Top.Mail.Ru
От «Волги» до «Москвича»: какие необычные внедорожники строили на базе УАЗа

От «Волги» до «Москвича»: какие необычные внедорожники строили на базе УАЗа

28.06.2024
Чего только ни делали из самого консервативного советского внедорожника!

Сергей Орлов

ПРОЛОГ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Когда в 1980‑е УАЗ-31512 впервые в истории страны появился в свободной продаже, интерес к нему был огромный. Ведь разнообразием внедорожников советских людей не баловали. А УАЗ в СССР свободно, вообще, не продавали. Поскольку спрос на УАЗ, несмотря на высокую цену, прожорливость и не самую высокую надежность, появился и даже рос, вскоре — в начале 1990‑х небольшие фирмы занялись преображением ульяновских машин. И не только тюнинговать заводские машины, но и использовать ульяновские узлы для создания оригинальных внедорожников.

От «Волги» до «Москвича»: какие необычные внедорожники строили на базе УАЗа
ГАЗ-24‑95 — полноприводная «Волга» с узлами УАЗ-469

Но прологом к этой увлекательной, хотя и небесспорной деятельности послужили еще советские модели. В 1955–1958 гг. в Горьком делали необычный автомобиль по имени ГАЗ-М72. Под усиленный кузов «Победы» подвели ходовую часть с узлами ГАЗ-69. Интерес к модели был большой и ее даже продавали в личную собственность. Но делали ГАЗ-М72 недолго и выпустили менее пяти тысяч машин.

С тех пор много лет полноприводные автомобили советским граждан были почти недоступны. Есть фото полноприводного универсала ГАЗ-22. Но, судя по всему, это был едва ли ни единственный экземпляр, и точно созданный не на ГАЗе.

В 1973‑м в Горьком собрали пять ГАЗ-24‑95. Кузов «двадцатьчетверки» соединили с узлами и агрегатами УАЗ-469. Машину создали по заказу с самого верха: для поездок генсека Леонида Брежнева на охоту. Две таких «Волги» отправили в Москву, еще пару — в Горьковский обком, одна осталась на заводе. Но простым смертным такие машины были совершенно недоступны. Пока в конце 1980‑х УАЗ не стали продавать свободно, и им заинтересовались не только «частники», но и частные фирмы…

В НОВОМ СТИЛЕ

Вероятно, первой творческой работой на основе шасси УАЗ-31512 стал автомобиль, созданный в мастерской известного в кругах еще советских самодельщиков Дмитрия Парфенова, который успел поработать и в ленинградском филиале НАМИ, просуществовавшем, правда, недолго.

Парфенов с партнерами организовал на площадях Кировского завода фирму «Автостиль». Первый опытный пикап по имени «Пилот» построили уже в 1991 году. Кузов оригинального дизайна представлял собой пространственный каркас с пластиковыми наружными панелями. Грузовую платформу пикапа можно было накрыть и пластиковой надстройкой. С окнами или без них.

От «Волги» до «Москвича»: какие необычные внедорожники строили на базе УАЗа
Внедорожник «Пилот» питерской компании «Автостиль»

На автомобиль даже ставили американский двигатель. Но создатели «Пилота», конечно, понимали, что приличный спрос может быть лишь на машины с более дешевыми отечественными агрегатами. Поэтому основным видели вариант с мотором ЗМЗ, таким же, как на «Волге» — рабочим объемом 2,45 л, мощностью 105 л. с. Коробку передач, раздатку, мосты взяли, естественно, от УАЗ-31512. В 1992‑м сделали десяток машин. На выставках показывали даже инкассаторский автомобиль тоже со стеклопластиковым, но пулестойким кузовом.

От «Волги» до «Москвича»: какие необычные внедорожники строили на базе УАЗа
Вариант «Пилота» — Tantor фирмы Baltijas Dzips

Развернуть реальное серийное производство не удавалось, но питерскую концепцию попробовали развивать и другие вновь образованные предприятия. Даже за рубежом!

Фирма Baltijas Dzips планировала продавать такие внедорожники и в странах Балтии, и на российском рынке. Автомобили по имени Tantor BD-1322 оснастили тем же 105‑сильым мотором ЗМЗ, развивающим 105 л. с., а также 109‑сильным дизелем IVECO. Прототипы, чтобы обойти таможенные пошлины собрали в Петербурге. Помимо стандартной машины заложили удлиненный пикап BD-13221 и пассажирский автомобиль BD-132211. Но продолжения затея не имела. Всего в Питере в 1998‑м изготовили чуть больше двадцати автомобилей.

Но питерский «Пилот» имел и еще одно продолжение, когда Дмитрий Парфенов спроектировал пикап «Канонир». Концепция осталась прежней: агрегаты УАЗ, двигатели ЗМЗ, в том числе уже и 16‑клапанный модели 4063 мощностью 110 л. с. Но кузов более простой формы создали заново.

От «Волги» до «Москвича»: какие необычные внедорожники строили на базе УАЗа
Пикап «Автос-Канонир-2317»

В 1998 году такие пикапы под названием «Автос-2317 Канонир» начали собирать в Анжеро-Судженске. Однако спрос был очень невелик и до 2000 года изготовили пару десятков автомобилей. В том числе, с пластиковой надстройкой кузова. Еще несколько аналогичных автомобилей сделала питерская компания «Автокад». На этом бурная, но короткая история машины закончилась.

СЦЕНА С ПЕРЕОДЕВНИЕМ

Шасси УАЗ-31512 для творческих поисков использовал и известный в кругах советских самодеятельных конструкторов Геннадий Хаинов, тоже имеющий опыт работы в НАМИ. В 1997‑м на шасси с трансмиссией УАЗ построили эффектный, а отчасти даже и стилистически эпатажный трехдверный внедорожник Astero со стеклопластиковым кузовом.

Помимо ульяновского двигателя рабочим объемом 2,9 л, мощностью 100 л. с. заявили и вариант машины с заволжским V8 рабочим объемом 4,25 л, мощностью 120 л. с., знакомым по грузовикам ГАЗ.

Несколько Astero изготовили в Питере. А место для производства фирма Dragon Motors наша ни где-нибудь, в Чите. Там собрали несколько десятков автомобилей Astero-3128.

От «Волги» до «Москвича»: какие необычные внедорожники строили на базе УАЗа
Astero-3128 на шасси УАЗ-31512

Сделали и версию Jump. Этот автомобиль, сняв с него крышу и двери, можно было превратить в игривый пляжный полноприводник. Но таких машин, по имеющимся данным сделали всего шесть. Фирма, как и иные аналогичные компании, не смогла выйти на безубыточный уровень производства.

От «Волги» до «Москвича»: какие необычные внедорожники строили на базе УАЗа
Внедорожник Jump фирмы Dragon Motors

ПОЧТИ, КАК У ГЕНСЕКА

Об идее гибрида «Волги» и УАЗа в 1990‑е вспомнила нижегородская тюнинговая фирма «Техносервис». Только в 1970‑е ГАЗ-24‑95 не предназначали для обычных покупателей, а теперь универсала ГАЗ-31022 на шасси удлиненного УАЗ-3153 с колесной базой 2780 мм мог заказать любой.

От «Волги» до «Москвича»: какие необычные внедорожники строили на базе УАЗа
Полноприводная «Волга» нижегородской тюнинговой фирмы «Техносервис»

Предлагали широкий выбор отечественных и импортных двигателей: от 130‑сильного ЗМЗ-406 до агрегатов Rover и Toyota, развивающих до 200 л. с. Мосты и раздаточная коробка остались ульяновскими.

Позднее аналогичные конструкции с кузовом «Волги» (не только универсалы, но и седаны) собирали и иные небольшие фирмы. Но эти единичные образцы конструкции даже не были сертифицированы.

УЛЬЯНОВСКОЕ С МОСКОВСКИМ

На базе «Моквича-2141» на АЗЛК разработали полноприводную версию, в том числе вариант пикапа — «Москвич-23356». Но серийными такие машины не стали, да и внедорожниками в классическом понимании не были. 

А вот в НАМИ пикап «Москвич-2335» тоже «скрестили» с шасси и трансмиссией УАЗ-31512. Машину по имени «Гренадер» публике показали в 1997‑м. Но инвестора под создание мелкосерийного производства так и не нашли. А уж заводу «Москвич» и вовсе было не до этого.

От «Волги» до «Москвича»: какие необычные внедорожники строили на базе УАЗа
Проект НАМИ «Гренадер»: шасси УАЗ — кузов «Москвич-2335»

Еще один вариант экзотический ульяновского внедорожника с кузовом, в основе которого лежал «москвичевский» сделали в НАМИ в 1999 году. Пятиместный пикап по имени «Тачанка Т-134» собрали на ульяновской раме с колесной базой 2780 мм и оснастили изрядно переделанным с увеличенной степенью сжатия заволжским двигателем V8 рабочим объемом 4,25 л. Трансмиссия, включая мосты, осталась ульяновской. Машину оснастили еще и мощной лебедкой.

От «Волги» до «Москвича»: какие необычные внедорожники строили на базе УАЗа
Экзотическая «Тачанка Т-134», сделанная в НАМИ

Судьбы всех этих конструкций предсказать, в общем, было нетрудно с самого начала. Машины получались дороже УАЗа, при этом вовсе не были лишены характерных для него проблем с комфортом, управляемостью, надежностью. Зато теперь каждая из сохранившихся машин — раритет и желанный объект для приложения сил любителей отечественной автомобильной экзотики.

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное