string(55) "https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2019/10/05260.jpg"

Тормозные колодки. Выбор всегда есть

текст: Владимир Огородов / 19.11.2019
«Оригинал», «не оригинал»… В постгарантийный период эксплуатации автомобилей вопрос выбора для автолюбителей стоит особенно остро, так как оригинальные детали обходятся значительно дороже тех, что выпускаются для рынка Aftermarket. С одной стороны, выбор очевиден. Это я о цене. А как обстоят дела с вопросами качества? Последнее особенно важно, если речь идет о компонентах тормозной системы автомобиля. Чтобы разобраться, насколько отличаются в работе оригинальные и неоригинальные продукты, мы обратились к результатам испытаний тормозных колодок пяти брендов, четыре из которых – японские. Все подвергнутые испытанию колодки предназначены для автомобиля Toyota Camry.

К БАРЬЕРУ!

Выбор «дуэлянтов» — дело не простое, так как на рынке послепродажного обслуживания изобилие предложений для конкретных марок и моделей автомобилей. В данном случае в качестве «отправной точки» были представлены тормозные колодки TOYOTA 04465‑33471, идущие на первичную комплектацию. Соперниками этих колодок стали NISSHINBO NP1015, ADVICS SN947, AKEBONO AN734K, NiBK PN1521 и KASHIYAMA D2270. Для независимого теста все тормозные колодки были отправлены в Испытательный центр продукции автомобилестроения ФГУП НАМИ, структуру, уполномоченную сертифицировать все, что касается автомобилей. Поэтому и результаты проведенных здесь масштабных тестов сомнению не подвергаются и отражены в Протоколе испытаний № 2640/965 от 14 марта 2019 года.

ВСЕ КРУГИ АДА

Серия «намишных» испытаний подвергает тормозные колодки самым жестким проверкам, но для начала колодки должны пройти обкатку, которая позволит в последующем обеспечить максимальную площадь их прилегания к поверхности тормозного диска. Кстати, это и совет автолюбителям — сразу после замены тормозных колодок необходимо обеспечить их «прикатку» к диску, избегая на первых сотнях километров пробега агрессивной езды и, как следствие, резких торможений. Сами испытания предваряла «протокольная» часть — замеры толщин колодок и тормозных дисков. После этого колодки проверяли на стенде в «легких» режимах, не подвергая их по-настоящему серьезным температурным испытаниям [1]. Затем проверяли работу колодок при непрерывном повышении температуры до 300 ºС в результате двух циклов из 25 последовательных торможений [2]. Затем опять повторяли «легкие» режимы, чтобы проверить, как изменились после нагрева свойства колодок [3]. В конце вновь измеряли толщину колодок и тормозных дисков, оценивая их износ. Эти исследования позволили отследить изменение характеристик колодок во время и после «температурной обработки» и оценить самую важную их характеристику — фрикционные свойства, а именно коэффициент трения.

Слева: график 1. Зависимость коэффициента трения от температуры до «нагревного» цикла. Справа: график 2. Величина коэффициента трения колодок и температуры тормозного диска при втором цикле из 25 последовательных торможений.
График 3. Зависимость коэффициента трения от температуры после двух «нагревных» циклов.

И вот здесь первый сюрприз: наименьшее среднее значение коэффициента трения после серии испытаний показали оригинальные тормозные колодки TOYOTA, а лидерами теста стали колодки NISSHINBO и ADVICS, характеристики которых превысили показатели «оригинала» соответственно на 35 % и 43 %. При этом эксперты, проводившие испытания, высоко оценили стабильность характеристик колодок NISSHINBO при имитации торможений с разных скоростей. И здесь стоит сделать небольшую ремарку, касающуюся как требований автопроизводителей, так и желаний потребителей. Выбирая тормозные колодки для установки на конвейере, автопроизводители не ограничиваются только их фрикционными возможностями. Здесь важны и акустический комфорт, и износостойкость, и многое другое. Возможно, изначально разные требования к этим характеристикам и обусловили более высокие результаты колодок NISSHINBO в стабильности фрикционных свойств по отношению к колодкам TOYOTA. Если же вернуться к тесту, то аутсайдером в нем оказались тормозные колодки NiBK, свойства которых после нагрева ухудшились.

ЧТОБЫ ДОЛЬШЕ ХОДИЛИ

Износ тормозных колодок в ходе эксплуатации — дело житейское, это, так сказать, расходный материал. Тем не менее такой параметр, как ходимость колодок, потребитель тоже учитывает, и слишком частая замена этого компонента его вряд ли обрадует. Но куда хуже, если колодки приводят к преждевременной замене тормозного диска. Как правило, тормозной диск переживает троекратную замену колодок, хотя в ходе эксплуатации он также подвергается серьезным нагрузкам, как механическим, так и температурным. А чем тоньше становится диск, тем хуже он отводит тепло. Перегрев диска, в свою очередь, может вызвать и его деформацию, и даже разрушение. Но вернемся к испытаниям.

Вполне предсказуемо, что абсолютный износ дисков за время испытаний составил от 0,005 до 0,014 мм, в то время как колодки при этом потеряли в толщине от 0,53 до 1,49 мм. Меньше всех износился диск, работавший в паре с колодками KASHIYAMA, и похожие результаты у альянса тормозного диска с колодками TOYOTA. Среди тормозных колодок наименьший износ был отмечен у ADVICS, а вот колодки NiBK не только оказались изношенными в три раза выше, но и диск, с которыми они работали, подвергся сильному износу.

ЧТО ПОКАЗАЛИ ИСПЫТАНИЯ

Оригинальные колодки TOYOTA выдержали испытания, но при этом оказались не лучшими в этой серии тестов. Колодки NISSHINBO показали высокий коэффициент трения и его стабильность, войдя в тройку лидеров по данному показателю. При этом эксперты отметили, что они отлично подходят и для динамичной езды. На хорошем уровне, как по показателям коэффициента трения, так и по износостойкости, показали себя тормозные колодки ADVICS. Неплохие показатели по износостойкости у колодок AKEBONO, но на конкурентоспособный уровень по фрикционным свойствам они вышли только после температурной «закалки». Меньше других изнашивается тормозной диск при работе с колодками KASHIYAMA. К тому же эти колодки входят в тройку лидеров по среднему значению коэффициента трения. Что касается тормозных колодок NiBK, то их можно порекомендовать водителям не только с жестким бюджетом, но и практикующим спокойную манеру езды. Высокие температуры не идут этим колодкам на пользу, да и изнашиваются они сильнее. Так что активная манера езды им противопоказана.

Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод: потребитель при выборе тормозных колодок вполне может ориентироваться не только на оригинальные изделия, но и на товары для вторичного рынка. В активе оригинальных колодок и узнаваемость бренда, и, благодаря их достаточно высоким характеристикам, доверие потребителей. Но и цена у них самая высокая. Веским аргументом для приобретения компонентов, предназначенных для вторичного рынка, является более комфортная цена. Но нередко и потребительские свойства этих компонентов ничуть не уступают «оригиналу». Что проведенные испытания наглядно и продемонстрировали.

Обсуждение закрыто.

Статьи по теме
Популярное