Top.Mail.Ru
Tenneco. Рынок требует

Tenneco. Рынок требует

29.05.2006
Крупнейший производитель элементов и систем подвески и выпуска газов Tenneco Automotive с недавнего времени зовется просто Tenneco

Владимир Заборщиков

Крупнейший производитель элементов и систем подвески и выпуска газов Tenneco Automotive с недавнего времени зовется просто Tenneco. Исчезновение автомобильного прилагательного в названии (английское automotive равнозначно русскому «автомобильный») совсем не отражает суть перемен, произошедших в компании за последние пятнадцать лет. Но расскажем обо всем по порядку.

Экономика

Tenneco. Рынок требует

Tenneco

© Фото: Tenneco

Мировой автопром переживает не лучшие времена. Чтобы снизить издержки, Volkswagen, например, пытается досрочно отправить на пенсию часть своих сотрудников. Неважно обстоят дела у General Motors. Ford Motor Company подумывает, не избавиться ли от некоторых не столь давних приобретений. И это столпы отрасли. Что же говорить о поставщиках! Еще свежа новость о банкротстве одного из крупнейших из них, компании, выделившейся в свое время из GM и до недавнего времени задававшей тон в разнообразнейших сегментах рынка комплектующих — от элементов подвески до газотопливной аппаратуры и бортового multimedia. Колосс по имени Delphi не устоял под натиском конкурентов.

Tenneco — не новичок на рынке, и о его проблемах руководство компании знает не понаслышке. Еще 15 лет назад корпорация состояла из 6 независимых бизнесов (судостроение, упаковка, сельскохозяйственное и строительное оборудование, газоперекачка, производство химикатов и автомобильных комплектующих). Корпорация становилась неуправляемой, а потому малоэффективной. В начале девяностых было принято решение: сосредоточить усилия на одном, хоть и не самом спокойном направлении. В период с 1994 по 1999 гг. корпорация переориентировала свою деятельность, сосредоточившись на выпуске автомобильных комплектующих. Все остальные направления были проданы, что позволило существенно улучшить пошатнувшееся было финансовое положение.

Но и в автомобильной отрасли дела обстояли непросто. С одной стороны, огромный опыт Monroe (компании, входящей в корпорацию) в области разработки и производства элементов и систем подвески обеспечивал лидирующие позиции и на североамериканском, и на европейском, и даже на японском рынках. С другой — усилия Monroe (особенно в Европе) были сконцентрированы на рынке запчастей. Вспомните, как в девяностые годы даже у нас в стране марка Monroe едва ли не стала нарицательным именем для импортных амортизаторов. Беда была в том, что специалисты компании пошли по пути улучшения характеристик оригинальных (устанавливаемых на заводе) изделий без оглядки на эти самые заводы. Простые, но оригинальные идеи позволяли приблизить «поведение» традиционных амортизаторов к «манерам» электронно-управляемых подвесок. Но для автопроизводителей такой подход означал прежде всего определенное удорожание конечного продукта. А достаточно высокое качество стандартных изделий означало и снижение потребности в запчастях.

Процесс глобализации внес еще одно существенное изменение. Срок «явного преимущества» для продавца инновационного продукта сократился с привычных пяти–восьми лет до двух и менее.

Возникла и немыслимая ранее угроза: Китай начал становиться «мировым заводом», заявляя о себе в различных отраслях когда дешевыми подделками, а когда и высококачественным товаром. Уже сегодня КНР — крупнейший в мире производитель многих потребительских товаров (включая текстиль), холодильников, телевизоров, фото- и видеокамер, настольных компьютеров, DVD-проигрывателей и сотовых телефонов. А экспансия на автомобильном рынке разворачивается у нас на глазах.

В конце века задача Tenneco была сформулирована просто: «Не теряя рынка запчастей, повернуться лицом к автопроизводителям». Сказать легко...

От поставщика оригинальных комплектующих (original equipment) требуются одновременно приближенность к конкретному потребителю и сбалансированность. Он должен первым предлагать пригодные к патентной защите новинки. Стоимость изделий должна быть минимальной не в ущерб качеству. Важны стабильность управления и стратегического планирования и высокая эффективность организации разработки, производства и поставок. Четкость поставок должна соблюдаться в любой части света. А взаимоотношения с потребителями должны строиться не то что на дружественной, а почти на родственной основе.

