
Автопутешествия в СССР не имели ничего общего с нынешними представлениями о подобных вояжах – с онлайн-букингами, отелями-мотелями, СТО и АЗС на каждом шагу. Не говоря уже про мобильную связь.

Редакция
Вне зависимости от дальности и направления царил принцип «Спасение утопающих – дело рук…» – ну, и так далее. Но не в том смысле, что царил волчий закон – совсем наоборот! Стоило на обочине открыть капот и поднять руку, как кто-то притормаживал и интересовался, чем может помочь. Дотащить на буксире, поделиться топливом или моторным маслом, помочь соорудить подобие приводного ремня из какой-то подходящей веревки, посодействовать в поисках пропавшей искры – все это было абсолютно естественно. Никому не приходило в голову, что такая дорожная сцена может быть завуалированным грабежом – это сегодня нас всех запугали подобными историями, к сожалению – невыдуманными.
Все это правда. Но правда и то, что пускаться в какие-либо дальние путешествия, будучи неподготовленным к ним, было бы просто глупо. Абсолютное первенство по популярности маршрутов, конечно же, принадлежало поездкам на море – при этом, во многих случаях, ехали сразу несколько экипажей – хоть на автомобилях, хоть на мотоциклах. Вспомним еще раз про отсутствие мобильной связи – в таких условиях путешествия «караваном» были более чем оправданными.
На «юга» ездили практически отовсюду – даже из Мурманска. Ездили даже при отсутствии автомобильных дорог: из того же Владивостока машины порой отправляли поездом в Новосибирск или иной пункт, а сами добирались туда же самолетом. Самый героический маршрут образца 1982 года, обнаруженный на просторах Интернета, выглядел так: Владивосток – Новосибирск – Москва – Ленинград – Таллин – Рига – Вильнюс – Брест – Минск – Киев – Одесса – Севастополь – Керчь – Ростов на Дону – Волгоград – Саратов – Куйбышев – Челябинск – Свердловск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Чита – Хабаровск – Владивосток! Для справки: за время путешествия такой семейный экипаж проехал на ВАЗ-2102 в общей сложности свыше 21 тыс. км через семь республик! Сегодня слабо повторить?

Конечно каждый такой суперпробег – это исключение. Продававшиеся тогда справочники туриста рекомендовали начинающим более скромные маршруты, причем даже безобидный пробег Москва-Ленинград советовали растянуть на пару дней с промежуточной остановкой в Новгороде. Вопрос с гостиницами, как правило, замалчивался – с ними была просто катастрофа. Иногда выручали кемпинги, как под тем же Новгородом, но чаще всего ночевали просто в машинах – практически на обочинах дорог. Тогда, как ни странно, никто и ничего не боялся. И на Кавказе, и на Украине, и в Молдавии, и в Крыму, и в Прибалтике, словом везде на территории необъятного Советского Союза все было спокойно. Что хорошо было в те времена, так это уверенность в завтрашнем дне и безопасности жизни.
Маршрутами выходного дня для многих были сравнительно короткие поездки по Золотому Кольцу – Ростов Великий, Переславль-Залесский и так далее. Впрочем, многие представления меняются: для тех же москвичей поездки в Ярославль или в Углич, и, тем более, в Мышкин, зачастую казались далекими. Но при этом популярным направлением оставалась и Прибалтика – эдакая заграница местного значения…

Крутые автопутешественники всегда выбирали себе поездки по не самым хоженым тропам. Даже справочники предупреждали, что отдельные маршруты безопасны только для хорошо подготовленных групп: из-за отсутствия нормальных дорог. Скажем, поездка через Анненский мост Вологодской области требовала основательной подготовки, а потому новичкам советовали предварительно созвониться с какими-то местными организациями, уточнить реальное состояние дороги и только после этого трогаться с места.
Что касается собственно перемещения в пространстве, то автомобилей на дорогах было до неприличия мало – сегодня такое увидишь разве что в старых кинофильмах. Заправок тоже было мало, но автотуристы всегда возили с собой канистры с бензином, что отчасти решало эту проблему. Да, перекусить или переночевать по дороге было практически негде, но, как ни странно, именно это позволяло назвать свой вояж не поездкой, а настоящим автопутешествием. И вместо смартфона с навигатором была мятая автомобильная карта, где почти ничего не было обозначено, а потому все, в общем-то, зависело только от тебя.
И это было классно.

Что еще почитать:
Сколько в СССР стоило съездить на машине к морю?
Почему в СССР бензин был разного цвета
Советские универсалы: почему в СССР их любили, но не могли купить