Николай Попков: «Свобода — выбор сильных»

текст: Наталья Умнова / фото: Harley-Davidson / 25.04.2019
Последние несколько лет Harley-Davidson не перестает удивлять: каждый год выпускает по несколько новых моделей мотоциклов в неожиданных для большей части мотосообщества сегментах; несмотря на кризис, открывает в России по 2–3 дилерских центра в год, да еще в, казалось бы, совершенно не мотоциклетных регионах типа Тюмени и Челябинска (да простят меня жители этих городов); прошлой осенью вообще представил концепты турэндуро и стритфайтера, обещает скоро запустить в серию электробайк… Обо всем этом мы поговорили с главой Harley-Davidson в России и СНГ Николаем Попковым.

— Вы уже больше года возглавляете представительство H-D в России и СНГ. Чего удалось добиться за этот год, а что не получилось?

— С чувством удовлетворения отмечу, что удалось выполнить почти все намеченное, по некоторым направлениям даже превзойдя поставленные цели. Прежде всего речь идет о результатах по продажам. Наша команда полностью справилась с задачами, поставленными нашей штаб-квартирой!

В 2018 году были открыты 3 новых дилерских предприятия: в Самаре, Нижнем Новгороде и, финальным аккордом, в Челябинске в декабре. Кроме того, была осуществлена перенастройка системы взаимодействия с дилерами, а также организован успешный запуск новый линейки мотоциклов семейства Softail.

Harley-Davidson хорошо известен как мотоциклетный бренд, но, к сожалению, не так популярен в России как производитель современной повседневной одежды. Многие готовы носить одежду известных марок, и Harley-Davidson за пределами нашей страны — один из таких брендов. Даже не владея мотоциклом, рядовые потребители находят много интересного в нашей линейке. И нет, мы не продаем только «косухи» и кожаные штаны. У нас представлена самая обычная повседневная одежда: футболки, рубашки и тому подобные популярные вещи, которые есть в каждом гардеробе. Они исполнены как в оригинальном, так и в повседневном стиле casual, для мужчин и для женщин, но пока, к сожалению, не до всей потенциальной аудитории удалось донести эту информацию.

— Каковы приоритетные направления деятельности компании в 2019‑м?

— Одной из наших основных целей является обеспечение первоклассного и уникального опыта владения мотоциклом, именно владения, то есть создание предпосылок и наилучших условий для его эксплуатации. В первую очередь этому способствует наша обширная дилерская сеть в России и СНГ. От Минска до Владивостока, в каждом дилерском центре наш клиент найдет теплый прием, одинаковый уровень сервисного обслуживания и кастомизации. Мы всегда рады гостям.

Кроме этого, в 2019 году запланирована насыщенная программа фестивалей и мероприятий под эгидой бренда. В том числе продолжат свои активности клубы любителей марки — сообщества HOG, которые распространены по всей России и СНГ. В общем, событий будет очень много! И любому владельцу мотоцикла Harley-Davidson, а также просто фанатам марки, будет интересно стать нашим гостем.

Зачем это все нужно? Мы не ставим себе целью только продажу хороших мотоциклов, и для любого нашего клиента покупка мотоцикла — это пусть и приятный, но всего лишь первый шаг в мир мотокультуры, связанной с Harley-Davidson. Основное общение и насыщенная событиями жизнь в мире мото складывается уже после приобретения мотоцикла. И мы будем продолжать делать все, чтобы покупка мотоцикла Harley-Davidson была не финальным событием, а возможностью навсегда изменить свою жизнь к лучшему, став частью большого растущего мотосообщества нашей страны.

— Как вы оцениваете перспективы рынка новых мотоциклов в 2019‑м и на следующие 2–3 года?

— С учетом постоянно присутствующих геополитических и экономических рисков сколько-нибудь долгосрочный прогноз — дело крайне неблагодарное. Мы рассчитываем, что в 2019 продолжится умеренный рост нашего сегмента (600+ см3), так как спрос в нем ограничен, в первую очередь, не экономикой, а пока что весьма скромным интересом к мотокультуре и мотопутешествиям как таковым. Но мы считаем, что популярность такого времяпровождения будет расти, в том числе благодаря нашим усилиям в этом направлении.

— Недавно вы открыли 18‑й дилерский центр в России, в Челябинске. Каким критериям должен отвечать город, чтобы там мог открыться дилерский центр H-D?

— Изначально наша стратегия нацелена на все города с населением от 1 миллиона и выше, но мы практически достигли намеченной цели. Поэтому готовы рассматривать запросы от кандидатов, желающих открыть новый дилерский центр в городах с меньшим населением.

Перед открытием мы анализируем информацию об уже существующем на месте парке мотоциклов, изучаем уровень продаж премиальных автомобилей, а также дополнительную информацию, касающуюся ключевых экономических показателей региона.

— По сравнению со многими другими странами, даже с США, дилерские центры H-D в России — это красивые, оригинальные места, не просто центр продаж, но душевное место. Зачем так стараться?

— Одна из наших миссий — создать новый, современный образ мотокультуры и по возможности избавиться от стереотипов. В массовом сознании нашего общества все еще превалируют архаичные представления о наших клиентах. Но, невзирая на внешние атрибуты, чаще всего это состоявшиеся, современные, образованные, социально ответственные люди, которые получают огромное удовольствие от общения и совместных поездок. В течение рабочей недели такой человек трудится топ-менеджером крупной компании или программирует сайт очередного клиента, а на выходных в образе сурового байкера получает удовольствие от езды на своем мотоцикле.

Но, перевоплощаясь, такой человек все еще ждет от нас достойного себя качества и уровня обслуживания, а дилерский центр — это точка притяжения. Многие из наших клиентов приходят к нам просто для общения и погружения в среду. И поэтому в наших дилерских центрах мы стараемся транслировать все ценности бренда — свободу общения и самовыражения, но при этом предоставить достойное по размерам и комфорту пространство с уникальной позитивной интеллектуальной атмосферой.

— Недавно моя знакомая решила поменять свой 250‑кубовый китайский нейкед на что-то более солидное. Выбирала она из всего, что представлено на рынке, причем совершенно разных классов: от спорттуристов до круизеров. И, хотя фанатом H-D не является, остановила свой выбор на H-D Street — он ей приглянулся ценой: с учетом скидок и акций она оказалась самой приемлемой. Получается, что аудитория H-D стала очень размытой? С одной стороны, это хорошо — больше потенциальных покупателей. С другой, понятно ли вам, как и к кому вы обращаетесь? Для кого делаете мотоциклы?

— Я бы не называл это размытостью. Наша аудитория стала шире и разнообразнее. Произошло это за счет выпуска новых линеек и моделей, которые интересны более широкому кругу. Классические мотоциклы никуда не делись. А новые мотоциклы все так же несут в себе ДНК бренда. Это тот же Harley-Davidson, но созданный «по-новому» и для тех, кого мы раньше привлечь не могли. Пример вашей знакомой лишний раз это подтверждает.

Мы делаем качественные мотоциклы для всех, кто готов прислушаться к своим желаниям и открыться новому, кто может позволить себе быть свободным от стереотипов, почувствовать недоступное больше нигде чувство езды на двух колесах. Компания выпускает мотоциклы для самых разных клиентов, и мы только рады, что их становится больше.

— Но не ослабнет ли культ бренда? Ведь олдскульные фанаты вряд ли оценят соседство в одной колонне с людьми, которые купили H-D просто потому, что акция была?

— Лейтмотив нашего бренда — это свобода. Свобода быть любым, свобода от стереотипов и чужого мнения. Я не могу согласиться с теми, кто осуждает других за какие-то отличия. За то, что его путь в мотодвижении отличается от пути человека, едущего рядом в колонне. Свобода — это выбор сильных, а ограничения в массе своей — удел слабых.

— Как вы расставляете акценты по продажам моделей в России? Какие модели больше любят (покупают) в России и почему?

— Стабильный спрос сохраняется на все без исключения модели. Можно сказать, что наши клиенты по-прежнему в чуть в большей степени отдают предпочтение моделям для продолжительных мотопутешествий. В нашем модельном ряду нет четких границ, поэтому это не только туринги, но и определенные круизеры линейки Softail.

— Как вы оцениваете перспективы в России нового, весьма неоднозначного модельного ряда, который представили в виде концептов в начале осени? Все ли модели будут продаваться у нас? Какая модель, на ваш взгляд, станет наиболее успешной? Почему?

— Все представленные концепты — это не просто полет фантазии дизайнеров и инженеров, а результат кропотливой и планомерной работы в течение нескольких лет. Мы собирали данные, общались с клиентами, выясняли, чем еще мы их можем порадовать. Возможно, сейчас эти модели выглядят вызывающе в рамках сформировавшегося представления о бренде, но их презентация — это продуманный ход в рамках долгосрочной стратегии развития компании. Поэтому сомневаться в их востребованности не приходится. Мы коммерческая компания, поэтому постоянно и поступательно движемся вперед, отвечаем на спрос, который уже реально существует.

Harley-Davidson Streetfighter.

Эти модели — далеко не мимолетная прихоть. Компания хочет не только сохранять культуру и наследие, но и создавать их. А это невозможно без взгляда на рынок в перспективе. Конечно, необходимо отметить, что те модели, которые были показаны, во-первых, еще претерпят изменения до начала выпуска, во-вторых, основная цель показа состояла в доведении до обширной аудитории стратегии выхода в новые для компании сегменты.

Harley-Davidson Pan America 1250.

Я нисколько не сомневаюсь, что, отталкиваясь от 115‑летней истории и накопленных уникальных инженерных компетенций, компания в итоге запустит в производство абсолютно конкурентоспособные и во многом уникальные модели. Если попробовать спрогнозировать спрос в России и СНГ, то сегмент мотоциклов класса турэндуро выглядит наиболее перспективным по понятным причинам.

— А что насчет электробайка?

— Пока точные сроки запуска модели Livewire в России не определены, но скорее всего речь идет о 2020 годе.

Это очень модный и своевременный проект. Этот мотоцикл сочетает в себе передовые технические характеристики и оригинальный дизайн бренда. Судя по реакции СМИ, клиентов и всего мотосообщества, он должен заинтересовать широкую аудиторию.

Электробайк Harley-Davidson Livewire.

Электробайк — это инновационный опыт перемещения на двухколесной технике, и мы готовы предоставить его заинтересованной публике. Отчасти это и дань моде, но это и будущее, пусть пока не такое близкое, но мы рады, что наша компания одна из первых сделала шаг в это будущее.

— Какая модель из новых вам самому нравится больше всего? Почему?

— В этом году сложно пройти мимо горячей новинки — FXDR 114, которая знаменует возвращение компании в сегмент power cruiser после снятия с производства семейства V-Rod. Мотоцикл вышел по-настоящему ярким и технически интересным и успел получить самые позитивные отзывы прессы.

— Вы окончили МГИМО по специальности «международная экономика». Стажировались в МИДе. Как получилось, что вы стали работать в H-D с дилерской сетью?

— Моя карьера складывалась в рамках автомобильного премиального сектора, в представительствах Lexus и Porsche. Harley-Davidson возник на горизонте как раз в тот момент, когда автомобильный рынок уже некоторое время испытывал кризисные явления после бурного роста, и было очевидно, что кризис носит затяжной характер (по сути, продолжается до сих пор). Предложение о работе в H-D для меня, в известном смысле, являлось стартапом с большим карт-бланшем и возможностью воплотить в жизнь все свои идеи, наработанные за годы работы в автоиндустрии.

— Что из учебы и опыта работы в МИДе получается применять в сегодняшней работе?

— В первую очередь, это свобода мышления и приятие различий во всех их проявлениях. По долгу службы мне приходится работать с очень разными людьми, к каждому из которых нужен свой подход. Это же касается и работы с нашей командой: мы собрали у себя отличных специалистов, которыми мало просто управлять, а нужно их мотивировать, понимать мысли и нужды, помогать им развиваться. Из этого всего вытекает необходимость владеть методиками ведения переговоров. Бизнес есть бизнес, порой приходится участвовать в решении очень неоднозначных вопросов и принимать непростые решения.

— Ключевые три принципа вашего стиля руководства?

— Личное вовлечение в ключевые проблемы и задачи. Выстраивание отношений с партнерами и коллегами на основе взаимного уважения. Создание рабочей атмосферы, направленной на постоянное развитие и внедрение изменений.

— Ездили ли вы на мотоцикле до работы в H-D?

— Нет, такого хобби у меня не было.

— На каком ездите сейчас? Почему именно эта модель?

— Пользуясь служебным положением, я могу ездить на разных мотоциклах из парка компании. В целом отдаю предпочтение семейству Softail.

— Чем увлекаетесь помимо работы? Хватает ли времени? О чем мечтаете для себя лично?

— У меня масса увлечений, преимущественно связанных с активным образом жизни, — трекинг, туризм, рыбалка. Убежден, что при правильной постановке работы всегда можно найти время на личные дела и увлечения. Здоровый баланс личного и рабочего времени делает сотрудника лишь более продуктивным и полезным для работодателя.

Статьи по теме
Популярное