Top.Mail.Ru
«Позырить на Мерседесы»: как в СССР прошла необычная выставка, где показывали только Mercedes-Benz

«Позырить на Мерседесы»: как в СССР прошла необычная выставка, где показывали только Mercedes-Benz

фото: автора и Daimler AG / 26.02.2023
50 лет назад, 26 февраля 1973 года, в Москве прошла уникальная автомобильная выставка: единственным брендом, представленным на ней, был Mercedes-Benz.

Денис Орлов

Именно с московской выставки Mercedes-Benz, куда меня, пятилетнего, сводили родители, полвека назад начался отсчёт моей личной автомобильной истории. Будьте снисходительны к неизбежным ИМХО, прорывающимся сквозь пафосность повествования.

Спецвыставка «Мерседес-Бенц» — так называлось это невероятное по меркам автомобильной Москвы событие. И хотя международные торгово-промышленные выставки к тому времени прочно вошли в столичный обиход, тут случай особенный. Не  выставка с участием многих фирм из разных стран. И не выставка достижений какой-то одной страны. Свою продукцию показывала одна-единственная, к тому же капиталистическая фирма!

«Позырить на Мерседесы»: как в СССР прошла необычная выставка, где показывали только Mercedes-Benz
На открытии выставки в Сокольниках выступает председатель правления концерна Daimler-Benz AG Йоахим Цан.

Выставка проходила в парке Сокольники, в павильоне № 5 с 26 февраля по 9 марта 1973 года. Первые два дня пускали только специалистов. С 14:00 28 февраля выставку открыли для всех желающих. В отдельные дни очередь желающих «позырить на Мерседесы» выстраивалась чуть ли не от станции метро «Сокольники». Напор толпы сдерживала конная милиция.

Демонстрировались три исторические машины (Benz Velo 1894 года, Daimler Stahlradwagen 1889 года и Mercedes-Benz W 196 2,5-L Formel Monoposto 1954 года), экспериментальное купе Mercedes-Benz C 111 1970 года с роторно-поршневым двигателем, восемь легковых моделей и одно шасси, отражающие всю производственную программу марки, автобусы 0 302 и 0 309D, тринадцать грузовых и специализированных автомобилей.

«Позырить на Мерседесы»: как в СССР прошла необычная выставка, где показывали только Mercedes-Benz
Атмосфера выставки. На переднем плане гоночный Mercedes-Benz W  196 1954 года, позади — Mercedes-Benz С 111.

За собой концерн Daimler-Benz AG (в те годы он ещё корректно именовался в честь своих отцов-основателей) притащил целый «шлейф» партнёров, начиная с Bosch и MTU и заканчивая производителями надстроек на грузовые шасси. Практически все грузовики, показанные на выставке, несли на себе какую-либо хитрую надстройку. Плюс двигатели и агрегаты, макеты, схемы, фильмы и масштабные модельки. Понятно, что именно они произвели на меня сильнейшее впечатление. Как я упрашивал маму их купить!

После этой выставки лексикон советских автолюбителей пополнился словами «Бош», «Реанимобиль», «Унимог», «краш-тест». Несмотря на весь ажиотаж, на 2-м этаже пятого павильона так всё время и пустовал ресторан Schwäbische Stube, где готовы были любого угостить блюдами швабской кухни, причём совершенно бесплатно! Сказалась разница менталитетов: запуганные режимом советские граждане могли давиться за пластиковыми пакетами с рекламными материалами, но обходили стороной ресторан, не веря в маленькие ярмарочные радости. Немцы пребывали в полном недоумении: как так?

«Позырить на Мерседесы»: как в СССР прошла необычная выставка, где показывали только Mercedes-Benz
Вскоре после выставки в Москве появились юркие Mercedes-Benz UNIMOG U600 с коммунальным оборудованием Schmidt.

Но большинству посетителей московской выставки «Мерседес-Бенц» и в голову не могло прийти, какая подоплёка кроется за всей этой щедростью, всем этим невиданным ярмарочным размахом. А вот какая. Советский Союз в конце 1960-х пытался привлечь Daimler-Benz AG к строительству Камского объединения автомобильных заводов. Переговоры шли трудно. На концерн давили американцы, навязавшие Западной Европе правила КОКОМ, координационного совета по экспортной торговле. Любые сделки моментально прекращались под предлогом запрета передавать технологии двойного назначения вероятному противнику.

Осознавая перспективы рынка СССР, Daimler-Benz AG, тем не менее, не мог обойти КОКОМ. На неофициальной встрече 29 апреля 1971 года глава концерна профессор Йоахим Цан и министр автомобильной промышленности СССР Александр Михайлович Тарасов признали, что с Камским проектом не срастётся. Тогда-то в качестве жеста, символизирующего желание дальнейшего сотрудничества, советская сторона и предложила провести выставку.

«Позырить на Мерседесы»: как в СССР прошла необычная выставка, где показывали только Mercedes-Benz
Официальный плакат выставки.

Экономический эффект от выставки Mercedes-Benz был незначительный, хотя большинство экспонатов мы приобрели. Но политический! В декабре того же года в Москву примчалась фирма BMW AG со своей моновыставкой. Придёт время, расскажем и про нее.

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное