Top.Mail.Ru
Выставки Интеравто и Автомеханика. У двух нянек…

Выставки Интеравто и Автомеханика. У двух нянек…

20.10.2011
Стало традицией: в конце августа специалисты автомобильной отрасли отправляются в Москву. Ругаются, но едут

Владимир Заборщиков

Стало традицией: в конце августа специалисты автомобильной отрасли отправляются в Москву. Ругаются, но едут

Выставки Интеравто и Автомеханика. У двух нянек…

Выставка Интеравто + Автомеханика 

То действо, что мы по привычке именуем Московским автосалоном, на деле таковым является (да и то с оговорками) только раз в два года, по четным. По аналогии с Франкфуртом и Парижем через год автомобильную выставку сменяет экспозиция автомобильных комплектующих, материалов и оборудования. Москва, как всегда, оказывается впереди планеты всей: таких выставок у нас проводится сразу две. На одной площадке МВЦ «Крокус Экспо». В одни и те же сроки. Но с разными организаторами, а потому — каждая с собственными входными билетами.

«Самостийность» двух одинаковых по сути мероприятий — яркий пример того, что конкуренция не всегда идет во благо. Здорового соревнования не получается: посетитель, приехав на окраину столицы, все равно пойдет на оба. Просто заплатит за два билета.Сложившуюся практику в последние годы не критиковал только самый ленивый. И критика эта, похоже, возымела действие. Было принято «мудрейшее» решение: в 2012 году 16-я Московская международная выставка автокомпонентов и автосервиса (т.е. Automechanika Moscow) пройдет на Красной Пресне. Причем «в тра­диционные сроки». Поясню причину моего сарказма. Если ММАС не «сдвинется» по времени проведения, специалистам придется мотаться между «Крокусом» и центром. Это притом что за четыре дня толком не осмотреть и единую экспозицию. А если автосалон сместится, проживание в гостинице обойдется приезжим посетителям в копеечку. Впрочем, Москва уже давно стала крупнейшим «пылесосом» для выкачивания денег из карманов граждан.

Формально организаторы могут возразить, что у выставок разная тематика и, соответственно, не совпадающая целевая аудитория. «Интеравто» ориентируется на автомобильную промышленность, т.е. на поставки оригинальных комплектующих, оборудования, материалов и технологий. Удел «Автомеханики» — вторичный рынок запчастей и автосервис. Следуя этой логике, крупнейший разработчик и производитель во всех упомянутых автомобильных направлениях — концерн Bosch был вынужден держать стенды на обеих выставках. Не все столь богаты. Но главное, разница между выставками хоть и имелась, но в глаза не бросалась. Многие экспоненты одинаково успешно обеспечивают своей продукцией оба рынка. Для них, как и для большинства посетителей, «особая заточенность» выставок роли не играла и лишь создавала дополнительные сложности. В целом же, если абстрагироваться от многолетнего организационного бардака, нельзя не признать: обе экспозиции были весьма интересны. Они продемонстрировали, что автопром (по крайней мере, мировой) справляется с последствиями кризиса.


Автомеханика

Выставки Интеравто и Автомеханика. У двух нянек…

Выставка Интеравто + Автомеханика 

Официальное название выставки — Automechanika Moscow powered by MIMS («Автомеханика при поддержке ММАС»). Иностранное название — не дань дешевой моде, а объективная реальность. Организаторами мероприятия являются один из крупнейших транснациональных выставочных концернов Messe Frankfurt GmbH в лице своего российского подразделения и группа компаний ITE, ведущий организатор профессиональных выставок и конференций в России. Франкфуртская ярмарка проводится уже 800 с лишним лет, в последние десятилетия она шагнула далеко за пределы Германии. Automechanika — «фирменное блюдо» немцев, они «готовят» его и в Китае, и в Турции, и в России. Всего — почти в полутора десятках стран. Разумеется, под одним и тем же названием.

На юбилейной, 15-й по счету московской «Авто­механике» на площади более 30 000 м2 свои достижения демонстрировали свыше 900 фирм из 45 стран мира. Участники даже образовали 14 национальных экспозиций, самой большой из которых была, разумеется, китайская. Генеральным спонсором, словно в насмешку над специализацией выставки, выступила японская компания Denso, крупнейший в мире производитель комплектующих для сборки автомобилей на заводах. Официальным спонсором стал поставщик шин и колес Zafco, простo спонсором — группа Schaeffler, которая с успехом могла бы выставить свою продукцию не только на обеих выставках, но и на Московском авиакосмическом салоне МАК. А поле деятельности Bosch, официального партнера выставки, вообще трудно заключить в какие-то рамки.

Помимо национальных «зон» в «Крокус Экспо» имелась и тематическая «Территория АКПП», организованная компанией «АвтоТрансТех» и объединившая компании, избравшие работу с автоматическими коробками передач направлением своей деятельности. Тема, согласитесь, злободневная. Устройству, ремонту и диагностике автоматических трансмиссий был посвящен и двухдневный международный технический семинар под эгидой компании.

Но главным событием для специалистов стал II Международный форум «Автомобилестроение и развитие рынка автокомпонентов в России», привлекший внимание профессионалов из разных стран мира. Производство и использование качественных комплектующих — это вопрос жизни и смерти для отечественного автопрома. Но тема эта опять же не соответствует заявляемой специализации выставки.

Интеравто

Выставки Интеравто и Автомеханика. У двух нянек…

Выставка Интеравто + Автомеханика 

Участников этой выставки отличал больший, чем у соседей, размах. Их было на треть меньше (около 600 из 17 стран), но занимали они в полтора раза большую площадь (43 000 м2). Оно и понятно: выставку организовывал сам МВЦ «Крокус Экспо», а своя рука, как известно, — владыка. Послужной список «Интеравто» скромнее: проходила эта выставка всего лишь в седьмой раз.

С провозглашаемой специализацией здесь было еще интересней. Автокомпоненты для оригинальной комплектации размещались в одном зале с запчастями для вторичного рынка, что само по себе логично, но сводит на нет различия между мероприятиями. А были еще тематические разделы автоэлектроники и систем безопасности, материалов и автохимии, гаражного и сервисного оборудования. Целый павильон был отдан под легковые автомобили, компоненты и тюнинг. Правда, новые автомобили «в сборе» демонстрировали только наш флагманско-героический АвтоВАЗ, да по одному китайскому и иранскому заводу. На фоне последних наши выглядели молодцом.

Между тем среди участников хотелось видеть именно производителей оригинальных комплектующих. Ни для кого не секрет, что качество производимых и используемых в стране автокомпонентов — ахиллесова пята отечественного автопрома. Конструкторы придумают что-то похожее на современный автомобиль, а производство говорит: «Я его слепило из того, что было!». Песня, одним словом.

А наше мудрое овертикаленное правительство, вместо того, чтобы лечить болезнь, создавая благоприятные условия для производителей комплектующих, организует финансовые припарки агонизирующим сборочным компаниям. Но приличный автомобиль покупают не за то, что он дешев, а потому, что приличен, т.е. современен и надежен.

Выставки Интеравто и Автомеханика. У двух нянек…

Выставка Интеравто + Автомеханика

Видимо, неумелая экономическая политика или, точнее, ее ориентация на интересы узкой группы известных всем лиц и является причиной того, что на главной российской выставке продукции для автопрома известных производителей автомобильных деталей, узлов, агрегатов и систем можно было пересчитать по пальцам. Иностранные компании то ли не верят в наше «светлое будущее», то ли, отчаявшись, махнули на нас рукой. А может, просто не видят нас в упор. А отечественные производители, если не считать возникших в советское время гигантов, никак не могут подняться выше разработки и производства шаровых опор, амортизаторов и (о, чудо 21 века!) бортовых компьютеров для отечественных машин. Да и на этом поприще их все больше и больше щемят наши восточные и южные соседи из стран, еще недавно презрительно называвшихся развивающимися и третьим миром. Увы, похоже, что и в этом мире мы «по части автопрома» в лидерах уже не ходим.

Сказанное не преумаляет заслуг организаторов мероприятия. Они собрали пристойную, хоть и небольшую, международную выставку и даже профессиональную конференцию российских автомобильных дилеров. Из того, что было.

Автокомпонент года

В рамках «Интеравто» подводилось торжественное вручение организованной нашими коллегами из журнала «Автозапчасти и цены» первой независимой премии «Автокомпонент года». Наш журнал стал ее главным информационным спонсором. О причинах, побудивших нас к поддержке начинания, в основном сказано выше. Только подняв качество и «интеллектуальную составляющую» комплектующих, можно всерьез говорить о выживании отечественной автомобильной промышленности.

Выставки Интеравто и Автомеханика. У двух нянек…

Выставка Интеравто + Автомеханика

К сожалению, инициаторы премии столкнулись с теми же проблемами, что и организаторы «Интеравто». В результате под «автокомпонентом» стали понимать не то, что поставляется на конвейер (найди там лучшее!), а то, что продается на авторынке. «Комплектующие» подменили «запчастями». Никакого лукавства, а тем более злого умысла не было. Наша страна делает только первые шаги к реальной автомобилизации, и терминология еще окончательно не устоялась. Некоторые иностранные понятия даже не имеют общепризнанного перевода. Неудивительно, что и мы с коллегами поначалу вкладывали в название премии немного разный смысл.

По здравому размышлению мы порешили, что в любом случае новая премия не только имеет право на существование, но и принесет пользу обществу. Пускай наш автопром продолжает производить «полуфабрикаты», но, руководствуясь результатами в номинациях премии, мы хоть довести до ума и починить их сможем качественно.

Часть коллег-журналистов не приняли деление номинаций по «национальному признаку» — отдельно на запчасти для машин зарубежного и отечественного производства. И в этом споре мы оказались на стороне организаторов. Во-первых, бывает ситуация, когда иностранный производитель, признанный лучшим в своей номинации, вовсе не собирается заниматься российскими марками. А выпускающий аналогичную продукцию наш пока не созрел замахнуться на иномарки. Куда бедному потребителю податься? Что ему, обладателю «Жигулей», до лучших колодок для BMW? И наоборот. Во-вторых, общественное признание необходимо и иностранцу, и русскому. Конкурируя с себе подобными, наш предприниматель может реально претендовать на успех, а с брендами, имеющими вековую историю, — пока едва ли. Как следствие, снизится интерес к премии, а сама она превратится в парад зарубежных торговых марок. Признаем, квасным патриотизмом немного попахивает, но реалии нашей экономики нельзя не учитывать. Даст бог, останется со временем только «общий зачет». И подчеркнем: данные рассуждения — это не более чем наше понимание ситуации. У организаторов премии могут быть и другие аргументы.

 

Экспоненты

Выставки Интеравто и Автомеханика. У двух нянек…

Выставка Интеравто + Автомеханика 

Все смешалось в доме… «Крокуса». Постоянные перемещения из павильона в павильон собрали увиденное в единую мозаику. Из-за нехватки места и времени приходится ограничиться описанием лишь некоторых ее фрагментов.

Никакая автомобильная выставка не может считаться представительной, если в ней не участвует Bosch. В августе в Москве его стенды присутствовали одновременно на обеих выставках. Экспонатов хватило бы и на третью. Немецкий концерн ходит в мировых лидерах сразу по трем самостоятельным направлениям — по разработке и поставкам деталей, узлов и систем для автомобильной промышленности и рынка запчастей, по выпуску автомобильного диагностического оборудования и по созданию и развитию сервисных сетей. Остальные не менее интересные направления (профессиональный и любительский электроинструмент, бытовая техника и т.д.) к теме сегодняшнего разговора непосредственного отношения не имеют.

Наши читатели уже знают, что нынешний год для Bosch — юбилейный. Вот только считали мы плохо. Представители концерна говорят о двойном юбилее, а на деле празднуют сразу пять памятных дат: 150 лет со дня рождения основателя фирмы Роберта Боша, 125 лет самой фирмы, 90 лет сети технического обслуживания Bosch Service, 75 лет первого легкового автомобиля с дизельным двигателем (Mercedes-Benz 260 D с впрыском Bosch) и 60 лет с начала выпуска серийного легкового автомобиля с впрыском бензина (Gutbrod Superior).

Несмотря на солидный возраст, а скорее благодаря ему, фирма-юбиляр продолжает успешно развиваться, в том числе и на российском рынке. Под знаменитым брендом у нас в стране производятся свечи зажигания, электропроводка, элементы системы впрыска. Значительная часть территории страны уже охвачена сетью Bosch Service. На «Автомеханике» концерн не только демонстрировал свое новое диагностическое оборудование, но и провел практический семинар по его правильному использованию. В то же самое время в одном из залов «Интеравто» систему (программу) электронной стабилизации ESP от Bosch не только представляли специалистам и широкой публике, но и демонстрировали в действии с помощью специального макета-симулятора. Посетители радовались новым ощущениям, специалисты сдержанно одобряли, осознавая, что и значительно более раннюю разработку концерна, антиблокировочную систему тормозов у нас устанавливают далеко не на каждую выпускаемую сегодня машину.

Другой мировой лидер, японский концерн Denso, выставлялся куда скромнее. На его стенде представляли новые свечи зажигания Double Needle Iridium Tough, датчики массового расхода воздуха MAF и катушки зажигания. «Незримо» присутствовал концерн и на другом стенде. В 2001 г. крупнейшими японскими производителями Aisin, Denso, Sumitomo и Toyota Motors была образована компания ADVICS по разработке и производству компонентов тормозной системы как для оригинальной комплектации, так и для рынка запчастей. Сегодня компания ADVICS является крупнейшим поставщиком тормозных колодок на сборочные конвейеры Toyota Motors, Honda, Isuzu, Mazda, Daihatsu, Subaru, Hino, Mitsubishi, Nissan, Suzuki, GM, Ford, Chrysler и других автопроизводителей. Одним из важнейших этапов вывода бренда на наш рынок ADVICS и его российский партнер «Юником» посчитали участие в «Интеравто».

Компания Yokohama отмечала открытие своего шинного завода в России. Событие знаменательно само по себе, но для более глубокого восприятия этого факта на площадке перед павильонами все дни работы выставки шло непрекращающееся японское шоу, в котором было множество понятных и приятных русскому сердцу моментов — от показательных заездов ведущих японских дрифтеров и катания на заряженном гоночном такси до ниндзя-шоу и парада гейш.

Выставки Интеравто и Автомеханика. У двух нянек…

Выставка Интеравто + Автомеханика

В двухсотстраничном каталоге московской компании «Эквинет» представлен полный многовариантный перечень оборудования для станции технического обслуживания любого профиля и любой мощности. И что характерно: среди 20 предлагаемых марок ни одной российской. Неужели у нас так плохи дела с производством подъемников, компрессоров и прочего?

Но среди множества московских продавцов импорта нашлись-таки и отечественные производители. В основном — не в Москве. Привожу не перечень, а лишь ряд примеров. Малоярославецкий опытно-производственный акционерный завод МОПАЗ выпускает оборудование для диагностики, регулировки и ремонта топливной аппаратуры дизельных двигателей под торговой маркой «Доктор Дизель». А «Технокар» из Тулы разрабатывает и производит компьютерные стенды для проверки и регулировки углов установки колес автомобилей с диаметром ободьев колес от 12 до 24 дюймов. Дмитровский ДАРЗ — один из отечественных лидеров производства подъемников. Омская компания СИВИК уже более 17 лет занимается разработкой и производством балансировочных станков, гидравлических подъемников, установок для замены технических жидкостей автомобиля и вспомогательного оборудования. Другое предприятие из Омска — производственно-коммерческая фирма «Сибек» производит вулканизаторы, станки для правки и прокатки дисков, балансировочные станки, а также оборудование для шиповки шин. Похоже, прав был старик Ломоносов: богатство России прирастает Сибирью.


В сухом остатке

Выставки Интеравто и Автомеханика. У двух нянек…

Выставка Интеравто + Автомеханика 

Ничего революционного на августовских московских выставках увидеть не довелось. Тем не менее обе экспозиции дали повод для оптимизма. Несмотря на бардак в стране и выставочном комплексе, становится очевидным, что, в отличие от автопрома, отечественный автосервис успешно развивается. Можно было бы ехидно заметить, что именно низкое качество наших автомобилей и отсутствие дорог способствуют развитию отрасли. Но мне ближе подход американцев, полагающих, что в любой, даже самый страшный кризис люди не перестанут покупать еду и чинить свои автомобили.

И в заключение пара горьких слов о нас самих, посетителях выставок. У входа в каждый из павильонов собирались средства в помощь пострадавшим от землетрясения, цунами и аварии на АЭС в Японии. Люди шли мимо тысячами, но очереди из желающих помочь в беде народу, давшему миру множество прекрасных образцов автомобильной техники, замечено не было…

В рамках международной выставки «Интеравто» была проведена церемония награждения «Автокомпонент года — 2011». В двадцати номинациях были объявлены победители среди производителей комплектующих и автозапчастей. После вступительных слов ведущих и президиума главный редактор «5 колеса» Станислав Павлов объявил призеров в номинациях «Тормозные диски года для отечественных авто» и «Тормозные колодки года для иностранных авто». Среди российских производителей награды удостоилась компания DAFMI, а лучшим зарубежным изготовителем была признана компания TRW.

(3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное