Пока многие изобретатели ищут формулу универсального транспортного средства, канадская компания TJD успешно оснащает своими траками ATV разных производителей, превращая их таким образом в настоящих покорителей off road
Игорь Владимиров
Пока многие изобретатели ищут формулу универсального транспортного средства, канадская компания TJD успешно оснащает своими траками ATV разных производителей, превращая их таким образом в настоящих покорителей off road
В чем фишка? Гусеничный привод во многих случаях увеличивает проходимость ATV и UTV в разы, как по снегу и льду, так и на более привычных покрытиях — на песке, в жидкой грязи и на откровенном бездорожье. Да, скорость снижается, это правда. Усилие, необходимое, чтобы повернуть руль, увеличивается… Зато становятся подвластны те места, куда на обычном ATV или UTV, находясь в здравом уме, вряд ли сунешься. Площадь соприкосновения движителя (в нашем случае гусеницы) с поверхностью движения в разы превышает пятно контакта шины с той же поверхностью. Давление на грунт снижается многократно. А из курса средней школы мы хорошо знаем, что чем меньше давление на поверхность движения, тем больше шансов проехать по нетвердым и сыпучим грунтам или по мягкому пушистому снегу.
Сейчас многие фирмы производят гусеничные приводы, но TJD, благодаря тому, что уже с 1998 года занимается разработкой и производством гусеничных движителей для ATV (UTV), сегодня находится в более привилегированном положении, так как успела накопить огромный опыт. В арсенале фирмы не только «обычные» приводы, оснащенные гусеницами шириной 12,5 дюйма при длине 98 дюймов, но и настоящие Wide-Track, ширина гусеницы которых достигает 13,5 дюйма при длине 121 дюйм. Кстати, самая широкая гусеница может устанавливаться на большинство приводов TJD разных поколений. Более длинная и широкая гусеница требует большего количества опорных колес, что компенсируется уникальными способностями этого привода при движении по раскисшим грунтам и глубокому снегу.
Траки TJD
© Фото: 5 колесо
Личный опыт общения с гусеничными приводами, и в частности с приводами TJD, свидетельствует, что первое время, особенно пересев с мощного, но колесного ATV, на квадрик, оснащенный гусеницами, испытываешь не то, чтобы разочарование, а скорее озадаченность: едет медленно, рулить тяжко… Но, приездившись, начинаешь понимать, что стал чуть ли не богом, потому что можешь ехать почти везде. Медленно, но верно… И даже привыкаешь к тому, что руль приходится поворачивать с большим усилием и что спина вечно мокрая от брызг, которые летят из под задней гусеницы.
Но ничего не бывает даром, чем-то придется расплатиться за повышенную проходимость. Правда, сегодня практически для всех приводов TJD можно приобрести специальные крылья, которые успешно защищают всадника от воды, песка и грязи. Так что расплата не такая уж серьезная. В этом году в производственной программе TJD появилась новая гусеница с усовершенствованными крестообразными грунтозацепами, которые обеспечивают хорошую управляемость на большой скорости без потери проходимости. Ею могут комплектоваться приводы серии X-Gen, X-Track и X-Sport.
Возможно, кого-то не устроит определение «универсальное транспортное средство» в отношении ATV, оснащенного гусеничными приводами TJD, возможно… Но стоит попробовать, а не рассуждать «чисто теоретически». Ведь теория без практики мертва, как нам говорили мудрые. А если не понравится, то всегда можно скинуть гусеницы и надеть обратно колеса. Правда, после поездок по глубокому рыхлому снегу и жидкой грязи вам этого не захочется…
Траки TJD
© Фото: 5 колесо