Top.Mail.Ru
Ян Птачек: «Мы строим будущее»

Ян Птачек: «Мы строим будущее»

28.02.2018
Прошлый год для LADA прошел под знаком роста продаж и вывода на рынок новых моделей. О настоящем и будущем бренда LADA мы беседовали с исполнительным вице-президентом по продажам и маркетингу Яном Птачеком.

Станислав Шустицкий

 Ян Птачек

— Ян, мы встречались с вами ровно год назад, и говоря о планах на 2017-й, вы были оптимистичны. Сохранился ли ваш оптимизм сейчас, при подведении итогов года?

— Определенно сохранился. Рост рынка заметен, и это отличная новость для автомобильного рынка в целом и для бренда LADA: мы видим, что LADA серьезно усилила свои позиции, и в ушедшем году мы констатировали увеличение доли рынка. Это лучший результат марки за последние шесть лет. Кроме того, год назад я говорил, что 2017-й станет для нас годом перемен: мы планировали поменять восприятие имиджа бренда нашими клиентами, произвести обновления в работе дилерской сети, вывести на рынок новые модели. Мы сделали все, что планировали, и видим очень позитивный ответ рынка, то есть ответ наших покупателей. Но я не стал бы говорить об этом как об итогах — это лишь первый шаг, и работа продолжается.

— Говоря об усилении позиций на рынке, что бы вы отметили в первую очередь: объем продаж или изменение отношения к бренду со стороны покупателей? Что касается последнего, то еще совсем недавно потенциальные покупатели могли отдать предпочтение отечественным автомобилям лишь в силу их стоимости.

— Конечно, в первую очередь это продажи, наша доля рынка пассажирских автомобилей в прошлом году достигла 20,5 %. Но в то же время эти цифры являются своеобразной лакмусовой бумажкой, которая показывает, насколько успешно мы способны привлекать клиентов. Кроме того, помимо внешних есть и внутренние индикаторы, показывающие, что бренд, в плане имиджа, меняется. И все это не может происходить в отрыве от вывода на рынок новых моделей и работы над качеством нашей продукции — это задел на будущее, которое у бренда LADA, безусловно, есть. Судите сами: мы смогли выйти в новые сегменты с такими моделями, как XRAY, Vesta SW и Vesta SW Cross, и в этих сегментах у LADA большой коммерческий успех. Разве это не говорит о том, что отношение покупателей к бренду меняется? К примеру, по сравнению с 2016 годом, в прошлом году продажи модели XRAY выросли на 67 %! А если говорить о Vesta, то и здесь впечатляющий рост — 40 %. И здесь нужно смотреть на развитие ситуации — это не просто успех, характерный для выпуска новых моделей, а успех, который со временем нарастает. Сейчас мы то же самое можем говорить о моделях Vesta SW и Vesta SW Cross: не прошло и трех месяцев с момента их вывода на рынок, а мы уже можем констатировать коммерческий успех. Вы спрашивали, оценил ли нашу работу конечный потребитель, заметил ли он изменение бренда LADA. Потребитель проголосовал за нас своими деньгами, и этим все сказано.

— Что касается Vesta SW и Vesta SW Cross… В свое время автомобиль ВАЗ-2104 пользовался спросом, но затем внимание к универсалам в нашей стране было небольшим. Правда, и доступных предложений со стороны отечественного автопрома было немного. Vesta SW и Vesta SW Cross могут стать предвестниками новой российской автомобильной культуры?

— Я бы отметил, что Vesta SW — это не просто универсал. Это автомобиль с более высоким клиренсом, с очень привлекательным дизайном и большим функционалом. Да, этот автомобиль сохранил всю практичность универсала, но это прекрасный семейный автомобиль. Это новая ниша, которую мы хотим занять, и уже сегодня я не сомневаюсь в большом коммерческом успехе этого автомобиля.

— Экономика, серьезно пострадавшая от кризисных явлений, постепенно восстанавливается, но в России по-прежнему существует проблема отложенного спроса. Считаете ли вы, что помощь государства и специальные программы автопроизводителей смогли бы улучшить эту ситуацию?

— Государственная поддержка существует, и она уже помогла не только бренду LADA, но и рынку в целом. Вот пример: в 2017 году 38 % всех наших продаж были реализованы по программе trade in, которую поддерживает государство. Эту поддержку я считаю весьма значительной и очень надеюсь, что государство и в будущем будет помогать автопроизводителям. Но я согласен и с тем, что проблема отложенного спроса в России существует: парк автомобилей здесь достаточно старый, около 13 лет. Да и число автомобилей на 1000 человек населения весьма низкое. Поэтому даже математически мы видим большой потенциал для роста рынка, но вопрос в том, насколько быстрым будет этот рост. И в этой связи мы не только рассчитываем на государственные программы, но и сами активно работаем в этом направлении. К примеру, ощутимо поддерживает продажи наша программа LADA Finance, у нас есть также специальные предложения для бизнеса, мы постоянно развиваем и другие инструменты маркетинга.

— Планируется ли расширение дилерской сети, или сегодняшнее число дилерских центров достаточно? И, с учетом обновления бренда, появились ли какие-то новые требования к дилерам со стороны производителя?

— Сегодня основной акцент мы делаем на жесткие стандарты дилерских центров. Лично для меня самое главное — уверенность в том, что мы способны предоставить нашим клиентам полный спектр услуг и готовы решить все проблемы, связанные с продажей и обслуживанием автомобилей. Важно, чтобы клиенты были полностью удовлетворены уровнем сервиса и оставались с нами. И это то, что является нашим первым приоритетом. В то же время мы активно работаем над имиджем марки, всячески стараемся показать, что бренд LADA меняется. Уже сейчас вы можете увидеть немало дилерских центров, оформленных по новым стандартам, и в ближайшем будущем эта работа будет продолжена.

— Во время нашей прошлой встречи вы много говорили об экспортных программах. Удовлетворены ли вы тем, как эти программы развиваются?

— Да, прошедший год в плане экспорта был очень успешным: после нескольких лет падения экспортные продажи LADA начали расти и увеличились на 31 %. Причем наши продажи выросли не только на рынках стран СНГ, которые для нас являются приоритетными, рост отмечен и в других регионах. Более того, мы открываем новые рынки, например, начались поставки наших автомобилей на Кубу. И в 2018 году мы также продолжим работу над развитием программы экспорта.

— Будет ли при этом расширяться география экспортных поставок LADA?

— Опять начну с приоритета, коим является усиление позиций на наших ключевых рынках. Прежде всего, это рынки стран СНГ. Но это не значит, что мы не будем рассматривать варианты работы в других регионах. Я уже упомянул Кубу, а недавно начал работу наш импортер в Иордании. Сейчас мы прорабатываем варианты и с другими странами, где хотели бы присутствовать, причем на уровне долгосрочных проектов. Так что в плане экспорта у нас действительно большие перспективы.

— Не могу не спросить про планы, касающиеся обновления в 2018 году модельного ряда LADA...

— Сейчас мы как раз находимся в процессе обновления модельного ряда, и в 2018-м работа в этом направлении будет продолжаться: мы достаточно амбициозны и хотим усилить наши позиции лидеров на российском рынке, поэтому наши модели должны быть еще более привлекательными.

— Если можно, конкретнее. Что это будет: новые модели, может быть, новые сегменты?

— Во-первых, наши модели Vesta SW, Vesta SW Cross и XRAY имеют очень большой потенциал. Во-вторых, за последние два года мы вывели на рынок много новинок, и в 2018 году эта работа будет продолжаться. К сожалению, сейчас я не могу рассказать вам о тех новинках, которые мы готовим к выпуску, но со всей определенностью можно сказать, что их выход на рынок позволит усилить наши позиции. Большим преимуществом LADA является то, что у нас достаточно широкий модельный ряд, позволяющий удовлетворять потребности наших клиентов. О моделях Vesta и XRAY я уже говорил, но обратите внимание, к примеру, на модель Granta — это самый привлекательный автомобиль рынка исходя из соотношения цены и набора оборудования. Более того, Granta продолжает оставаться на втором месте по продажам, а если мы суммируем продажи моделей Granta и Kalina, то переместимся на первое место! И столь высокий уровень продаж в этих сегментах является большим подспорьем для LADA. С другой стороны, мы работаем и в области коммерческих автомобилей, где у нас есть Largus, автомобиль, практически не имеющий конкурентов. А с компанией ВИС АВТО мы небольшими сериями выпускаем специально подготовленные автомобили. И, конечно же, у нас есть легендарная модель «4х4», имеющая стабильный спрос. Эта наша способность отвечать на запросы большого количества потребителей и позволяет нам сохранять лидирующие позиции.

— В связи с этим не предполагается ли дальнейшее развитие моделей Granta, Largus и «4x4»?

— У нас есть среднесрочная и долгосрочная программы работы с модельным рядом, исходя из которых мы и проводим те самые обновления. Если вы хотите сохранить 20 % доли на таком сложном рынке, как российский, то должны предложить покупателям не просто привлекательный продукт, а продукт, который будет привлекательнее в сравнении с конкурентами. Именно такие продукты мы и должны выводить на рынок, тем самым убеждая наших покупателей в том, что именно они, покупатели, находятся в центре наших интересов. Здесь важен не только сам модельный ряд, но и уровень дилерской сети, и качество сервисного обслуживания, которое мы предлагаем покупателям.

— Вы уже более 20 лет работаете в автомобильной промышленности. Какой период вашей работы был самым сложным, а какой наиболее интересным?

— До того, как я начал работать с LADA, я 23 года работал в группе Renault. И нынешнее предложение развивать такой бренд, как LADA, который является частью промышленного наследия России, не только открывало для меня большие возможности, но и являлось серьезным вызовом. Это не просто красивые слова: в настоящий момент мы занимаемся тем, что стараемся проторить для LADA дорогу в будущее. И для меня большая честь принимать участие в этих переменах.

— Сомнений у вас не было? Выше вы говорили, что российский рынок достаточно сложен, и стать на нем лидером непросто…

— Я работаю в России не впервые: в течение нескольких лет занимал должность директора по маркетингу Renault в России. Поэтому нельзя сказать, что я знакомлюсь с российским рынком с нуля.

— Тем более…

— Именно сейчас мы находимся в ключевом для LADA периоде: выпускаем новые продукты, есть рынок, который начинает оживать… Это именно тот момент, когда мы должны строить будущее марки.

Вице-президент по продажам и маркетингу Ян Птачек

 

(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное