Top.Mail.Ru
История паромобилей: главный двигатель человечества

История паромобилей: главный двигатель человечества

фото: Wikipedia / 24.01.2023
Сейчас паромобили кажутся какой-то фантастической экзотикой, но так было не всегда. На заре автомобилизации у двигателей, работающих за счет силы пара, был реальный шанс занять свою нишу. Ведь на "самобеглых повозках" они использовались еще до создания привычных нам ДВС и электромоторов, ну а сами паромобили появились еще до изобретения паровозов!

Алексей Медведев

Попросите первого встречного назвать главный двигатель человечества, и технически подкованный респондент сразу же назовет РД-107, установленный на ракете Р-7 «Восток». Ведь именно они вывели человека в космос! Гуманитарий ответит, что вне всяких сомнений, главный двигатель человечества – лень. Ведь она стимулирует изобретателей придумывать различные механизмы облегчающие труд. Без таковых, существование цивилизации, в том виде, в каком мы ее знаем сейчас, оказалось бы невозможным. А еще благодаря лени на свет появились пульты дистанционного управления!

Но для воплощения идеи в жизнь одной лени мало. Ведь, для того чтобы осуществить грандиозный проект, например постройку плотины ГЭС, требуется переместить немалое количества стройматериалов и выработать много энергии. Поэтому, конечно же, приоритетным направлением человечества всегда было создание физически реального, мощного и компактного двигателя. Вообразите, насколько легче и быстрее происходила бы постройка Великих пирамид, окажись в распоряжении древних египтян хотя бы паровая машина. Но о силе пара люди узнали гораздо позже – в первом веке Нашей эры, а приручили и вовсе спустя полторы тысячи лет – в 17 веке. После чего на протяжении двух столетий, пар постепенно превратился в основную движущую силу прогресса.

История паромобилей: главный двигатель человечества

Первые эксперименты.

А началось все в 62 году Нашей эры, когда греческий изобретатель Герон Александрийский представил устройство под названием эолипил (геронова турбина). Полая сфера с двумя подводящими пар трубками вращалась за счет реактивной силы струи, выбрасываемой из одного или нескольких сопел. Однако, устройство Герона получило статус игрушки, поскольку никакого практического применения не имело.

История паромобилей: главный двигатель человечества

Реально работающие паровые турбины были изобретены в 1894 году Чарльзом Парсонсом и вскоре на свет появились агрегаты не только принесшие электричество на улицы городов, в дома, на заводы и фабрики, но также покорившие моря и океаны. Например, на печально знаменитом Титанике силовая установка, помимо двух классических четырехцилиндровых двигателей тройного расширения, включала и паровую турбину.

История паромобилей: главный двигатель человечества

Инженеры, промышленники и транспортники, осознав потенциал новинки, приложили значительные усилия и ресурсы для его усовершенствования. Используя последние открытия и достижения в области термодинамики, новейшие разработки в металлургии и технологиях производства, они улучшали новую машину до тех пор, пока она не достигла своего нынешнего статуса: доминирующей технологии выработки электроэнергии во всем мире. Однако с уменьшением размера турбины, неминуемо падает ее термодинамический КПД. Поэтому применительно к автомобилям конструкторы использовали поршневые двигатели, появившиеся, к слову, раньше реально работающих турбин.

Пар, как двигатель прогресса.

Практическое воплощение данная технология получила в конце 17 Века, когда Томас Савери для откачки воды из шахт изобрел паровую помпу. Чуть позже, работы в этом направлении продолжил Томас Ньюкомен, создавший «атмосферный двигатель», в котором поршень соединялся с длинным зубчатым штоком и через коромысло приводил в действие откачивающий насос.

История паромобилей: главный двигатель человечества

Но лишь с благодаря Джеймсу Уатту – отцу паровой машины, справедливости ради: познакомившимся с ней при ремонте одного из устройств Ньюкомена, паровые двигатели завоевали сушу (паровозы) и море (пароходы). Разумеется, сфера применения не ограничивалась промышленностью и тяжелыми машинами. Считается, что первый паромобиль разработал еще в 1672 году фламандский иезуит Фердинанд Вербист.

История паромобилей: главный двигатель человечества

Однако нет никаких доказательств того, что его проект был реализован. Поэтому первопроходцем называют Николя-Жозефа Кюньо, представившего самоходную паровую повозку в 1769 году - за несколько десятилетий до постройки первого паровоза! Автомобиль Кюньо доказал, что концепция механического экипажа на паровой тяге имеет право на жизнь.

История паромобилей: главный двигатель человечества

Постепенное развитие идеи транспортного средства, способного передвигаться с помощью силы пара по обычным дорогам, привело к появлению омнибусов, грузовиков и, даже, легковых автомобилей. В XX веке над этой воплощением этой идеи работали как американские, так и советские инженеры. Причем по техническим характеристикам появлявшиеся на свет паромобили выглядели предпочтительнее современных им бензиновых собратьев!

Продолжение следует...

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

2 комментария

  1. interested in F1:

    подписываюсь на продолжение.

  2. Иван:

    Интересно, начало интригует! Фанат автора еще со времен Дзена (оттуда и перешел сюда

Статьи по теме
Популярное