Special Vehicle Operations (SVO) - звучит, как исследовательский центр Британской Секретной Службы, где мистер Q создает для Джеймс Бонда новые шпионские штучки. И знаете, эта мысль недалеко ушла от правды. SVO - подразделение британской компании Jaguar Land Rover, в обязанностях которой не только “горячие” версии SVR. Специалисты SVO создают роскошные модификации SVAutobiography, реставрируют классику, разрабатывают особые концепты, лимитированные спецверсии. Об этом и многом другом мы поговорили с управляющим директором подразделения Special Vehicle Operations, Майклом ван дер Занде (Michael van der Sande).
Михаил Татарицкий
- Как вы выбираете модели Jaguar Land Rover для создания новых специальных версий? Инициатива исходит от SVO или от головного офиса?
- Все наши планы по выпуску новых моделей SV осуществляются командой нашего подразделения. Но мы, конечно же, работаем в сотрудничестве с коллегами за пределами подразделения Special Vehicle Operations. Основная концепция подразделения SVO - усиление ключевых характеристик моделей Jaguar и Land Rover. Это может быть производительность, роскошь или сочетание всех этих сторон. Мы прислушиваемся к нашим клиентам и регулярно изучаем спрос. Наша цель - предлагать автомобили мирового класса самым требовательным покупателям. Как подразделение, мы остаемся гибкими в аспектах создания и доставки наших продуктов.
- Корректно ли сравнивать SVO с немецкими подразделениями M и AMG?
- Мы немного похожи. В первую очередь тем, что работаем на вершине рынка. Но у SVO более широкий охват. Помимо разработки и производства автомобилей SV, у нас есть отдел SV Bespoke для особых запросов клиентов, мы строим коммерческие и бронированные автомобили, и, конечно же, у нас есть подразделение Classic, ориентированное на сохранение классических моделей. Кроме того, мы управляем компанией Bowler, специализирующейся на автомобилях для сурового бездорожья.
- В каком состоянии автомобили поступают к вам для дальнейших работ?
- Некоторые из актуальных моделей SV полностью собраны на производственных линиях в Солихалле в Великобритании. Другие модели, такие как Range Rover SV Autobiography, бронированный Range Rover Sentinel и Range Rover Sport SVR, собираются на наших специализированных объектах SVO в Ковентри и Солихалле. В техническом центре SVO в Ковентри команда SV Bespoke вручную окрашивает автомобили краской из коллекции SV Premium Palette в соответствии с точными запросами клиентов. Кроме того, наше подразделение разработало и спроектировало модели Discovery Commercial и Defender Hard Top, которые производятся на заводе Nitra в Словакии.
- В чем кардинальное различие направлений SVR и SV Autobiography?
- Традиционно, версии SVR усиливают характеристики автомобилей: мощность, динамика, скорость. В свою очередь, SVAutobiography больше ориентировано на повышение роскоши и комфорта. Но, независимо от этого, у них есть общая миссия - быть лучшей вариацией моделей Jaguar или Land Rover.
- Какой процент ручного труда в создании версий от подразделения SVO?
- У нас нет какого-то фиксированного соотношения между ручным трудом и автоматическим производством. Каждый продукт индивидуален. Изготовленные на заказ автомобили более трудозатратны, чем стандартные версии, в то время как автомобили, восстановленные нашей командой Classic, вообще собираются полностью вручную.
- Сколько человек трудятся в подразделении SVO?
- Если учитывать отделы разработки, маркетинга, закупок, продаж, а также производственные участки, то более тысячи человек. Однако помимо самого подразделения SVO есть еще несколько сотен человек, которые работают на нас в других областях. Независимо от возраста, пола и семейного происхождения, мы нанимаем лучших сотрудников, потому что конкурируем с наиболее компетентными компаниями в автомобильной промышленности. Однако наши потребности в найме постоянно меняются, так как SVO сочетает в себе традиционное мастерство с новейшими цифровыми и программными технологиями. А последние не стоят на месте.
- Какие критерии предъявляются к мастерам SVO?
- Нет никаких барьеров, препятствующих работе в Special Vehicle Operations. Кроме одного - мы нанимаем только лучших специалистов в их областях. Всеми нашими сотрудниками движет страсть к работе и стремление угодить самым требовательным клиентам по всему миру.
- Легендарный компрессорный пятилитровый V8 плотно ассоциируется с моделями от подразделения SVO. Как долго он еще будет с нами?
- AJ133 V8 - фантастический мотор, который остается с нами. Не так давно, мы подтвердили, что производство бензиновых двигателей V8, разработанных Jaguar Land Rover, будет перемещено из Бридженда в центр Jaguar Land Rover Engine Manufacturing Centre в Вулверхэмптоне.
- SVO, в том числе, занимается классическими моделями Jaguar и Land Rover. Как происходит процесс реставрации автомобилей? Все ли экземпляры строятся только под заказ?
Да, вне зависимости от того, кто привозит автомобиль на реставрацию - покупаем ли мы машину под восстановления или клиент отдает нам свой автомобиль - все машины программы Reborn готовятся по спецификациям заказчика. В рамках реставрации мы полностью разбираем автомобиль, восстанавливаем, обновляем важные для безопасности элементы и строим. Мы стараемся сохранить как можно больше оригинальных деталей в автомобиле, а если требуется замена, то берем запчасти у нашего подразделения Jaguar Land Rover Classic Parts.
- Для полной аутентичности в производстве запасных частей для классических автомобилей подразделение SVO применяет технологии тех лет. Насколько сложно было организовать такой подход?
- Нам повезло, что в нашем деле по-прежнему много людей, которые приобрели эти традиционные навыки за десятилетия постройки автомобилей Jaguar и Land Rover. Некоторые из наших сотрудников Classic являются членами семей во втором или третьем поколении и активно передают эти навыки младшим участникам своих команд по цеху.
- Может ли клиент Jaguar Land Rover обратиться к вам напрямую для проведения реставрационных работ по своей подержанной машине?
- Конечно. У нас есть предприятия Classic Works в Ковентри, Великобритания, и Эссене, Германия.
- Почему был приостановлен проект Jaguar E-Type Zero? И планируются ли еще подобные эксперименты?
- После стратегической переоценки бизнес-приоритетов Jaguar Classic приняла трудное решение приостановить разработку полностью электрического E-type Zero. Хотя разработка всех технических решений для электромобилей достигла высокого уровня, в нынешней экономической ситуации проект недостаточно финансово обеспечен. Но мы продолжаем отслеживать внешнюю среду, скорость развития электромобилей и спрос со стороны клиентской базы по всему миру.
- Есть ли какие-то особые сложности в работе с электрокарами?
- Благодаря нашему сотрудничеству с Jaguar I-PACE eTROPHY мы узнали много нового о быстрой зарядке и разрядке, рекуперативном торможении, о том, как лучше всего управлять охлаждением аккумулятора и о способах управления двигателями. Но фундаментальные инженерные принципы, лежащие в основе электромобилей, не так уж отличаются от принципов с двигателями внутреннего сгорания.
- Ожидать ли нам в будущем расширения модельной линейки SVO? Например, E-Pace SVR? Или что-нибудь столь же экстравагантное, как Range Rover SV Coupe?
- Боюсь, что мы не можем обсуждать наши будущие автомобили. Но у нас есть много идей для новых проектов, уверяю вас!
- Лично я надеялся на новый Jaguar XF RS. Прошлый XFR S Sportbrake был невероятно хорош! Почему проект не состоялся и рассматривали ли вы его в принципе?
- Идей всегда много! Мы рассматриваем все, но не можем реализовать каждую!
- Какой моделью SVO вы гордитесь больше всех? И какая ваша самая любимая модель Jaguar Land Rover за все время?
- Традиционно, я всегда больше всего горжусь последней выпущенной нашим подразделением моделью, поскольку мы постоянно совершенствуемся. Надеюсь, так будет и дальше. Но если говорить о сугубо личных фаворитах, то это Jaguar XE SV Project 8.
Фотогалерея:
Не знал, что в ведовстве SVO столько всего! Блин, жаль, что E-Type Zero не запустили в серию.