Top.Mail.Ru
Чайна-«Волга» или как китайцы ГАЗ-21 скопировали

Чайна-«Волга» или как китайцы ГАЗ-21 скопировали

29.04.2023
В 1958 году Китай начал осуществлять стратегию «Большой скачок вперед». Кроме грузовиков стране требовалось наладить массовый выпуск легковых автомобилей универсального применения «город/село».

Александр Трохачев

Мы уже рассказывали, как Советский Союз помог Китаю создать собственный автопром. Однако первоначально ставку только на технику СССР в Китае не делали. Одновременно рассматривали автомобили из США и Европы. Тем не менее акценты очень быстро сместились в пользу советских «колес», и причин тому было несколько.

Чайна-«Волга» или как китайцы ГАЗ-21 скопировали
Горьковская «Волга» удачно зашла на китайский рынок, однако первый опыт копирования легковых автомобилей Страны Советов оказался последним.

Автомобили США не попали в список прототипов из-за внушительных размеров (а, значит, металлоемкости), обилия декоративного хрома, мощных двигателей V6 и V8, большого расхода топлива. Плюс ко всему в Китае не было практических сведений об особенностях эксплуатации, стоимости ремонта и владения. Сыграли свои роли недружественное высокомерное отношение США к развивающемуся молодому государству и туманные перспективы в короткие сроки наладить локализацию.

Чайна-«Волга» или как китайцы ГАЗ-21 скопировали
Перелицованная копия 21‑й «Волги» получила название Dongfanghong CJ760. Фронтальную часть китайцы изменили на своё усмотрение, но черты старой «Волги» угадываются.

Европейские малолитражки оказались чересчур нежными для езды вне дорог с твердым покрытием. У них была слабая подвеска и маломощные двигатели, весьма чувствительные к качеству топлива. Не устраивал китайскую сторону и дизайн экстерьера, и оформление интерьера большинства рассмотренных претендентов на копирование. В общем, «Европа» не впечатлила, а идти наугад осторожные восточные люди не осмелились.

Чайна-«Волга» или как китайцы ГАЗ-21 скопировали
Вот такая корма ГАЗ-21 «Волга» после китайской модернизации.

Зато был опыт использования советских автомобилей и, в частности, старой «Волги» ГАЗ-21 в кузове четырехдверный седан. Китайцам импонировал толстый металл, луженый кузов, минимум сварных и максимум болтовых соединений. В просторном салоне на переднем и заднем сплошных диванах можно было разместить всю семью, а в грузовом отделении и на багажнике сверху — уложить уйму легкого груза или урожая. Груза вмещалось больше, чем на трехколесном мотороллере или мотоцикле с грузовым прицепом. Подкупала простота конструкции и высокая ремонтопригодность. И не последнюю играло дружеское отношение «старшего брата» в лице Советского Союза.

Чайна-«Волга» или как китайцы ГАЗ-21 скопировали
Инженеры Поднебесной переоформили приборную панель «волжанки» на свой лад.

Уже в 1959 году благодаря усилиям компании BAW появился первый прототип Dongfanghong BJ760. В переводе название этой модели означало «Красный Восток», хотя изначально ей хотели присвоить имя «Искра». Словосочетание «Красный Восток» взято из патриотической песни. Модель комплектовали 2,4‑литровым 70‑сильным двигателем и трехступенчатой механической коробкой передач от советской «Волги», и всех это устраивало.

Чайна-«Волга» или как китайцы ГАЗ-21 скопировали
Боковая проекция автомобиля made in China как бы заретушировала исходные черты техники «Сделано в СССР».

Компания BAW серийно выпускала седан в период 1960‑1969 годов, правда, изготовила всего-навсего 238 ед. И это не были 21‑е «Волги» в исходном виде: конструкцию автомобилей намеренно изменили. Среднюю часть и крышу оставили почти без изменений, а фронтальное и хвостовое оперение подвергли редактированию. Восточные акценты были внесены и в салон. В результате получилось нечто свое, где маркировка made in China уже не выглядела профанацией.

Чайна-«Волга» или как китайцы ГАЗ-21 скопировали
Про советские корни новой легковушки быстро забыли, а продолжения опыта в конце 60‑х, увы, не последовало...

Советская сторона передавала китайской чертежи и документацию на различные автомобили, но всегда восточный сосед интерпретировал их на свой лад. Так было и в случае с аналогом автомобиля правительского класса ЗИЛ-111 (1958–1967 гг.). В результате «переосмысления» китайскими специалистами появился представительский седан Hongqi CA72 производства FAW Hongqi. Его выпускали только для высшего руководства КПК Китая и государственных чиновников соответствующего ранга. Как и его аналог в Советском Союзе, он был серийным в тот же самый отрезок времени, только производился всего несколько лет.

Чайна-«Волга» или как китайцы ГАЗ-21 скопировали

Прошли годы, и поднаторевшие китайские машиностроители стали конструировать автомобили самостоятельно. Первоначально (в течение нескольких десятилетий) их строили по советским технологиям, а со временем стали применять собственные наработки.

Что еще почитать:

Как Советский Союз помог Китаю создать собственный автопром

Редакция рекомендует:






(4 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. Din:

    Это не Волга, на некоторых фото, например красная машина, это Опель Капитан 1957 года, он же какой то Форд. Видно по заднему стеклу и нет задних крыльев выштамповок. И салон там не поэтому отличается от Волги, он просто не волговский.

Статьи по теме
Популярное