Top.Mail.Ru
Защита от угона. Глубоко эшелонированная оборона

Защита от угона. Глубоко эшелонированная оборона

02.03.2011
Научный анализ позволяет снизить, а может и исключить риск угона автомобиля

Владимир Заборщиков

Научный анализ позволяет снизить, а может и исключить риск угона автомобиля

Такой вот бизнес

Защита от угона. Глубоко эшелонированная оборона

Брелок автосигнализации

© Фото: StarLine

Угон автомобиля сегодня — прибыльный, но хлопотный, опасный и затратный бизнес. Мы не рассматриваем здесь случаи, когда ошалевшему от собственной наглости подростку удалось расковырять замок зажигания стареньких «Жигулей» и удовлетворить свою жажду скорости. За серьезным уловом идут либо грамотные универсалы, либо бригады специалистов с четко распределенными ролями.

Рассмотрим процесс заказного угона с начала и до конца. Получение конкретного заказа — почти половина дела; иногда даже номера перебивать не требуется, заказчик решает вопрос сам, уже имея на руках чистые документы. Не требуется ни длительного отстоя, ни поиска покупателя, ни его разводки. Не надо сбрасывать цену, если товар завис.

Приемщик заказов на угон рискует сильно, только если угнанная машина дошла до клиента, и милиции удалось проследить всю цепочку. А так — мало ли чего мог человек наболтать по пьяни или сдуру. Но роль все-таки хлопотная: для нахождения клиентуры нужна какая-то реклама, а лишний раз светиться боязно.

От приемщика заказ поступает к старшему — организатору процесса. Можно назвать его мастером, бригадиром, менеджером и т.п. Суть от этого не меняется: этот персонаж может, распределив роли и проработав детали с исполнителями, в самом процессе не участвовать и при «разумном поведении» непосредственных участников угона выйти сухим их воды в случае провала.

Защита от угона. Глубоко эшелонированная оборона

Руководителя компании StarLine Темур Асрорович Аминджанов

© Фото: StarLine

Начинается поиск нужной машины. Подкупать милицейские чины особой необходимости сегодня нет: милицейские базы уже давно продаются на всех рынках. При наличии адресов владельцев несложно организовать наблюдение за ними с целью определить распорядок дня и маршруты движения. «Соглядатаи» вообще ничем не рискуют: мало ли кто и зачем за вами ехал.

Собрав нужную информацию, призывают специалистов. Их задача — нейтрализовать либо систему противоугонной защиты (техническими средствами, путем кражи ключей и «меток» из кармана и т.п.), либо самого владельца заказанного автомобиля. Классическая схема не предполагает дальнейшего участия «технарей» в угоне. За руль сядет «продвинутый» подросток. Если его и поймают, то серьезного наказания не последует. Мальчик захотел покататься (это более мягкая, чем кража, статья), продавать угнанную машину не собирался, да и вряд ли бы смог. За что же губить жизнь несовершеннолетнему?

Далеко юному дарованию ехать не придется: через пару кварталов машину сразу же или после отстоя в тихом дворе заберут перегонщики. Этим не позавидуешь: риск велик, правда сказка «про покататься» может выручить и их.

Перегонщики доставляют автомобиль в «закрытый парк» — мастерскую, бокс или ангар. Лучше — в кооперативных гаражах или на территории какого-либо предприятия. По дороге или сразу же по прибытии машину еще раз проверяют «технари» — ищут радиомаяки.

Защита от угона. Глубоко эшелонированная оборона

Автосигнализация StarLine «Победит»

© Фото: StarLine

В тихом теплом гараже автомобиль проходит предпродажную подготовку в объеме, определенном заказчиком: номера агрегатов, знаки, ключи и т.п. Квалификация исполнителей высокая, риск — большой. Но и здесь возможны оговорки: «Пригнал незнакомый мужик, просил подремонтировать, обещал зайти завтра». Если «мастера» не поймали в момент перебивки номеров, доказать его причастность к угону будет не слишком просто.

Готовую машину можно передать заказчику либо в гараже, либо в нейтральном месте (чтобы не светить тихую шхеру).

Если машина почему-то не приглянулась заказчику, то в зависимости от наличия документов ее можно продать в сборе или по частям. В сборе — дешевле, но быстрее, «Распылом» дольше, зато безопаснее.

Понятно, что данная «технологическая карта угона» весьма условна. Возможно «совмещение профессий» и множество вариантов перемещений. Важно другое: каждый этап в той или иной мере рискован и требует определенной, подчас очень высокой квалификации. Необходимо специальное оборудование. И умелые руки, и приборы стоят денег, порой больших.

«Победит» — это сплав

Именно анализ себестоимости угона подтолкнул специалистов компании StarLine к простой, казалось бы, идее сделать угон экономически невыгодным. К сожалению, борьба с угонами — не чисто техническая задача. На ряде этапов хищения автомобилей необходимы эффективные агентурные и оперативные действия милиции, но заставить работать последнюю даже президент вкупе с премьером не могут, ограничиваясь переименованием ментов в понтов. Что уж тут говорить об устройстве молодых дарований на высокооплачиваемую работу некриминального характера или снижении пошлин и, как следствие, цен на ввозимые иномарки.

Государство сегодня не в состоянии защитить саму жизнь граждан, а не только их имущество. Остается уповать на старую советскую научную школу и новое частное предпринимательство. Плюс собственные силы, внимательность и расходы.Новая система от StarLine, названная «Победит» по имени созданного советской обороной сверхпрочного сплава включает в себя несколько взаимодополняющих устройств, защищающих автомобиль на разных этапах преступного посягательства. Ясно, что до начала активной фазы угона «Победит» не поможет: в чужие мозги комплекс, к счастью, не полезет. Предотвращением преступлений должны заниматься силовые структуры, профилактикой — вся государственная власть.

Защита от угона. Глубоко эшелонированная оборона

Автосигнализация StarLine «Победит»

© Фото: StarLine

Технические решения, заложенные в охранный комплекс, принципиально новыми не назовешь. Это целый ряд усовершенствованных и тщательно отобранных известных устройств, призванных за счет синергетического эффекта (т.е. эффекта взаимодополнения и взаимоусиления) сделать угон не столько невозможным (такого в принципе не бывает), сколько экономически невыгодным.

Большое внимание уделили сигнализации. StarLine предлагает на выбор целый ряд таких устройств разной сложности и назначения: есть варианты для мототехники, грузовиков и полноприводников. Все рассчитаны на работу в городе при экстремальных помехах. Общее у всех моделей — диалоговый алгоритм включения и выключения. Упрощая, объясним: на запрос брелока сигнализация дает один из множества вариантов возможных отзывов, получив который, брелок подает один из вариантов команды управления. Простой сканер диалог перехватить может, но повторять сигналы бесполезно — код уже сменился. Требуется куда более сложное и, следовательно, дорогое устройство — сканер, заточенный на конкретный комплект сигнализации. В StarLine настолько уверены в «криптостойкости» своего устройства, что вручают каждому клиенту страховой сертификат на 50 тыс. рублей, которые будут выплачены в случае угона независимо от компенсаций по основному страховому договору (если таковой имеется).

А поскольку в мире нет ничего вечного, компания предлагает 5 млн рублей всем сумевшим взломать код. Эффектное предложение преследует сразу несколько целей. Конечно же, это громкий рекламный ход. Но нельзя не признать, что специалистов, щелкающих коды как орешки, лучше иметь по эту сторону баррикад. Плюс неизвестно, в какую бы сумму обошлось содержание собственных экспертов-взломщиков. А для талантливых молодых людей это еще и возможность очень приличного заработка. Но никакая сигнализация не может предотвратить угон. Во-первых, даже судя по названию, это не ее задача. Во-вторых, брелок с ключами может тем или иным путем оказаться в руках преступников.

Дополнительная защита — один из предлагаемых на выбор иммобилайзеров, предотвращающих угон или захват путем беспроводных блокировок систем двигателя. Как и сигнализации, иммобилизаторы StarLine «общаются» со своими бесконтактными метками в режиме диалога. Следовательно, злоумышленникам требуется покупать или разрабатывать еще один «специализированный», т. е. по сути, одноразовый сканер. Опять расходы. Для автовладельца одно важное дополнительное условие: метка не должна храниться и носиться вместе с ключами. Тогда кража ключей из кармана становится бессмысленной, а без выкинутого на обочину водителя машина далеко не уедет, зато даст время схорониться от обескураженных бандитов, а то и обратиться за помощью.

А на оснащенного суперсканерами компьютерного гения имеется своя проруха — механическая защита. Руль и коробку передач StarLine запирает замками «Гарант» с механизмами секрета знаменитой финской компании Abloy. В результате вместе с электронщиками должен работать медвежатник. А это лишние время и деньги. Поскольку штатные и вновь устанавливаемые приборы защиты размещаются в основном в моторном отсеке, капот оборудуется дополнительным электромеханическим запором, а при большой площади детали — даже двумя. Для того чтобы открыть капот, надо включить зажигание, а сделать это в обход сторожевой электроники невозможно, не открыв капот.

Но предположим, угонщики все-таки справились с электроникой или механикой и тронулись с места. Или, что более вероятно, погрузили орущий автомобиль на эвакуатор.

Устройство управления и оповещения будет информировать о происходящем с машиной, посылая SMS на мобильный телефон владельца и второго уполномоченного лица (например, родственника). Более сложная модель устройства даже сообщит координаты местонахождения машины, определенные по GPS. По этой же телефонной линии (с использованием морозостойкой SIM-карты) может осуществляться прослушивание происходящего в салоне автомобиля, что немаловажно, если злоумышленникам предстоит противостоять в одиночку. Линия задействуется и при реализации ряда сервисных функций, дистанционного запуска двигателя, например.

Впрочем, «удобства», коих в комплекте StarLine предусмотрено немало, не являются предметом сегодняшнего разговора. Оценивая комплекс почти в целом, отметим, что для его нейтрализации требуется большой запас времени и высокая квалификация исполнителей. Сказки про решившего покататься мальчика в данном случае не пройдут. Если же преступный замысел все-таки удался, должны выполнить свою работу «органы». Там тоже попадаются порядочные и ответственные люди, помочь которым может последняя линия обороны StarLine — автономный поисковый маяк GPS/GSM, спрятанный где-нибудь в недрах автомобиля. Устройство не связано с остальными элементами охранной системы и до поры до времени ничем не выдает своего присутствия. Даже радиосигналов, которые можно было бы засечь приборами, не выдает. На связь оно выходит на какие-то секунды с заранее заданным интервалом, измеряемым сутками.
Определив место своего нахождения по GPS, а в случае отсутствия сигналов со спутников — по сотам GSM (что менее точно, но достаточно), радиомаяк передает координаты на мобильный телефон владельца и специальный сайт с картой в Интернете. Остается подъехать в нужное место. Такой алгоритм работы маяка, конечно же, заставит автовладельца попереживать некоторое время, зато серьезно затрудняет жизнь угонщикам: чтобы найти маяк, может потребоваться серьезная разборка автомобиля, а это впустую потраченные деньги.

В минувшем году в Санкт-Петербурге один такой маяк позволил найти около двухсот угнанных транспортных средств. Угонщики, отрубив сирену сигнализации, на грузовике увезли со стройплощадки импортный экскаватор стоимостью несколько миллионов рублей и, доставив в «особый» ангар на окраине города, полностью выдрали из проводки механизма все похожее на охранные устройства. Кроме независимого маяка, по сигналу которого и приехали оперативники. В ангаре они, помимо злополучного экскаватора, обнаружили еще две сотни угнанных транспортных средств в разной степени готовности к реализации или разборке.

Масштаб «производства» показывает, что бизнесом занимались отнюдь не дилетанты. Конечно же, и у маяка есть уязвимое место: ему необходимы «оперативные» оперативники. Понимая это, руководство StarLine нашло эффективного потенциального партнера в лице другого лидера отечественного рынка телематических услуг. Объявлено о предстоящем объединении усилий в области безопасности автомобилей, целью которого станет предоставление беспрецедентного сервиса по охране и поиску транспортных средств с компанией «Цезарь Сателлит».

Мониторинговый центр «Цезарь Сателлит» первым в России подтвердил соответствие требованиям международного центра Thatcham. Обеспечивая безопасность свыше 70 тыс. клиентов, компания на 1 декабря 2010 года помогла вернуть владельцам 3675 угнанных автомобилей стоимостью более 6,76 млрд рублей и предотвратить 220 разбойных нападений. Столь выдающаяся статистика — результат сотрудничества с подразделениями МВД на местах и наличия собственных силовых структур.

Каждая из компаний является лидером в своем сегменте, и их совместная деятельность за счет взаимодополнения возможностей может привести к выдающимся результатам. Впрочем, время покажет.

 

Признание в субъективности

Каюсь: меня как автора этой статьи можно обвинить в субъективности. Конечно же, в силу особенностей происхождения, воспитания, образования и просто жизненного опыта своей системой ценностей оперирует каждый из нас. Но жизненная позиция руководителя компании StarLine Темура Асроровича Аминджанова вызывает особую симпатию. «В прошлой жизни» он, работая в оборонной промышленности, удостоился звания лауреата Государственной премии. Премию эту за очковтирательство и близость к начальству не давали. Ее вручение свидетельствует о большом вкладе в развитие науки и производства (в нашем случае — в повышение обороноспособности страны).

Полагающееся денежное вознаграждение Темур Аминджанов вложил в создание собственного бизнеса, показав всем, что первоначальный капитал, вопреки заявлениям апологетов нынешних порядков, не всегда бывает «корсарским» (читай воровским). И хотя от обороноспособности огромного государства ученый перешел к защите отдельно взятых автомобилей, научный талант и чистые руки помогли добиться успеха и на новом поприще.

 

Погоня

А как идут дела у потенциальных конкурентов? Компания «Мега-Ф», российский разработчик и поставщик автомобильных охранных систем и аксессуаров, сообщает о начале тестирования мультисистемных спутниковых приемников от ЗАО «КБ НАВИС». Тестируемые устройства войдут в основу создаваемой компанией «Мега-Ф» инновационной спутниковой противоугонной системы Scher-Khan Universe.

Новая противоугонно-поисковая система Scher-Khan Universe будет способна определять местоположение автомобиля и информировать об этом владельца по каналу GSM-связи. Отслеживать текущее нахождение автомобиля владелец сможет на экране своего сотового телефона и на интернет-карте в компьютере.

Система Scher-Khan Universe будет информировать обо всех тревогах с охранных датчиков автомобиля прямо на телефон владельца. Кроме того, водитель, находясь на любом расстоянии от машины, получит возможность управлять всеми функциями сигнализации, включая автоматический запуск или блокировку двигателя.

Ключевой элемент Scher-Khan Universe — приемник серии NV08C от российского разработчика ЗАО «КБ НАВИС». Мультисистемные навигационные модули NV08C-MCM и NV08C-CSM — это миниатюрные встраиваемые устройства приема и обработки сигналов глобальных навигационных спутниковых систем. Главной их особенностью является способность работать как с уже развернутыми системами ГЛОНАСС и GPS, так и с Galileo и Compass, а также с сигналами функциональных дополнений. Модуль NV08C-CSM проектировался с учетом потребностей автомобильного рынка, поэтому его параметры отвечают всем требованиям международного стандарта Automotive. Модуль NV08C-MCM оптимален для использования в мобильных устройствах и имеет рекордно малые габариты.

В многокристальных модулях реализован режим дифференциального приема от всех видимых спутниковых созвездий и прием широкозонных поправок. Это позволяет повысить точность навигационных определений до 1 метра. Время «холодного» старта NV08C-MCM и NV08C-CSM без сохраненной информации составляет всего 3 секунды. А потребляемая ими мощность при работе в импульсном режиме по всем навигационным системам составляет всего 20 мВт. Габариты изделий — 9х12 мм (NV08C-MCM) и 18х24 мм (NV08C-CSM).

В настоящее время новая спутниковая противоугонно-поисковая система от компании «Мега-Ф» проходит заключительные стадии разработки. Функциональные возможности и технические характеристики этого устройства уже определены. Серийное производство Scher-Khan Universe с приемником ГЛОНАСС/GPS/Galileo/Compass начнется в 2011 году после завершения полного спектра испытаний и тестирований.

Использование всех развернутых и создаваемых навигационных спутниковых систем повысит и точность, и надежность поиска. И это серьезный козырь «Мега-Ф». А вот опоздание — большой недостаток. Напомним, что полноценный действующий комплекс «Победит» был представлен специалистам и широкой публике еще в августе в рамках Московского автошоу.

StarLine

StarLine — дочерняя компания фирмы «УльтраСтар», с 1988 года занимающейся разработкой и производством систем безопасности для транспортных средств и объектов недвижимости. На долю StarLine в России приходится 37% рынка двухсторонних систем охраны, ежегодно продается более полумиллиона автомобильных сигнализаций этой марки. На территории страны действуют единая федеральная служба поддержки и 43 региональных сервисных центра, в которых заняты 285 квалифицированных инженеров. В Ленинградской области на территории более 7 га действуют производственное подразделение компонентной сборки и собственная лаборатория перспективных разработок. Компания обладает многочисленными патентами и авторскими свидетельствами на свои разработки.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное