Поскольку далеко не каждый в школьные годы спал, подложив под голову глобус, квест по поиску «речных» автомобильных марок за рубежом может оказаться весьма увлекательным.
Денис Орлов
В прошлый раз мы рассказали, какие машины в СССР получали названия, связанные с именами рек и как из-за этого возникали забавные казусы, вроде ошибочного представления о том, что Горьковский автозавод расположен на Волге (несмотря на отличное школьное образование, в этом были уверены многие советские граждане). Ну а теперь посмотрим, как «речная» тематика получила развитие в зарубежном автопроме.
Начнём с марок, что у всех на слуху. Steyr. Река Штайр является частью водосборного бассейна Дуная. Речка невелика, всего 68 км, однако протекает через живописные ущелья и долины. В том месте, где она впадает в приток Дуная, реку Энс, в Х веке возник город Штайр, а вокруг него вскоре образовалась процветающая провинция Штирия. В 1924 году местный оружейный, велосипедный и автомобильный завод Oesterreichische Waffenfabriks-Gesellschaft переименовали в Steyr Werke AG. В честь города или реки? И то, и другое верно. Интересно, что в мае 1945 года здесь, на слиянии Штайра и Энса, состоялась встреча советских и американских войск (о встрече на Эльбе знает, пожалуй, каждый сегодняшний смартотык). После слияний и поглощений фирма стала называться Steyr-Daimler-Puch. Сегодня марка Steyr больше известна среди киллеров, а вот столь популярные в определённых кругах Mercedes-Benz Geländewagen выпускают не в Штайре, а в городе Грац.
Западная часть автомобильного глобуса менее склонна к имяречеству. В Советском Союзе были хорошо известны доставочные фургоны и микроавтобусы польской марки Nysa. К нам их завезли в неимоверных количествах, свыше 100 тысяч. Выпускавший эти неприхотливые и надёжные машины завод назывался Fabryka Samochodów Dostawczych (FSO) и располагался в городе Ныса на берегу реки Ныса, а точнее — Ныса-Клодзка. Впадает в Одру, которую немцы называют Одер (а Нысу — Нейсе). Это важное отступление, поскольку город расположен в Силезии, изначально — германоязычный. В соответствии с Ялтинскими и Потсдамскими соглашениями 1945 года его отдали Польской Народной Республике, а всех немцев депортировали. По Силезии бежит ещё одна речка cо схожим названием, Ныса-Лужицка. Чехи зовут её Лужицка-Ниса. Тоже впадает в Одер, только ниже по течению. На её берегах стоят самое малое два города, напрямую связанных с автомобилестроением, чешский Либерец и немецкий Циттау. Но ни LIAZ, ни VEB Robur-Werke не назвали свои грузовики в честь рек. Помнится, всегда возникал вопрос, как правильно писать марку польского фургона по-русски, через «и» или через «ы». Шофёры не заморачивались, звали автомобиль «Нюшей».
Чуть реже встречались на дорогах Союза польские автобусы San. Сан — приток Вислы. Самое малое четыре японские марки, широко известные Isuzu и Hino и менее известные Sumida и Tama названы в честь местных речек-«гава». Исудзугава, «река 50 колоколов» или «звонкая река», воспевается в Японии, как у нас Волга. Так же, как в Испании — река Эбро, от которой пошла марка грузовиков.
На удивление, подобных примеров не столь много, как ожидаешь — тут наша страна оказывается в лидерах. Из самого свежего — Rivian, названная основателем этой фирмы Робертом Скаринжем как игра слов вокруг Indian River, протяжённой океанской лагуны, отрезающей от материка узкую полоску суши вблизи его родного города Мельбурн в штате Флорида.