Top.Mail.Ru

Советский «колхозинг»: зачем автовладельцы в СССР переделывали свои машины

Советский «колхозинг»: зачем автовладельцы в СССР переделывали свои машины

07.01.2023
Можно считать это явление разновидностью советского тюнинга, но в данном случае переделки старых автомобилей диктовало не желание «выпендриться», а сама жизнь.

Сергей Орлов

Еще и в конце 1970‑х и даже в начале 1980‑х некоторые автомобили из группы «кому за 40» многие семьи использовали, как обычный повседневный транспорт. Даже на московских улицах нередко встречались иномарки 1930–1940‑х годов, в основном, конечно, трофейные немецкие, завезенные в Союз после Великой Отечественной.

ПЕРЕВОД С ИНОСТРАННОГО 

Увы, подавляющее большинство этих машин были, говоря современным языком, уже основательно «околхожены». Так нынешние любители ретро (чаще всего эдакие теоретики) презрительно называют олдтаймеры, обросшие за десятилетия более современными деталями, причем часто от автомобилей иных марок.

Советский «колхозинг»: зачем автовладельцы в СССР переделывали свои машины
Спортивный BMW 327 с фарами от ВАЗ-2106 и подфарниками «Москвич-412». Позднее машина получила и прямоугольные «москвичевские» фары.

Но ведь у большинства владельцев просто не было выхода! Даже самый добротный и надежный автомобиль изнашивался, и далеко не у всех была возможность квалифицированно перебирать древние, совсем незнакомые советским механикам двигатели, коробки передач, да даже и подвески. Да и вообще, ездить на машинах с моторами в 30–40 л. с. по современным улицам становилось все сложнее. Древние тормоза и подвески тоже не отвечали требованиям повседневной эксплуатации. Да ведь даже и подходящие шины найти было серьезной проблемой.

Так довоенные породистые красавцы постепенно обретали узлы и агрегаты советских автомобилей. На большие Opel и Mercedes-Benz ставили моторы «Победы» и «Волги», на машины помельче — от «Москвича». Меняли и ведущие мосты, и передние подвески. Машины приобретали характерную осанку с заметно выступающими из-под кузова шире, чем было задумано, колесами. К слову, знаменитый Adler Trumpf Junior, снимавшийся в «Кавказской пленнице» Леонида Гайдая к моменту съемки потерял свой врожденный передний привод и базировался на узлах «Москвича».

Советский «колхозинг»: зачем автовладельцы в СССР переделывали свои машины
Солидный Mercedes-Benz без решетки радиатора, но со встроенными в крылья большими фарами. Середина 1970‑х.

На представительские солидные машины — Mercedes-Benz, Horch некоторые американские 1930–1940‑х годов монтировали моторы от грузовиков — «шестерки» от ГАЗ-52 и «восьмерки» ГАЗ-53.

Иногда дело доходило и до кузовов. Самыми невинными переделками были установка современных бамперов, указателей поворотов и задних фонарей. Но порой, в кузова врезали более современные и мощные фары, вместо мягких тентов наваривали жесткие крыши и даже приделывали сзади багажники — чаще всего от «Москвичей» моделей 402‑407. До наших дней дожил предвоенный советский КИМ-10, расширенный миллиметров на двести под мосты «Победы». Тот еще труд! Выглядели переделанные кузова, мягко говоря, не эстетично. Зато машина продолжала служить семье с расширенными, пусть и таким довольно варварским способом возможностями. Увы, машин сохранившихся в первозданном виде, до наших дней сохранилось не так много. Поэтому каждая, в известной мере — чудо.

ИСКУССТВО ОБНОВЛЯТЬ

Редкое и плавное изменение отечественных моделей частным владельцем была только на руку. Два издания выдержала книга «Взаимозаменяемость узлов и агрегатов автомобилей «Москвич», подробно рассказывающая: что и как от новых моделей можно приставить на старые.

Сложнее всего было с «Москвичами» моделей 400/401 и «Победами», ведь следующие за ними модели сильно от них отличались. Тем не менее, в «Москвичи» ставили более поздние моторы и подвески, часто внедряли в салон более современные и удобные передние сиденья и приборы. Иногда, хотя и гораздо реже, дело доходило и до переделки кузовов. Но на это решались лишь самые смелые, рукодельные умельцы.

Советский «колхозинг»: зачем автовладельцы в СССР переделывали свои машины
«Москвич-400» на поздних подвесках с выступающими из кузова колесами — явление типичное уже для 1970‑х.
Советский «колхозинг»: зачем автовладельцы в СССР переделывали свои машины
Расширенный под агрегаты «Победы» довоенный КИМ-10.

Примерно тоже делали и с «Победами», только используя узлы и детали «Волги» ГАЗ-21 и даже ГАЗ-24. Дело доходило и до установки более современных передних и задних стекол. Ведь обзорность «Победы» всегда была невеликой, а интенсивность движения росла. Очень часто на старые машины монтировали современную светотехнику. На «Победы» обычно задние фонари от ГАЗ-24 или даже круглые от «Запорожца».

Советский «колхозинг»: зачем автовладельцы в СССР переделывали свои машины
Осовремененная «Победа» ГАЗ-М20В. Добавлены зеркала, указатели поворотов сбоку на крыльях, колеса от ГАЗ-21 и некоторые иные декоративные элементы.

Некоторые не жалели и культовые и даже фетишизируемые сегодня «Волги» ГАЗ-21. Самой невинной переделкой была установка двигателя от ГАЗ-24. С ним часто ставили и четырехступенчатые коробки передач, и 21‑я «Волга» теряла одну из важных врожденных черт — рычаг переключения на рулевой колонке. Как и на «Победы» на некоторые «Волги» монтировали рули и сиденья от ГАЗ-24, иногда не ленились даже менять панель приборов.

Советский «колхозинг»: зачем автовладельцы в СССР переделывали свои машины
Некий довольно типичный гибрид «Волг» ГАЗ-21 второй (капот и бампер) и третьей (решетка радиатора) серий.

Из более важных для езды изменений — установка гидровакуумного усилителя тормозов от 24‑й «Волги». Для ежедневной эксплуатации ГАЗ-21 в городских условиях эта переделка была совсем не лишней, а для тяжеленого ГАЗ-12 ЗИМ просто необходимой. Как рассказывал один владелец ЗИМа: с появлением на улицах «Жигулей» тормоза старого престижного советского седана оказались уж совсем архаичными.

Советский «колхозинг»: зачем автовладельцы в СССР переделывали свои машины
ГАЗ-12 ЗИМ с усилителем тормозов от «Волги», боковыми указателями поворотов, поздними зеркалами, а заодно и с поворачивающимися вместе с колесами фарами.

Переделанные машины продолжали ездить десятилетиями, переходя иногда в руки не только детей, но и внуков. Да и те, кто, за неимением новой машины, покупал на вторичном рынке подержанные, старались, как могли, адаптировать автомобиль для современной жизни.

Советский «колхозинг»: зачем автовладельцы в СССР переделывали свои машины
BMW-321 с современными агрегатами и салоном, крашенный металликом пример уже, скорее современного кастома, а если угодно — тюнинга.

СЛЕДЫ В ИСТОРИИ 

Так или иначе, тысячи и десятки тысяч «заколхоженных», как сказали бы теперь, машин жили десятилетиями именно потому, что обретали агрегаты, узлы и детали более новых моделей. Конечно, они приобретали странный, а иногда и диковатый вид, но ведь служили владельцам, выполняли скромную, повседневную, но очень нужную людям работу.

Купить новый автомобиль в СССР было ведь совсем не просто. Мало того, что машины были дефицитом, далеко не все семьи могли позволить себе такую роскошь. А сохранять, холить и лелеять автомобиль (даже довоенный!) ради редких парадных выездов на аутентичной машине, в таких реалиях для подавляющего большинства граждан было просто немыслимо.

Поэтому изобретательность, трудолюбие, упорство советских «самоделкиных», все-таки, вызывают уважение. Может даже и не меньше, чем работы современных реставраторов.

Сегодня многие из тех машин попали-таки в руки этих самых реставраторов и приведены или будут приведены в первозданной вид. Но иной раз кажется, что некоторых из околхоженных машин советской эпохи стоит сохранить в том виде, в котором они дожили до наших дней. Ведь они документы — артефакты той странной, смешной и грустной, очень неоднозначной эпохи.

Что еще почитать:

Ни к селу, ни к городу: почему провалился проект внедорожника «Москвич-415»

Взлет и падение «Чайки»: история советского лимузина ГАЗ-13

От «Труженика» до «козла»: история легендарного ГАЗ-69

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

2 комментария

  1. Oleg:

    О как. Если амеры такое делают это искуство авторемонта. А если в союзе от безысходности это колхозинг. Как вы любите свою Родину. За границей и гавно слаще, да?

    • Барбос:

      Какие еще амеры? Всегда ценятся машины в оригинальном виде, а не твои колхозные поделки из говна и палок.

Статьи по теме
Популярное