Top.Mail.Ru
Задержки и рывки при переключении: как ATF влияет на работу коробки передач

Задержки и рывки при переключении: как ATF влияет на работу коробки передач

19.04.2023
Если ориентироваться на посты на многочисленных форумах, то вопрос о том, нужно ли менять масло в МКП или АКП, а если да, то на каком пробеге, до сих пор остается открытым. Сегодня, учитывая факт ухода с российского рынка большинства иностранных брендов, встал еще и вопрос выбора марок трансмиссионных масел. Получается, что, с одной стороны, использовать рекомендации завода-изготовителя автомобиля в нынешних реалиях не всегда возможно, а с другой, заповедь «не навреди» имеет большое значение не только в медицине. Попробуем разобраться в этих хитросплетениях.

Владимир Огородов

КАКОЕ МАСЛО ЗАЛИВАТЬ В АКП

Сначала о том, какие коробки переключения передач используются в эксплуатируемых нами автомобилях. С механической КП все более-менее понятно: водитель сам выбирает ту передачу, которая, с его точки зрения, оптимально подходит под конкретный режим движения. Масло в такой КП в большей степени должно обладать смазывающими и защитными свойствами, предохраняющими валы и шестерни от задиров и коррозии. За время эксплуатации КП в масле скапливается металлическая стружка — предмет «жизнедеятельности» пар шестерен, снижаются антиокислительные и охлаждающие (работа механизмов КП сопровождается достаточно высокими температурами) свойства самого масла. Периодичность замены масла в механической КП во многом определяется условиями эксплуатации автомобиля и может варьироваться от 60 до 100 тысяч километров пробега.

Задержки и рывки при переключении: как ATF влияет на работу коробки передач
Отработанное масло в АКП содержит продукты износа. Поэтому темнеет и теряет свои качества.

По принципу работы, к механической КП ближе всего роботизированная коробка переключения передач. Только вместо водителя за переключение передач здесь отвечает электроника: данные с датчиков различных систем автомобиля анализируются блоком управления, который дает команду актуаторам (гидро– или сервоприводам) на размыкание и смыкание механизма сцепления и включение нужной передачи. Выбор масла для роботизированных коробок передач зависит от целого ряда факторов — нужно учитывать тип сцепления (однодисковое, или это преселективная коробка с DSG), возраст автомобиля, условия эксплуатации… Как правило, менять масло в «роботах» рекомендуется через 30–50 тысяч километров.

В автоматической коробке передач роль сцепления выполняет гидротрансформатор, который передает крутящий момент от двигателя на вал коробки передач. Управляющая электроника, в зависимости от условий движения, взаимодействует с гидравлической системой и передачи переключаются за счет изменения давления масла. Требования к трансмиссионным жидкостям, применяем в АКП, очень жесткие, так как масло не только обеспечивает смазку шестерен, но и является «передатчиком энергии», должно иметь высокую стойкость к окислению, напряженному температурному режиму и пенообразованию. Сложно предположить, что работа в таких условиях может обеспечить маслу жизнь длиной в вечность, поэтому его замена необходима. Опять же, здесь нужно пользоваться рекомендациями производителя АКП, но зачастую интервал замены определяется в 30–40 тысяч километров пробега.

Continuously Variable Transmission (CVT) — коробка с бесступенчатым переключением передач, или вариатор. Два шкива в виде направленных вовнутрь подвижных конусов и клиновидный ремень или цепь… Ведущий шкив, соединенный с коленчатым валом двигателя, через ремень передает крутящий момент на ведомый вал, а тот, через блок шестерен, на колеса. При изменении оборотов двигателя синхронно изменяются диаметры шкивов и, соответственно, передаточные числа CVT. При кажущейся простоте конструкции к маслам для вариаторов предъявляются не менее строгие требования, чем к коробкам передач других типов. Противозадирные свойства и высокая сопротивляемость сдвигу, стабильность к окислению и высоким температурам, стойкость к пенообразованию — все эти требования присущи маслам, которые надлежит использовать в вариаторах. С учетом условий, в которых работает масло, его «активный жизненный цикл» составляет порядка 40 тысяч километров.

КАК ПОДОБРАТЬ МАСЛО В АКП

Итак, пришло время замены масла и… Скорее всего, составов, к которым уже «привыкла» коробка переключения передач вашего автомобиля, уже днем с огнем не сыскать — о демаршах западных производителей уже говорилось выше. Восточная мудрость о том, что «если закрывается одна дверь, то открывается другая» хороша, но важно еще выбрать нужную «открывшуюся дверь» — то, как в дальнейшем будет работать коробка передач, во многом зависит от качества масла. Скорее всего, правильным будет начать с «досье» производителя, на продукт которого вы «положили глаз». В качестве примера можно привести немецкую компанию BIZOL, рождение которой датировано 1998 годом и продукция которой сегодня поставляется в 70 стран мира. В номенклатуре компании большой ассортимент средств по уходу за автомобилем, но наиболее востребованными на различных рынках являются ее моторные, трансмиссионные и индустриальные масла.

Задержки и рывки при переключении: как ATF влияет на работу коробки передач

Не случайно BIZOL стала первой немецкой компанией, производящей моторные масла, удостоенной престижной награды IAIR Award в номинации «Лучшая компания в области инноваций и лидерства». Масла создавались в сотрудничестве с крупными автопроизводителями, а знаменитая немецкая педантичность проявляется не только в тщательности разработок, но и в тотальном контроле — от поступающего на производство сырья, до каждой канистры, отправляющейся на склад готовой продукции.

ЕСТЬ, ИЗ ЧЕГО ВЫБРАТЬ

Что касается Automatic Transmission Fluids, жидкостей для автоматических трансмиссий от BIZOL, то все они перед выпуском на рынок проходят многоступенчатые испытания, а их допуски к применению подтверждены соответствующими сертификатами. Важен и ассортимент предлагаемой продукции. Так, к примеру, масло Protect AFT CVT рекомендовано для бесступенчатых трансмиссий Mercedes A- и B-классов с коробками передач Autotronic и Audi с АКП Multitronic, а также применяется во многих вариаторах разных производителей.

Как в механических КП, так и в автоматических трансмиссиях, а также в различных гидравлических и вспомогательных системах легковых и грузовых автомобилей может использоваться масло Protect ATF D-VI, имеющее длинный список допусков и спецификаций. Состав принадлежит к последнему поколению трансмиссионных жидкостей и основан на технологии синтеза в сочетании с современным высокопроизводительным пакетом присадок. Еще одной многоцелевой трансмиссионной жидкостью, применение которой рекомендовано в АКП и КП, для которых предписана жидкость типа Dextron III F/G/H, Dextron IIC/D/E, Dextron B или TASA, стала Protect ATF DIII.

Задержки и рывки при переключении: как ATF влияет на работу коробки передач

Для преселективных автоматических коробок передач с двойным сцеплением (примером может быть линейка автомобилей Volkswagen Group, а также Ford c АКП Powershift, Crysler, Volvo и др.) рекомендована трансмиссионная жидкость Protect ATF DCT. При ее создании разработчиками BIZOL была применена новейшая технология с эффективной комбинацией присадок, которая обеспечила высокую стабильность на сдвиг в течении всего эксплуатационного интервала.

Универсальным является трансмиссионное масло Protect ATF DIII+, которое может применяться в АКП и усилителях рулевого управления легковых и грузовых автомобилей и спецтехники. Жидкость, в производстве которой использовано высококачественное базовое масло и современный пакет присадок, обладает оптимальными фрикционными характеристиками, хорошей текучестью при низких температурах и высоким уровнем защиты при низких температурах. Стоит отметить и ее хорошую совместить с различными уплотнительными материалами.

BIZOL Protect ATF LV. Современная высокопроизводительная трансмиссионная жидкость для АКП нового поколения, требующих масел низкой вязкости. Комбинация высококачественного базового масла и современный пакет присадок обеспечивают устойчивость масла к старению и окислению, а также высокую степень защиты деталей от износа. Использование Protect ATF LV способствует плавному переключению передач и обеспечивает более длительные интервалы между заменой масла. Кроме того, продукт содержит специальный кондиционер, который защищает уплотнения от старения. Соответствует рекомендациям применения таких жидкостей, как, например, GM Dexron VI, Ford Mercon LV и JASO 1 A/1‑A-LV.

От состояния и правильно подобранной жидкости в коробку передач зависит эффективность и комфорт работы «автомата». Появление пинков, задержек или рывков при переключении еще не говорит о наличии неисправности, вполне возможно, что нужно просто поменять масло в коробке передач.

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное