Top.Mail.Ru
Андрей Пантюхов, Nokian Tyres Россия: о китайских шинах, нелегальных свалках и нюансах экономии

Андрей Пантюхов, Nokian Tyres Россия: о китайских шинах, нелегальных свалках и нюансах экономии

фото: Nokian / 27.08.2019
Рынок шин в определенной мере можно считать лакмусовой бумажкой состояния экономики. И это не преувеличение: ситуация на нем отражает и «здоровье» автомобильной промышленности, и то, по какому принципу сейчас формируется спрос. Да и о покупательской способности населения производители шин знают не понаслышке. Обо всем этом мы и беседовали с генеральным директором Nokian Tyres Россия Андреем Пантюховым.

Станислав Шустицкий

— Андрей Геннадьевич, прежде чем перейти к вопросам производства, хотелось бы узнать о Вашем видении экономической ситуации. Разумеется, с точки зрения руководителя крупнейшего предприятия по производству шин.

— Не могу сказать, что мы в восторге от нынешней экономической ситуации. В начале года мы прогнозировали пусть и небольшой, но подъем автомобильного рынка. Этого не произошло. Лучшим сценарием развития ситуации в автомобильной промышленности станет нулевая отметка. Компания Nokian Tyres не поставляет шины на первичную комплектацию, то есть напрямую с автопроизводителями не работает, но продажи новых автомобилей формируют спрос на зимние шины, а это треть всего объема поставок сезонной продукции. Поэтому мы были вынуждены корректировать и свои планы. Это если схематично.

Спрос на летние шины более зависим от общей экономической ситуации. Когда сокращаются реальные доходы (а сейчас они на 10% ниже уровня 2012 года), то начинается экономия на всем, в том числе и на покупке новых летних шин. «Слабый» летний сезон 2018 года привел к большим остаткам непроданных шин как на складах производителей, так и у дистрибьюторов. И чтобы нормализовать ситуацию, производителям пришлось скорректировать планы выпуска продукции на 2019 год. Сейчас мы отмечаем положительную динамику, но, тем не менее, последствия прошлогоднего спада мы будем ощущать еще и на следующий год. Что касается зимних шин, то в этом сегменте мы отмечаем небольшой, примерно на 5%, рост по сравнению с результатами прошлого года. Nokian Tyres продолжает укреплять свою долю рынка.

Андрей Пантюхов, Nokian Tyres Россия: о китайских шинах, нелегальных свалках и нюансах экономии

Ультра низкое сопротивление качению — обозначение на боковине шины. Более 90% шин Nokian Tyres принадлежат к категориям с лучшими показателями по сопротивлению качению: A, B и C.

— Как удается столь быстро корректировать планы такого большого производства, каким является завод Nokian Tyres в Ленинградской области?

— Как ни странно это прозвучит, но именно масштабы нашего производства (завод Nokian Tyres — самый крупный по объемам производства и эффективности шинный завод в России) и обеспечивают ту самую гибкость. Большое число производственных линий, широкая продуктовая линейка (много моделей мы производим и для других рынков) — все это позволяет быстро перестраиваться, выпускать именно ту продукцию, которая востребована на рынке, варьировать объемы поставок шин, предназначенных для нашего рынка и для отправки на экспорт. Мы изучаем и анализируем динамику потребительского спроса и стараемся быстро реагировать на все изменения адаптацией нашей продуктовой линейки. Например, в последние годы спрос явно смещается из премиального сегмента А в среднеценовой сегмент В. Фокус компании на премиальные шины при этом не изменился, но доля шин сегмента В увеличилась — речь про линейку шин Nokian Nordman. С одной стороны, автолюбителям нужно качество, с другой — невысокая цена. И в этом плане шины Nokian Nordman весьма успешны — в них используются технологии наших премиальных шин более ранних лет выпуска, поэтому в сравнительных испытаниях они нередко превосходят результаты премиальных моделей конкурентов. А цена их существенно ниже. Линейка шин Nokian Nordman появилась в 2005 году, с тех пор эти шины постоянно совершенствуются как с точки зрения используемых технологий, так и в плане расширения линейки типоразмеров.

— Мне кажется, что спрос на те или иные модели во многом определяется менталитетом. У нас, в отличие от Европы, нередко отправной точкой является цена, но никак не вопросы безопасности…

— Вы правы, в отличие от Европы, у нас другая структура спроса. В Европе и доля низкоценового сегмента C небольшая (у нас она составляет порядка 50%), и доля В-сегмента значительно ниже. Но, опять же, ситуация в зимних и летних шинах отличается. Так, в прошлом году был взлет продаж китайских летних шин, которые, в силу определенных экономических обстоятельств, предлагались по весьма привлекательным ценам. И я с Вами соглашусь, что отношение к летним шинам во многом определяется ценой, а о том, из чего и как эта шина сделана, думают не столь часто. Более того, мало кто думает об экономической составляющей, но ведь кроме цены покупки есть и стоимость владения. Обратите внимание на летние шины Nokian Tyres — с каждым их новым поколением мы стремимся значительно снизить сопротивление качению. Я делал замеры на собственном автомобиле, устанавливая на нем различные модели шин. Так вот, при одинаковых дорожных условиях и при неизменной манере езды только конструктивные особенности шин позволяли сэкономить до 10% топлива. И еще один пример. Покупатели премиальных шин Nokian Tyres получают дополнительную расширенную гарантию, которая реально работает. Причем эта гарантия бессрочная, она действует на протяжении всего срока эксплуатации шины.

Если же говорить о зимних шинах, то здесь выбор более осознанный с точки зрения безопасности. И наш бренд находится в привилегированных условиях, так как первые шины Nokian были поставлены в СССР еще в 1964 году. С тех пор уже не одно поколение автолюбителей выросло в твердом убеждении, что лучшие зимние шины родом из Финляндии. И нам благодаря самым инновационным технологиям и новым продуктам удается не только поддерживать этот имидж, но и показывать результаты, позволяющие нам оставаться лидером. Что касается цены, то нужно понимать, что шины из линейки премиального уровня априори не могут стоить дешево. Принимая решение, покупатель не должен руководствоваться только цифрами, которые видит на ценнике — он должен учитывать весь тот пакет преимуществ, которые он получает, приобретая шины Nokian Tyres. Как я уже говорил, мы способны быстро адаптироваться к любой ситуации. И в предстоящем зимнем сезоне цены на наши модели Nokian Hakkapeliitta 8 и Nokian Hakkapeliitta 9 будут ниже, чем были в 2018 году.

Андрей Пантюхов, Nokian Tyres Россия: о китайских шинах, нелегальных свалках и нюансах экономии

Завод Nokian Tyres славится высочайшей степенью автоматизации. Сборка шины происходит в полностью автоматическом режиме.

— Nokian Tyres — финская компания, а об отношении нашего северного соседа к экологии мы все хорошо знаем. Хорошо в Финляндии поставлена и работа по утилизации шин. Я уверен, что и в российской части финского шинного концерна эта работа без внимания не остается…

— Более того, в определенной степени мы стали пионерами работы в этом направлении. Мы прекрасно понимаем, что оплатой экологического сбора эту проблему не решить — государство получит деньги в бюджет, а изношенные шины останутся лежать на нелегальных свалках. Сегодня можно констатировать, что при нашем непосредственном участии решение этой проблемы сдвинулось с мертвой точки. В частности, были внесены необходимые изменения в законодательство, которые сделали возможным для производителя и импортера самостоятельную работу по утилизации изношенной продукции. Начиная с 2016 года, когда впервые возникла ответственность производителя, мы организовывали работу по утилизации и выполняли нормативы утилизации в полном объеме. Согласно закону об обращении с отходами, на этот год установлен норматив утилизации — 25% от того количества шин, которое выпускается в обращение. И эта цифра будет ежегодно увеличиваться. Понятно, что проблема утилизации глобальна и в одиночку с ней не справиться. Поэтому мы вместе с коллегами по цеху, производителями и импортерами шин, создали некоммерческую организацию — «ЭкоШинСоюз». «ЭкоШинСоюз» занимается администрированием всего процесса: проведением тендеров, аудитом предприятий-переработчиков, заключением необходимых договоров… На сегодняшний день шинная индустрия — это единственная отрасль промышленности в стране, которая решила вопрос исполнения обязательства по утилизации. К сожалению, сейчас появляются непродуманные инициативы по одномоментному увеличению норматива утилизации до 100% с одновременным обязательством уплачивать экологический сбор в бюджет. Это приведет к закрытию всех программ, которые шинная индустрия инициировала и развивает уже в течение 4‑х лет. Мы считаем, основываясь на мировом опыте, что налоговая схема неэффективна, она приводит только к повышению ставок, созданию очередной монополии, но не решает проблему с утилизацией отходов. Что же касается ответственности непосредственно Nokian Tyres, то мы готовы отчитаться буквально за каждую шину, которую произвели и утилизировали. Исполнения обязательств в рамках законодательства нам показалось мало, и по своей инициативе, и на собственные инвестиции компания Nokian Tyres начала работу по разбору нелегальных свалок шин в России через проект Nokian Eco Challenge. И результаты налицо — в декабре 2018 года мы начали эту работу и, с помощью наших партнеров по всей стране, уже отправили в переработку около 500 тонн шин. И мы эту работу продолжаем.

— В этом интервью мы затронули немало глобальных вопросов, но мало говорили непосредственно о российском заводе Nokian Tyres. А он наверняка не остановился в своем развитии. Каковы планы предприятия?

— Я уже упоминал о том, что завод Nokian Tyres во Всеволожске заслуживает немало слов в превосходной степени: крупнейший в России, один из самых крупных в Европе, один из самых эффективных в мире по производительности и с широчайшей линейкой продуктов… Продолжать можно и дальше. Но я считаю одним из важных факторов — высочайший уровень автоматизации производства. И это основное направление развития завода. Сейчас мы не стремимся увеличить объем выпускаемой продукции — на данном этапе этого количества вполне достаточно. А вот инвестировать в повышение автоматизации считаем необходимым. Чем выше уровень автоматизации, тем меньше влияние человеческого фактора, выше точность операций, а значит и новый уровень эффективности всего предприятия. Последним примером такого подхода является проект автоматизированного склада готовой продукции, который войдет в строй в начале будущего года. Новый объект — это дополнительные складские мощности на 500–600 тысяч шин, но самое главное в том, что это абсолютно новые технологии. Если вернуться к вопросу вложений, то только в строительство автоматизированного склада было инвестировано 36 млн евро, а общий размер инвестиций с момента основания завода составил 980 млн евро — такие объемы не каждый автопроизводитель может себе позволить. И, несмотря на все волнения на экономическом пространстве, мы себя чувствуем абсолютно уверенно: по итогам 2018 года наша общая доля на рынке превысила 15%, а в сегментах A и B составила почти 31%. Ожидаем, что по итогам года нынешнего эти цифры возрастут.

Андрей Пантюхов, Nokian Tyres Россия: о китайских шинах, нелегальных свалках и нюансах экономии

Nokian Eco Challenge — экологическая инициатива Nokian Tyres. Чтобы шинная свалка была ликвидирована, достаточно отправить на электронную почту shina@eko-fond.ru точный адрес свалки, фотографии и контакты для связи.

Редакция рекомендует:






(4 оценок, среднее: 4,25 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное