Top.Mail.Ru
Палатка, канистра и свобода: каким был автотуризм СССР

Палатка, канистра и свобода: каким был автотуризм СССР

27.05.2023
Что надо было знать, уметь и к чему быть готовым, чтобы испытать радость автомобильного путешествия.

Сергей Орлов

Автотуризм в Союзе родился в эпоху хрущевской оттепели и стал одним из символов потепления общественной жизни. Росло и число личных автомобилей, и желающих отправиться в отпуск к морю именно на своей машине. Совсем не случайно в ту эпоху на экраны одна за другой выходили легкие, бесхитростные, но добрые комедии, действие которых происходило именно в автомобильных путешествиях.

Палатка, канистра и свобода: каким был автотуризм СССР
Туристический рай времен массовой автомобилизации.

ЭПОХА РОМАНТИЗМА

Скажем очень популярные тогда ленты «К Черному морю» (1957 г.) режиссера Андрея Тутышкина, «Шофер поневоле» (1958 г.) Надежды Кошеверовой и, конечно же «Три плюс два» (1963 г.) Генриха Оганесяна.

Палатка, канистра и свобода: каким был автотуризм СССР
В автомобилях ночевали не только в фильме «Три плюс два», но и в жизни.

Кстати, в последней картине присутствовал еще один важный для тех лет символ: на «Запорожце» к морю приехали две девушки, олицетворяющие еще и советскую эмансипацию. В данном случае, в приложении к автомобилю и автомобилизации.

Палатка, канистра и свобода: каким был автотуризм СССР
Девушки в отпуске на «Запорожце» в картине «Три плюс два» — символ автомобильной эмансипации.

В любой рекламе, в любом описании в прессе нового автомобиля в те годы непременно отмечали раскладывающиеся сиденья, а значит — удобство ночлега не только вдвоем, а иногда, например в просторной «Волге», и втроем. Кстати, раскладывающиеся диваны (а большинство автомобилей тех лет раздельных передних кресел не имели) считали важным достоинством отнюдь не только в СССР, но в других странах. Даже в США, где дорожный сервис сравнить с советским было просто невозможно.

Советские автотуристы гостиницами и кемпингами были не избалованы. Ехали не спеша, ведь ни автомобили тех лет, ни дороги стремительности передвижения не способствовали. По дороге, да и доехав, наконец, до вожделенного моря, чаще всего ночевали в палатке или, действительно, в салоне автомобиля. Впрочем, многие считали это не просто нормальным. Им, действительно, нравился дух отпускной романтики. Как, кстати и героям знаменитой кинокартины «Три плюс два».

Палатка, канистра и свобода: каким был автотуризм СССР
Длинные очереди на АЗС многие годы были нормой.

ПО САМУЮ КРЫШУ

В журналах тех лет нередко давали советы автотуристам. Например, предлагали ехать в дальнее путешествие дружеской группой на нескольких машинах. Желательно еще и одной модели. Это, впрочем, была не великая проблема, поскольку моделей в СССР делали совсем не много. В конце 1950‑х выбор был состоял из «Москвича», «Победы», да редкой в частных руках «Волги». В начале 1960‑х к ним, правда, добавился «Запорожец».

Помимо обычных вещей, с собой часто везли ту самую палатку, спальные принадлежности, разумеется, запас провизии, поскольку ее покупка в дороге была вовсе не гарантирована не слишком разветвленной и не слишком богатой советской торговой сетью.

Ни один более-менее опытный водитель не выехал бы в дальнее путешествие без запаса бензина. Хотя одной канистры в 20 литров. А лучше двух. Бензоколонки даже на главных дорогах встречались редко, а летом и особенно на популярных туристических трассах, на них стояли длиннющие очереди. Да и бензин на АЗС мог внезапно закончиться, а свежий запас, как говаривали тогда «еще не подвезли».

Палатка, канистра и свобода: каким был автотуризм СССР
Прицеп — мечта заядлого автотуриста.

Кстати, при всей бравурности советских кинокомедий тех лет, некоторое особенности жизни авто путешественника, в том числе и очереди на АЗС на экране часто показывали вполне реалистично.

Помимо запаса бензина, везли небольшую канистру с моторным маслом. Оно в провинции было дефицитом, а двигатели тех лет, даже исправные, заметно расходовали масло. Самые запасливые везли еще и канистрочку с трансмиссионной смазкой, и бутылку с тормозной жидкостью. Мало ли что может случиться!

По той же причине опытный автолюбитель вез с собой набор запчастей. Как минимум: ремень привода генератора, свечи зажигания, желательно бегунок и крышку прерывателя-распределителя. Более запасливые и опытные, особенно владельцы уже сильно поезженных машин, расширяли этот запас. Иногда брали с собой и детали тормозов (манжеты тормозных цилиндров имели обыкновение, пусть и потихоньку, подтекать без всякого предупреждения), некоторые сальники, прерыватель-распределитель — он же — трамблер целиком, одну, а лучше пару запасных камер для шин.

Палатка, канистра и свобода: каким был автотуризм СССР
Багажник на крыше — обязательная опция автомобиля путешественника.

Оставалось уложить все это в автомобиль. Багажника и салона, как правило, не хватало. Поэтому очень многие и ставили на крыши багажники. Причем, иногда покупные, но порой самодельные — длинной чуть ли ни во весь автомобиль. И при этом, каким-то мистическим образом в «Москвич», а иногда «Запорожец» умещалась семья из трех, а то и четырех человек. Ехали и радовались! Солнцу, предстоящему морю, свободе передвижения!

ШКОЛА РЕМОНТА

В дальней дороге, действительно, случалось всякое. А ведь автосервис, тем более, в провинции был, мягко говоря, в зачаточном состоянии.  Торчащие из-под автомобиля ноги или верхнюю часть туловища, скрывшуюся под открытым капотом, часто можно было увидеть не только на стоянках, но и просто на обочинах шоссе. Вообще-то, взаимопомощь автолюбителей на дорогах в те годы, действительно, была распространена. В этом советские туристические фильмы тоже не слишком приукрашивали действительность. Не смогут помочь в дороге, так, хотя бы, отбуксируют до относительной цивилизации. Поэтому трос, конечно, прочный — стальной, тоже всегда лежал в багажнике машины любого хотя бы относительно продвинутого автолюбителя. Вместе с набором инструмента. Хотя бы штатного, а желательного, все-таки — побогаче.

Но уважающий себя глава семьи, он же — водитель, а уж тем более из тех. кто решался на дальнее путешествие, мелкий ремонт просто обязан был делать сам. Хотя бы поменять свечи, ремень генератора, а неплохо бы еще и манжеты в тормозном цилиндре.

И уж, конечно, заменить проколотое колесо. Случались такие события тогда гораздо чаще, чем нынче. И шины были иные, и всякой острой гадости на дорогах — больше. А если второй прокол, а запаска уже на машине? Некоторые, кстати, возили в дальнее путешествие вторую запаску — на том самом багажнике на крыше. А если ее нет, приходилось менять камеру. А для этого уметь разбортировать, а потом собрать колесо. Серьезное мужское занятие, требующее и физической силы, и определенных навыков. Технология этого ответственного дела — отдельная, по-своему увлекательная история.

ПРОГРЕСС И «СКИФ»

Конечно, со временем и автомобили стали совершенней и надежней, и сервис, все-таки, получше. Некоторые граждане ехали уже на турбазы, в пансионаты, дома отдыха, в конце концов, снимали частные квартиры.

Но приверженцы «дикого» автотуризма оставались. Ведь они сами выбирали место отдыха, не зависели от правил и распорядка дня пансионатов и гостиниц. Да и места проживания в течение отпуска можно было менять произвольно, сообразно лишь своим вкусам.

В 1970‑е в Союзе появились заводские прицепы, прежде встречались только самодельные. Прицеп позволял разгрузить автомобиль и путешествовать с большим комфортом. А, кроме того, привезти с юга дешевые овощи и фрукты.

Дальше — больше. Стали выпускать палатки на крышу автомобиля. Сложенный «дом» там и ехал, а на ночь раскладывался. К нему прилагали лесенку. Правда, конструкция не очень соответствовала паспортной грузоподъемности багажника на крыше. Но ведь машина стояла, а не ехала.

А вскоре появился нашумевший тогда прицеп «Скиф». Конструкцию длиной 2900 мм предназначали для буксировки любым советским автомобилем  от «Запорожца» до «Волги».

Палатка, канистра и свобода: каким был автотуризм СССР
Прицеп «Скиф» — первая советская серийная дача на колесах.

В походном виде «Скиф» выглядел, как обычный грузовой прицеп, но имел крышку. В прицеп, действительно, можно было загрузить довольно много поклажи. Но главное: на стоянке «Скиф» легко превращался в палатку площадью шесть квадратных метров со спальными местами на четверых, под которыми были ящики для вещей. В комплект входили даже складные стол, стулья и тент для импровизированной веранды. Проблема одна: потратившись на прицеп, его весь год — от отпуска до отпуска надо было где-то хранить. А просторные гаражи и лишние деньги были далеко не у всех.

Советский автотуризм, особенно в первые годы его популярности, был не только радостью, но и испытанием для смелых, терпеливых и находчивых. Но все это тоже добавляло романтики, замешанной на ощущении свободы, ради которой можно и должно преодолеть любые преграды и решить любые проблемы.

Что еще почитать:

Куда ездили на отдых в СССР: самые популярные авто маршруты

Сколько в СССР стоило съездить на машине к морю?

Почему в СССР бензин был разного цвета

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное