Top.Mail.Ru
Зимние новинки Pirelli. С шипами и без шипов

Зимние новинки Pirelli. С шипами и без шипов

14.10.2012
Впервые за много лет на мировую премьеру новых зимних шин я приехал на метро: компания Pirelli устроила презентацию новинок в Санкт-Петербурге и его окрестностях

Владимир Заборщиков

Уроки спорта

Шаг за шагом Pirelli укрепляет свои позиции в сегменте шин премиум-класса. Спортивные достижения былых времен забыты. Итальянцы начали, по сути, с чистого листа. Сначала в ралли дошли до положения монопольного поставщика шин для команд-участников чемпионата мира, затем переключились на «Формулу-1». Компьютерное моделирование существенно облегчило работу конструкторов, собственные полигоны ускорили процесс доводки и окончательных испытаний, но оказалось, что опыт, накопленный в ходе автомобильных соревнований высочайшего уровня, не менее важен. Можно понять логику руководства компании, бросающего своих гоночных инженеров «из огня, да в полымя». При неоспоримой важности всех элементов шины в ралли главенствующую роль все-таки играет рисунок протектора, в кольцевых (чисто «асфальтовых») — состав резиновой смеси. И там, и там много внимания уделяется устройству каркаса. Впрочем, второстепенных «мелочей» в гонках такого уровня не бывает. Последовательное сосредоточение усилий на абсолютно разных спортивных дисциплинах избавило специалистов Pirelli от необходимости «объять необъятное». Ведь хорошую дорожную шину создавать бывает подчас труднее, чем гоночную: она должна одинаково хорошо работать в очень разных дорожных и погодных условиях и служить несравнимо дольше.

«Вот-вот! — заметит скептик. — Где гонки, а где мы? Носиться за 300 или прыгать по ухабам я не собираюсь. Что мне этот спорт?» Отвечу: гонки — это не только скорость и перегрузки и живого, и железного. Возьмем для примера лишь один факт. За три года (2008—2010) монопольных поставок шин Pirelli для чемпионата мира по ралли у всех участников на всех этапах имело место всего лишь 16 проколов и ни одного разрушения конструкции шины. А ездят раллисты далеко не только по асфальту. За последние годы инженеры Pirelli прошли серьезную школу. Пришла пора сдавать экзамены.

Зимние новинки Pirelli. С шипами и без шипов

 По хоккейной площадке ездили осторожно: учились методике испытаний
Фото: Владимир Заборщиков

Для больших и не очень

Технологии, использованные при разработке и производстве шипованной шины Winter Carving Edge базируются на опыте участия Pirelli в скандинавских ралли и в чемпионате мира по этому виду автоспорта. Предназначается она, по мнению разработчиков, для суровых зим Северной Европы, России и Канады и может быть использована на автомобилях разных классов — от городских машин и семейных седанов до крупных внедорожников. Упор, как и положено шипованным шинам, был сделан на тягово-сцепных характеристиках при езде по снегу и льду. Последняя модель семейства Carving Edge имеет новые шипы, обновленную резиновую смесь и новую схему расположения шипов. Направленная симметричная шина имеет центральное ребро, обеспечивающее курсовую устойчивость при движении по льду и снегу, а также способствующее сокращению тормозного пути. Назвать его сплошным не совсем корректно. Оно нарезано на Л-образные ламели, поперек которых расположились расширяющиеся от центра косые канавки. Внешне получилась типичная «елочка». Лет десять назад подобный рисунок протектора называли «скандинавским», но сегодня он используется даже весьма далекими от Северной Европы производителями. Присутствуют в нем и поперечные «мотивы», свойственные отдельным европейским и американским шинам прошлых лет.

Зимние новинки Pirelli. С шипами и без шипов

Результаты тест монитор демонстрирует онлайн
Фото: Владимир Заборщиков

Примечательно, что два ряда шипов размещены на периферии этого широкого центрального ребра. Еще минимум три ряда посажены поодиночке в массивные, но тоже нарезанные плечевые блоки. Шипы располагаются довольно редко, образуя две непараллельных ломаных линии. Таким образом обеспечивается более равномерное распределение давления в пятне контакта, что способствует повышению тягово-сцепных параметров и курсовой устойчивости.

Эффективность каждого шипа на обледенелой дороге была повышена за счет «кольцевой зоны» вокруг его посадочного гнезда. Головка самого шипа сделана не округлой, а скорее шестигранной. Такой сердечник лучше держит лед и оказывает меньшее отрицательное влияние на комфорт езды. Кромки ламелей из резины нового состава помогают шипам цепляться за лед при низких температурах. По сравнению с предшественницей, новая Carving Edge улучшена по всем показателям. Сцепные свойства повышены на 15%, устойчивость — на 14%, тормозной путь сократился на 21%.

Зимние новинки Pirelli. С шипами и без шипов

«Пятое колесо» теперь стало оптическим
Фото: Владимир Заборщиков

Работа над новинкой заняла три года. В ходе одних только заключительных испытаний было пройдено 280 000 км, большей частью на полигоне Арктик Фоллз (Arctic Falls) в Швеции, где температура нередко опускается ниже —32°C. Уже сейчас шины Carving Edge доступны в различных типоразмерах, включая 20-дюймовые. Вскоре к ним прибавится еще 19, в т.ч. модели повышенной мобильности (run-flat). Последние четыре года средний ежегодный рост спроса на шипованные шины в Северной Америке, Скандинавии и СНГ составлял 16,6%. Российский показатель даже несколько превосходил эту цифру.

 

Специально для больших

Другой представленной в Петербурге новинкой Pirelli стала фрикционная (нешипуемая) шина Scorpion Winter для внедорожников и кроссоверов, эксплуатируемых в менее жестких погодных или преимущественно городских условиях. За последнее десятилетие эти автомобили из утилитарных превратились в полноценные «многоцелевые». Соответственно изменились и требования к устанавливаемым на них шинам.

По заявлению представителей компании «в сравнении с другими шинами того же класса, новая зимняя шина Pirelli имеет более высокие характеристики сцепления и торможения, наряду с общим улучшением характеристик безопасности в любых условиях».

Зимние новинки Pirelli. С шипами и без шипов

Фото: Владимир Заборщиков

Рисунок протектора Scorpion Winter разрабатывался с учетом результатов дорожных испытаний, проведенных компанией в Скандинавии, Центральной Европе и Новой Зеландии с целью выбора дизайна, оптимального для максимально возможной гаммы дорожных покрытий.

Направленная симметричная шина имеет ярко выраженное центральное ребро, состоящее из рассеченных на ламели V-образных блоков. Причем, полные V чередуются в нем с «урезанными». Такой рисунок обеспечивает наилучшее сцепление «снега со снегом». Непосвященным поясним, что на снегу продвижение машины происходит за счет связи снега, набившегося в канавки протектора, с тем, что находится на дороге.

Расположение блоков, ламелей и канавок подобрано так, чтобы шина держала нагрузку в любом направлении: при разгоне, торможении, прохождении поворотов силы, действующие на колесо, имеют разные векторы. Вода и снежная каша отводятся из пятна контакта по системе продольных и поперечных канавок. Число продольных зависит от ширины профиля шины: при ширине 215–255 мм их всего два, при 265 мм — четыре. Всего больших и малых (ножевых) канавок в протекторе Scorpion Winter насчитывается до 2500. Для улучшения проходимости по снегу на ламели рассечено даже дно больших продольных канавок. В результате общая длина всех ламелей одной шины достигает 50 м. Больше ламелей — лучше сцепление с дорогой при любом виде покрытия и без такового, следовательно, и торможение эффективнее. Разработчики полагают, что «данные решения не только помогают внедорожникам и кроссоверам совершенствовать наиболее значимые характеристики — устойчивость и управляемость при торможении, а также курсовую устойчивость при поворотах и на спусках, но и обеспечивают совершенный баланс поперечных и продольных сил, что особенно важно при прохождении поворотов и при смене полосы движения». Новый рисунок протектора запатентован.

Зимние новинки Pirelli. С шипами и без шипов

Perelli Scorpion Winter
Фото: Pirelli

Состав резиновой смеси подбирался с учетом различных, порой противоречащих друг другу требований. Резина протектора должна иметь высокую работоспособность и в морозы, и в оттепель. Она должна быстро прогреваться до оптимальной рабочей температуры, иметь достаточное сцепление с разнообразными дорожными покрытиями. Во главу угла специалисты Pirelli поставили устойчивость, сцепление и тормозные качества, в том числе и их правильное сочетание.

В состав протекторных смесей шин Scorpion Winter входят полимеры последнего поколения, силика и другие специальные компоненты.

Мягкая и эластичная структура внутреннего пояса (брекера) увеличивает пятно контакта и улучшает курсовую устойчивость. За счет инновационных решений внутренней конструкции и новых материалов удалось снизить общий вес шины при одновременном улучшении сцепления и точности управления.

Аналогично шинам семейства Pirelli P Zero, шины Scorpion Winter имеют на боковинах небольшие углубления для снижения аэродинамических шумов.

Инженеры Pirelli сравнивают Scorpion Winter «с другими наиболее эффективными шинами этого же класса», не называя их марку. Так, на снегу тормозной путь со скорости 50 км/ч до полной остановки сократился на 10%, а тяговое усилие на 9% возросло. Сокращение тормозного пути на мокрой дороге (80–0 км/ч) составило 2,5 м, на сухой (100–0 км/ч) — 1,7 м.

Снижение сопротивления качению в сравнении с шинами предыдущих поколений дало 4% экономии топлива и 3 дБ снижения внешнего шума. Подрос и срок службы шин. Эти обстоятельства ставят Scorpion Winter в один ряд с первыми «зелеными» шинами для внедорожников Scorpion Verde.

Над шинами Scorpion Winter разработчики трудились те же три года, наездив целых 300 000 км на кольцевых трассах, арктическом полигоне и на обычных дорогах в Океании при интервале температур от +8 (Испания) до —32 (Швеция). Покатали их несколько сотен часов и в виртуальном симуляторе с моделированием самых сложных условий, сопоставимых и просто аналогичных условиям «Формулы-1».

Зимние новинки Pirelli. С шипами и без шипов

 Pirelli Winter Carving Edge
Фото: Pirelli

Шины совместимы со всеми новейшими антипробуксовочными и антиблокировочными системами, устанавливаемыми на внедорожники и кроссоверы последнего поколения.

Scorpion Winter выбрали для комплектации своих машин такие производители, как AMG, Audi, BMW, Land Rover, Mercedes, Volvo, Porsche и Volkswagen. Кстати, и создавались новые шины в тесном сотрудничестве с двумя последними из названных компаниями.

Шины Scorpion Winter, в том числе в варианте run-flat, выпускаются на европейский рынок осенью 2012 г. В разных типоразмерах при посадочном диаметре от 16 до 21 дюйма появились они и у нас. К следующей осени должно появиться в общей сложности 28 типоразмеров.

Несмотря на кризис, продажи внедорожников растут. По прогнозам аналитического агентства Global Insight, они должны увеличиться с 1,42 млн штук в 2008 г. до 2,23 млн в 2015-м. В мире ежегодно продается 12,7 млн шин для внедорожников, из которых 4,3 млн (34%) составляют зимние шины. Ожидается, что именно рынок зимних шин будет расти в первую очередь.

 

Дела российские

Обе новинки Pirelli будут продаваться у нас уже этой осенью. В ближайшее время шины будут поставляться с заводов Pirelli в Великобритании и Румынии. Постепенно их производство, как и изготовление других моделей, будет налаживаться на совместных предприятиях в Кирове и Воронеже. Воронежский завод специализируется на верхних позициях линейки шин. В этом году его объем производства составит 2 млн штук, в 2014 г. — 4 млн. В два этих года в развитие производства будет вложено по 100 млн евро. С 2015 г. завод будет выпускать шины исключительно под брендом Pirelli.

Завод в Кирове, в который инвестировано еще 100 млн евро, в этом году выпустит 6,5 млн шин. К 2015 г. более 60% его продукции будет выпускаться под итальянской маркой. Ожидается, что к этому времени до 80% продаж компании в России будет приходиться на местную продукцию. В текущем году доходы Pirelli от продаж в нашей стране составят предположительно 300 млн евро, а через год — уже 500 млн евро.

 

По Игоре - играюче

 

Местом проведения журналистского тест-драйва был избран спортивно-развлекательный центр Игора в 60 км от Санкт-Петербурга. Место в бытовом плане вполне цивилизованное и удобное, в профессиональном — приспособленное, не полигон. Что ж, ближе к реальной жизни. Имелся, правда, в наличии даже крытый стадион с искусственным льдом, но лед (и борта) хоккейной площадки портить не дали, ограничившись демонстрацией оборудования и методики определения тягово-сцепных характеристик шины на льду. Искусственный лед, надо заметить, оказался очень скользким. Почти таким, как его подтаявший по ранней весне уличный собрат. Здесь дали поездить по кругу. В отсутствие базы для сравнения ни плохой, ни хорошей оценки шинам поставить не решусь: по влажной поверхности льда было легче ездить, чем ходить, но знать бы, как ведут себя в таких условиях другие колеса. Зато два «снежных» теста поразили. «Базой» в них послужили опыт и здравый смысл.

Упражнение первое. По рыхлому, глубокому и немного талому снегу горнолыжного склона надо было проехать к верхней точке подъемника, развернуться на склоне и съехать вниз, не увязнув в примятом сугробе.

Конечно же, Игора — не Кавказ, под капотом — не одна сотня лошадей, и резина с шипами, но весь мой предыдущий водительский опыт говорил, что «миссия невыполнима». Я ошибался. «Больше газа!», или «More gas!», как учили в зимней школе Porsche, — и разудалый Х5 довольно энергично заполз на гору. Я немного не рассчитал траекторию, и разворачиваться мне пришлось на склоне. Получилось! Хуже всего я показал себя на спуске: в злополучном сугробе у подошвы горы я все-таки увяз. Но обошелся без помощи трактора: удалось «раскачать» машину, хоть с автоматом это делать не очень удобно, а в ручной режим коробку передач перевести не догадался по причине малого опыта езды без постоянного дерганья «ручки».

Упражнение второе. Свободное катание по огромной заснеженной и свободной от машин парковке. Шины — фрикционные.

Ездить по прямой и поворачивать по заданной траектории оказалось просто и скучно. А как насчет управляемого заноса? В первый раз не получилось: помешала глупая «умная электроника», да и моторчик у Golf послабее. Отключим ESP, или как «оно» зовется. Автомобильчик пошел в занос, но как-то неохотно, ленивее, чем я от него ожидал. Может быть, снег был глубоковат, а может, шины не давали пустить машину веером. После нескольких попыток стало получаться лучше, но все равно — «не то». Скорее всего, дело все-таки в шинах.

Свидетельствую: обе итальянские новинки на удивление хорошо идут по снегу. О других их достоинствах вы можете составить представление самостоятельно.

(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное