Top.Mail.Ru
Топливо будущего

Топливо будущего

02.07.2014
Повод для посещения производственных и лабораторных площадок компании Neste Oil можно было считать относительно банальным — начало продаж на российском рынке топлива с присадками нового поколения Futura...

Станислав Шустицкий

Топливо будущего

Начало истории Neste Oil датировано январем 1948 года. Тогда молодая финская компания, целью создания которой было обеспечение энергетической безопасности страны, занималась закупкой крупных партий нефтепродуктов. А спустя девять лет был запущен и первый собственный нефтеперерабатывающий завод. Темпы развития впечатляли: уже через пять лет мощность предприятия возросла втрое. Сегодня годовая мощность двух нефтеперерабатывающих предприятий Neste Oil составляет 15 млн тонн «классических» нефтепродуктов и 2 млн тонн биодизеля, производимого из возобновляемого сырья. В прошлом году торговый оборот компании составил 17,5 млрд евро, а бизнес компании носит транснациональный характер — он сосредоточен в 15 странах мира.

Топливо будущего

В баночках отнюдь не специи для кулинарии. Рапсовое, ромашковое, соевое масла — после переработки на всем этом может работать дизельный двигатель

«В Финляндии мы являемся самым крупным экспортером и самым крупным предприятием по торговому обороту», — рассказывает менеджер по коммуникациям Сюзанна Сиеппи. И если продолжить тему «самых-самых», то Neste Oil является и самым крупным производителем биотоплива из возобновляемого сырья. Причем на предприятии действуют весьма последовательно: уже в 1980 году в топливе Neste отсутствовал свинец, в 2000-х финская компания начала выпуск бензина, не содержавшего серы, а в 2007 году на Neste Oil приступили к производству топлива из возобновляемого сырья. Очередной вехой в «топливно-экологической» истории стал 2011 год, когда началось производство авиационного топлива с использованием биокомпонентов, а годом позже на рынок был выпущен Neste Pro Disel, в котором использовалось 15 % возобновляемого сырья, сертифицированный и рекомендованный к использованию Всемирной топливной хартией (WWFC).

НАУЧНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Топливо будущего

А ключ к тайнам биотоплива подбирают в лаборатории Neste Oil

В беседе с сотрудниками отдела разработок любой компании всегда хочется выведать секрет. Или хотя бы нащупать вектор, определяющий перспективы. Но то, о чем рассказывали специалисты Neste Oil, было интересно в применении уже к дню сегодняшнему. Руководитель отдела технологических разработок Раймо Линнаила сразу начал с приоритетов: «Neste Oil — пионер в разработке «чистых» видов топлива, а в 2000-х годах компания совершила настоящий прорыв в области биотоплива. При этом нам приходилось разрабатывать собственные технологические решения, так как тогда никаких лицензионных продуктов в этой области не было». Если говорить о цифрах, то ежегодно в программу разработки технологических процессов компания инвестировала несколько миллионов евро (в 2012 г. — 42 млн). «Одна из важнейших задач нашей лаборатории — расширение линейки возможных источников сырья для производс тв а топлива, — продолжает тему Сеппо Микконен, сотрудник отдела разработок. — Тра диционными продуктами для производства биотоплива были пальмовое, соевое и рапсовое масла. Но благодаря нашим разработкам объем не растительного сырья, а сырья, полученного из промышленных отходов, составил 52 %. И мы продолжаем изыскания все новых и новых видов сырья». Перечень наименований возобновляемого сырья впечатляет. Это животный и рыбий жиры (причем не в чистом виде, а в качестве отходов, побочного продукта соответствующих  производств), отходы деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности... В общем, производство из любой биоактивной массы. В том числе из сахаросодержащих продуктов. Ну как тут было не вспомнить о приключениях Незнайки и его друзей! Помните автомобиль, который построили механики Винтик и Шпунтик и который работал на сахарном сиропе? Оказывается, это вполне реально. Только на Neste Oil столь расточительную технологию, как производство топлива из сахарного сиропа, позволить себе не могут — это наверняка будет побочный продукт сахарного производства. Но то, что делают в отделе технологических разработок — не просто работа ради экзотики. А чтобы это было абсолютно понятно, Сеппо Микконен конкретизировал задачи, которые решает отдел: «Дальнейшее совершенствование процессов переработки сырья и предоставление клиентам решений в области высококачественного и более чистого топлива». И более важным в данном случае является конец фразы.

Топливо будущего

Топливо будущего

Топливо будущего

Мощности по производству NExBTL в Порвоо

БИО БИО РОЗНЬ

Топливо будущего

Сеппо Микконен не только специалист отдела разработок Neste Oil, но и руководитель организации, занимающейся сертифицированием топлива в Финляндии

Во время беседы Сеппо Микконену задали вопрос о том, сколько лет может потребоваться, чтобы человечество смогло полностью отказаться от нефти и перешло на альтернативное топливо. «Я до этого момента точно не доживу», — отшутился Сеппо. А затем добавил: «Возможно, четверть века. Я начал работу в компании с углеводородного сырья, но последние 10 лет альтернативное топливо — дело всей моей жизни. И высшим нашим достижением я считаю топливо NExBTL, производимое из возобновляемого сырья». Причем NExBTL на Neste Oil производится в приличных промышленных объемах: в прошлом году из 16 млн тонн произведенных продуктов на долю дизеля из нефти пришлось 37 %, на долю бензина — 25 %, а на долю дизеля из возобновляемого сырья — 12 %. Но Neste Oil не единственный производитель биодизеля. Чем же так хорошо дизельное топливо NExBTL? «Есть два типа биодизеля, — поясняет Сеппо Микконен. — Есть уже ставший традиционным биодизель с FAME (Fatty Acid Methyl Ester), при производстве которого растительное масло проходит обработку метанолом, и в качестве добавки к дизелю из углеводородного сырья может использоваться не более 7 % биодизеля FAME. И есть наш NExBTL, полученный по технологии HVO (Hydrotreated Vegetable OIL) методом гидратирования растительного сырья или животного жира. NExBTL по качеству намного лучше, чем традиционный биодизель, его можно использовать в чистом виде, он выпускается в промышленных объемах, а по энергетическим качествам ни в чем не уступает топливу, полученному из углеводородного сырья. А еще FAME, в отличие от HVO, более гигроскопичен, не стабилен при хранении, у него присутствует риск микробиологического загрязнения. При транспортировке трубопроводом дизель FAME нельзя смешивать с авиационным топливом, а продукт HVO при смешивании не влияет на качество авиационного топлива, и их можно транспортировать вместе.

Топливо будущего

Топливо будущего

На стендах моторной лаборатории Neste Oil проводятся комплексные испытания топлива для двигателей как легковых, так и грузовых автомобилей. Измерения касаются мощности двигателей, их экономичности, количества и состава выхлопных газов... Причем в различных климатических условиях — температура может варьироваться от -35°С до +35°С

И еще. Если дизель FAME плохого качества, то он может нестабильно работать уже при температуре +5°C, а если качество хорошее, то его нижний диапазон где-то на уровне –15°C. Что касается дизельного топлива HVO, то двигатель на нем превосходно работает и при –40°C. Резюмируя, можно сказать следующее: технология FAME появилась в Германии в 1990-х годах, и это топливо применялось исключительно для сельскохозяйственной техники, и сегодня сфера его применения не слишком обширна. Что касается HVO, то мы, занимаясь процессом с 2005 по 2010 год, сразу вывели качество на должную высоту и с тех пор его постоянно улучшали». Как уже было сказано выше, отдел разработок Neste Oil работает не для получения эксклюзивного лабораторного продукта, а для того, чтобы свои изобретения как  можно быстрее внедрить в производство. И если во всей Европе в год производится около 8 млн тонн биотоплива FAME, то одна компания Neste Oil производит 2 млн тонн возобновляемого топлива HVO. Только на двух технологических линиях в финском городке Порвоо ежегодно производится 360 000 тонн топлива NExBTL, а основными производителями этого вида топлива являются заводы компании в Сингапуре и Роттердаме.

ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ…

Вернее, все лучше и лучше. Именно такие требования диктует Всемирная топливная хартия, регламентируя стандарты бензина и дизельного топлива. Регламентирует, ориентируясь на запросы производителей автомобилей. Что касается России, то сегодня у нас допускается использование топлива класса Евро-3, но в 2015-м планируется переход на Евро-4. А к 2016-му — на Евро-5. Касается это и бензина, и топлива дизельного. Столь пристальное внимание к качеству неудивительно, ибо современные двигатели весьма требовательны к топливу. Опасностей при использовании некачественного бензина или дизеля предостаточно: это, в первую очередь, отложения на стенках цилиндра и днищах поршней, на деталях топливной аппаратуры. Результатом подобных загрязнений может стать и проблема с пуском двигателя, и его нестабильная работа. И, как следствие, снижение экономичности и увеличение выбросов вредных веществ в атмосферу. По сути, ликвидация подобного негатива и составляет работу отдела Уллы Кииски, специалиста по присадкам к топливу, непосредственно занимавшейся и разработкой инновационной Futura. «Присадка к бензину и  дизельному топливу Futura обеспечивает три фактора, — рассказывает Улла. — Во-первых, обеспечивает защитную пленку на металлических частях двигателя. Причем эта защитная пленка «прикрепляется» к деталям химическим путем. Во-вторых, присадка растворяет или уменьшает в размерах находящиеся в топливе частицы взвеси, способные вызвать отложения. В-третьих, данная присадка является эффективным моющим средством».

Топливо будущего

Присадку Futura для бензина и дизельного топлива представила Улла Кииски

Что касается последнего фактора, то моющие свойства Futura трудно переоценить, если мы говорим о состоянии инжектора, к примеру, в дизельных моторах с системой Common Rail, работающих в условиях высокой температуры и давления. Достаточно сказать, что диаметр сопла форсунки в два раза тоньше человеческого волоса. Понятно, что работа такой форсунки во многом зависит от наличия или отсутствия загрязнений. Улла привела такие данные: на испытаниях двигатель Peugeot DW10 отработал 32 часа на топливе без использования присадки Futura, и потеря мощности за этот период составила 9 %. При наличии Futura мощность за тот же период снизилась лишь на 1 %. Посмотрев фотографии и графики, иллюстрирующие действие п р исадки, я не мог не задать вопрос. В состав всех современных бензинов и дизельного топлива входят аналогичные присадки. В чем же революционность Futura? В ее особой формуле? «Все несколько прозаичнее, — говорит Улла Кииски. — Технология производства присадок постоянно прогрессирует. И мы как разработчики и производители внимательно следим за развитием отрасли, смотрим, что нового появляется у конкурентов, развиваемся сами. Вы спрашиваете о новизне формулы? Кроме состава присадки, есть еще один важный момент — ее дозировка». А дальше Улла продолжила перечисление достоинств бензина и дизельного топлива с присадкой Futura. Например, наличие в ней ингибитора коррозии, препятствующего образованию ржавчины на металлических частях двигателя. Есть и еще ряд преимуществ, касающихся дизельного топлива с присадкой Futura. Например, низкое пенообразование, позволяющее в единицу времени залить в бак больше топлива. А еще в присадке есть компонент, повышающий цетановое число дизельного топлива. В результате — и более быстрый процесс воспламенения, и снижение шумности работы дизеля, и уменьшение вредных веществ в выхлопе. А в заключение рассказа о присадке Futura Улла Кииски предупредила, что нельзя рассчитывать на моментальный положительный эффект от использования бензина и дизельного топлива с Futura. Особенно, если это касается старых двигателей. И заверила, что при регулярном использовании этого топлива результат наверняка будет ощутимым.

Топливо будущего

Раймо Линнаила: «В нашем отделе технологических разработок трудится 230 человек. Кроме того, у нас есть и дополнительные ресурсы»

(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное