25 лет назад было подписано соглашение о вхождении автомобильного подразделения Skoda в VW Group. Вспомним, какой была «Шкода» до слияния с немецким концерном, и как чешская марка прошла путь от велосипедной мануфактуры до одного из крупнейших автопроизводителей Европы
Максим Федоров
1895. Два Вацлава — Клемент и Лаурин открыли производство велосипедов под маркой Slavia, быстро снискавших успех как в Чехии, так и за ее пределами.
1898. Вдохновившись успехом велосипедного дела, основатели компании Laurin & Klement решили оснастить свое детище мотором, став первыми производителям мотоциклов в Австро-Венгрии.
1905. Laurin & Klement (или просто L&K) выпускает свой первый автомобиль — Voiturette. А год спустя такие автомобили начинают производить серийно.
1907. Компания L&K расширяет бизнес и преобразуется в акционерное общество. Модельный ряд насчитывает уже 9 типов машин, с 2-, 4- и 8-цилиндровыми моторами.
1918. Первая мировая сильно подкосила продажи машин, но в L&K быстро переориентировались на выпуск новой продукции: ее бестселлером стал... моторный плуг Excelsior.
1919. Восстанавливающийся спрос на автомобили позволил запустить производство популярных довоенных моделей S и M, отличавшихся простотой конструкции и надежностью.
1925. L&K объединяется с предприятием Skoda Works (основатель — Эмиль Шкода), а ее машины получают эмблему в виде крылатой стрелы.
1926. Выпущен первый автомобиль под маркой Skoda — им стал лицензионный лимузин Hispano-Suiza.
1930. Предприятие Skoda внедряет революционное для своего времени новшество — конвейер, позволяющий выпускать до 85 автомобилей в день.
1934. На базе облегченной рамы выпускаются модели разных ценовых категорий — Popular, Rapid и Superb. Доступный Popular становится поистине народным автомобилем, его тираж переваливает за 5000 шт.
1936. Skoda добивается успеха в автогонках: Popular приходит вторым на ралли Монте-Карло, а позже одерживает победу на ралли в Африке и на Балканах.
1939. Начинается Вторая мировая война, а вместе с ней на заводе Skoda прекращается производство гражданских автомобилей.
1940. Skoda милитаризируется: на автозаводе выпускают военные гусеничные тягачи RSO, а также различные оружейные детали.
1945. Хотя завод в Млада-Болеславе пострадал от авиаударов, уже в конце войны на нем возобновляется выпуск модели Popular. Осенью 45-го компанию Skoda национализируют.
1952. Skoda выпускает свой первый автомобиль с цельнометаллическим кузовом — седан 1200.
1959. Модернизированные модели Skoda 440, 445 и 450 получают новые имена: Octavia, Octavia Super и Felicia.
1964. Skoda выпускает модель 1000 MB — массовый автомобиль принципиально новой, заднемоторной конструкции.
1965. В Новой Зеландии и Пакистане организована сборка вседорожников Trekka и Skopak — их делали импортеры Skoda из запчастей, поставляемых из Млада-Болеслава.
1970. На заводе в Квасинах, где делают Felicia, начинается серийный выпуск стильной спортивной модели — Skoda 110 R Coupe.
1975. Skoda выпускает спортивную модель 130 RS, которая впоследствии принесет марке спортивную славу и множество призовых мест в различных ралли.
1976. С конвейера сходит Skoda 105 — доступный семейный автомобиль, пользовавшийся спросом не только в Чехии, но и на экспортных рынках.
1981. Команда Skoda с моделью 130 RS побеждает в европейском чемпионате по шоссейно-кольцевым гонкам.
1987. Выпуск Skoda Favorit ознаменовал очередную конструктивную революцию чешских автомобилей с переходом на передний привод. Дизайн этой модели придумали в студии Bertone.
1990. Кризис в стране вынудил пойти на поиски сильного западного партнера для Skoda. Из всех кандидатов на покупку компании правительство Чехии выбрало VW.
1991. Skoda становится четвертой маркой VW Group. Немецкий автоконцерн полностью перестроил процессы производства и разработки автомобилей.
1994. Skoda Favorit покидает конвейер: начинается выпуск Felicia.
1995. Гоночная Felicia занимает первое и второе места на ралли Монте-Карло.
1996. По уровню качества и удовлетворенности клиентов марка Skoda становится лучшей в группе Volkswagen. Выпущена Octavia — первая Skoda на узлах VW, а также первый чешский автомобиль, оснащаемый автоматом.
2001. Выходят в свет комфортабельный Superb и Octavia RS — самый быстрый и мощный автомобиль в истории Skoda.
2009. Skoda выпускает свой первый кроссовер — Yeti, а также становится самой успешной зарубежной автокомпанией в Германии.
2010. Skoda получает титул лучшего среди гонщиков и производителей Межконтинентального ралли.
2011. В модельном ряду марки появляется компакт-кар Citigo, раллийный болид Skoda впервые побеждает в гонках WRC.
2012. Выпущены Rapid и третье поколение Skoda Octavia.
2013. Skoda отмечает выпуск 15-миллионного автомобиля и представляет новую Octavia RS.
2015. Skoda выпускает новый Superb и празднует 120 лет.
2016. На женевском автосалоне представлен Vision S - прототип первого большого кроссовера марки Skoda.