.

Легенды и мифы советского автопрома: «Москвич-412»
Поперечный разрез двигателя модели 412: 1 — крышка клапанного механизма; 2 — ось коромысел; 3 — крышка маслоналивной горловины; 4 — распределительный вал; 5 - патрубок системы вентиляции картера; 6 — кран отбора охлаждающей жидкости в теплообменник отопителя кузова; 7 — карбюратор; 8-впускная труба; 9 — блок цилиндров; 10 — направляющая трубка указателя уровня масла; 11 и 15 — кронштейн передней опоры силового агрегата; 12 и 16 — подушка передней опоры силового агрегата; 13 — трубка, соединяющая маслоприемник с насосом; 14 — масляный картер (поддон); 17 — выпускной трубопровод; 18 — головка блока цилиндров

Но отличий, в том числе и очень серьезных - принципиальных, у советского агрегата от BMW не меньше, чем сходства.  Немецкий двигатель с чугунным блоком, иной камерой сгорания и абсолютно иным расположение навесных агрегатов. Съемные гильзы в алюминиевом блоке «Москвича» позволяли легко ремонтировать агрегат, что для СССР было особенно важно.

Легенды и мифы советского автопрома: «Москвич-412»

При рабочем объеме  1,5 л советский мотор развивал  при 5800 об/мин  75 л.с. Для СССР конца 1960-х, когда 412-й встал на конвейер, это был выдающийся показатель. Ведь мотор 21-й «Волги» ту же мощность выдавал с 2,5 л рабочего объема. А 75 сил с 1,5 л и через двадцать лет ведь числили вполне приличными характеристиками.

СКОЛЬКО ФАР У «МОСКВИЧА»?

У многих именно 412-й «Москвич» ассоциировался с прямоугольными фарами. Кстати, тоже первыми в СССР. Но внешне 412-й, официально вставший на конвейер в конце 1967-го,всегда отличался от «Москвича-408», выпуск которого начали в 1964-м, лишь мелкими декоративными деталями.

Ведь модель 412 – сочетание уже отработанного 408-го кузова и нового двигателя. Кстати, еще и модернизированных тормозов с гидравакуумным усилителем, который появился вместе с 75-сильным мотором.

Легенды и мифы советского автопрома: «Москвич-412»
Ранний унифицированный кузов «Москвича-408» и 412

Первые стандартные «Москвичи» моделей 408 и 412 имели две больших круглых фары. На часть экспортных машин ставили четыре круглых – по моде конца 1960-х. А в 1970-м провели, как сказали бы теперь рестайлинг. Тогда и появились прямоугольные фары, горизонтальные задние фонари, измененная крышка багажника и детали салона. И по-прежнему внешне 408-й и 412-й отличались только декором.     

Легенды и мифы советского автопрома: «Москвич-412»

«МОСКВИЧ» В 130 СИЛ!

Мощный двигатель модели 412 впервые позволил советским спортсменам более – менее всерьез конкурировать с западными гонщиками на международных ралли.

Международный дебют «Москвича -412» состоялся в 1968-м на ралли-марафоне Лондон-Сидней. До финиша из стартовавших 99 машин не дошли  43, а среди 56 финишировавших были все четыре «Москвича». И хотя лучший советский экипаж Сергей Тенишев - Валентин Кислых занял всего-то 20 место в абсолютном зачете, это было совсем неплохо. Ведь  автомобили конкурентов были, как правило, мощнее, да и о сервисных службах, работающих с иностранными экипажами, наши гонщики могли только мечтать. Очень неплохо советские экипажи на «Москвичах» выступили через два года и в марафоне Лондон-Мехико. Потом – в многодневном ралли «Тур Европы».  

Легенды и мифы советского автопрома: «Москвич-412»
«Москвич-412» на ралли в ралли «Тур Европы»

Интересен эпизод 1971 года, когда  бельгийский дилер Scaldia-Volga выставил два «Москвича-412»  на 24-часовые гонки в SPA – аналог знаменитой французской гонки Le Mans. В SPA в тот год финишировали всего 19 машин. «Москвичи» - на 16 и 17 местах. Но главное для гонщиков и, уж точно для дилера, было показать надежность «Москвичей». Что, в общем-то, и получилось.

Двигатель «Москвич-412» имел огромный потенциал для форсировки. В том числе за счет увеличения рабочего объема аж до 2 л. А для гонок делали моторы с двумя распредвалами. Такой двигатель в версии для кольцевых гонок выдавали до 130 л.с.! Правда, конечно, с невеликим ресурсом.

CДЕЛАНО  В БРИТАНИИ… И В ФИНЛЯНДИИ

Трудно теперь представить, что в конце 1960-х – начале 1970-х  АЗЛК экспортировал до 60%  продукции. Причем, помимо социалистических стран, машины шли  в Бельгию, Финляндию, Скандинавию и даже в Великобританию. Создали и праворульные модификации седана, универсала и фургона.

Легенды и мифы советского автопрома: «Москвич-412»

В первой половине 1970-х в избалованной разнообразием автомобилей Британии продавали около трех с половиной тысяч 412-х «Москвичей» в год. Правда, уже к 1975-му продажи упали в десять раз.  А потом и прекратили.

Легенды и мифы советского автопрома: «Москвич-412»
Британская гамма «Москвичей», включая пикап местного производства

Придирчивые британские журналисты отдавали должное отличной динамике и неплохой подвеске «Москвича», но категорически ругали привод коробки передач и одноконтурные барабанные тормоза.

Интересно, что за рубежом даже делали собственные модификации «Москвичей». Скажем, сам  завод товарных пикапов никогда не выпускал. Такие модификации сооружали в СССР из списанных машин небольшие сторонние предприятия, в основном - ремзаводы.

Когда в начале 1970-х такая модификация понадобилась британцам,  они сделали ее сами из фургона «Москвич-434».

Легенды и мифы советского автопрома: «Москвич-412»
Финский «Москвич» - трехдверный универсал

Оригинальную собственную грузопассажирскую версию соорудили и финны. Они вставляли в фургоны моделей 433 434 боковые стекла, превращая автомобиль в трехдверный универсал. Такой тюнинг был связан с особенностями  финского налогообложения. Продавали такие универсалы  параллельно с обычными пятидверными.

ЛЮКС- «МОСКВИЧ» ОТ ФИННОВ И ДАЖЕ ОТ PORSCHE

В первой половине 1970-х свое виденье модернизации «Москвич-412» предложил крупный финский экспортер Konela. Ведь спрос на модель уже падал. На 412-й поставили  дверные ручки от «Жигулей», горловину бензобака перенесли из-под щитка под крышкой багажника на борт. Поработали немного и над салоном.

Легенды и мифы советского автопрома: «Москвич-412»
Вариант фирмы Konela по модернизации «Москвич-412», 1974 г.

Примерно в то же время «Москвичем-412» занялась даже компания   Porsche, старающаяся активго сотрудничать с советским автопромом. Подход немцев был менее радикальный. Появились, в частности, черная, по моде тех лет,  решетка радиатора и молдинг, иные обивки дверей, передние сиденья с подголовниками. Но в Москве на подходе уже был Москвич-2140.

Легенды и мифы советского автопрома: «Москвич-412»
Модернизированный «Москвич-412» от фирмы Porsche

УМНОЖАЯ НА ТРИ

«Москвич-412» интересен еще и тем, что его выпускали на трех заводах. Еще в конце 1960-х производство наладили в Ижевске. Там выпускали немного упрощенные версии седанов. Зато вскоре наладили производство своих собственных модификаций: хэтчбека ИЖ-2125 Комби, фургона- «каблука» ИЖ-2715 и унифицированного с ним пикапа.

Легенды и мифы советского автопрома: «Москвич-412»

Производство 412-го, как и других «Москвичей» от 408-го до модели 2141, вели и в Болгарии, в Ловече. Там машины делали, понятно, для внутреннего рынка.

В 1976-м в Москве начали выпуск «Москвича-2140». Но в Ижевске модернизированный в 1982 году автомобили выпускали аж до 1997 года, когда машина выглядела уже просто динозавром. В  общей сложности изготовили около 2,3 млн. «Москвичей-412».   

Ранее мы рассказывали про ВАЗ-Э1101 - первый автомобиль собственной оригинальной конструкции, который начали проектировать в Тольятти еще до пуска «копейки». Серийным он, правда, не стал, зато повлиял на украинскую «Таврию» и на ВАЗ-2108.

Редакция рекомендует:






(5 оценок, среднее: 4,20 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. Vlad:

    Да, конечно, москвич-412 в 1997 был «динозавром», а то, что вазовские 2107 клепали до 2012, это нормально)

Статьи по теме
Популярное