Определив задачи, в Tenneco решительно взялись за работу. Производство ныне развернуто на всех шести континентах. Уже в 2004 году 62% продаж оригинальных комплектующих приходилось на компании, не входящие в американскую Большую тройку (в т.ч. 20% — для японских автомобилей). 53% продаж осуществлялось вне Северной Америки. На главных рынках запчастей (Северная Америка, Европа, Австралия) корпорация заняла лидирующие позиции по продажам элементов и систем подвесок и выпуска отработавших газов. По этим же показателям в сегменте оригинальных комплектующих Tenneco занимает места не ниже второго.

Не стояли на месте и разработчики. 25 из 29 исследовательских работ, проинвестированных с 1999 года, уже приносят прибыль. За это время получено 75 новых патентов. Портфель заказов на сажевые фильтры для дизелей (1,5 млн штук) и компьютеризованную электронную подвеску CES (1,4 млн комплектов) расписан по 2008 год. К 2009 году выпуск CES должен превышать 1 млн комплектов в год.

Результаты «шестилетки» Tenneco (2000–2005 гг.) впечатляют: котировка акций выросла на 554% (с $ 3 до почти $ 20), а доходы — «всего» на 26% (с $ 3,5 до $ 4,5 млрд). Соотношение оригинальные комплектующие/запчасти составило 77/23. Tenneco производит комплектующие более чем для 200 платформ американского, европейского и японского производства. Основные потребители: Ford Group (Ford, Mazda, Volvo, Land Rover), Renault (Nissan, Dacia), Volkswagen (Audi, Seat, Skoda, VW), PSA (Peugeot, Citroen), Toyota, Fiat, Suzuki, DaimlerChrysler, GM, Isuzu.

Показатели впечатляют, особенно если осознаешь, что только в 2004–2005 гг. в отношении 9 крупных североамериканских поставщиков автокомплектующих начата процедура банкротства.

Кстати, насчет изменения названия. В компании посчитали, что нет особого резона указывать на конкретную специализацию, если ни других направлений деятельности, ни других отделений не осталось. На нью-йоркской фондовой бирже акции компании как ходили, так и ходят как TEN.

Производство

Посмотреть, как работает современный завод Monroe, журналистов из разных уголков Европы пригласили в страну басков — промышленно развитый регион на севере Испании.

Предприятие было основано в 1954 году, через двадцать лет оно было приобретено Monroe. Новый завод в живописнейшем месте был открыт в апреле 2001 года. Наш визит пришелся как раз на пятилетие завода.

Расположенный близ Бильбао завод Monroe — самое передовое из многочисленных производств Tenneco.По нашим меркам, завод невелик. Для Европы же это достаточно крупное предприятие: территория 120 000 м2, под производственные и административные помещения занято 31 200 м2, 700 м2 отведено под водоочистные сооружения. На заводе трудится 650 человек, в т.ч. 575 рабочих. Основная продукция — амортизаторы и стойки подвески. Прокатная мощность — 7 млн изделий в год. Ныне выпускается около 5,5 млн штук. Недавно начато и обещает существенно возрасти производство «активных» систем с электронным управлением. Пока же на CES приходится лишь 2% продукции. Помимо амортизаторов, здесь же выпускаются «эластомеры» — втулки элементов подвески и другие РТИ.

Продукция завода поставляется в страны Европы, Ближнего Востока и Северной Африки,

в США, Японию и Австралию. Среди заказчиков оригинальных комплектующих европейские заводы всех ранее названных компаний. Около 40% продукции — оригинальные комплектующие, остальные 60% делают завод крупнейшим производителем запчастей в Европе.

Само увиденное в цехах завода мало чем отличается от того, что довелось видеть раньше на других европейских заводах: чистота, порядок, современное оборудование (лазерная сварка, автоматическая сборка и окраска и т.п.). Внимание привлекли несколько обособленных, отделенных от основных тамбурами-шлюзами помещений, в которых для обеспечения идеальной чистоты поддерживается повышенное давление воздуха. Наличие даже мельчайших пылинок на участке сборки исключено. В этом одно из условий высокой надежности выпускаемых изделий.

Но самым интересным оказался небольшой участок, расположенный через стенку от лаборатории качества. Если на основном производстве выработка каждого рабочего измеряется сотнями изделий в день, то здесь на одно изделие может уйти и день, и неделя. Это святая святых — научно-исследовательский отдел.

Как правило, новые амортизаторы разрабатываются в непосредственном контакте со специалистами фирмы-заказчика, что позволяет, с одной стороны, учесть все требования автопроизводителей, с другой — сократить сроки разработки. Изготовленные на участке опытные образцы испытываются здесь же, на многочисленных стендах. Прочностные испытания проводятся в соседней лаборатории качества. После стендовых тестов следуют дорожные. Затем проверку продолжают сами заказчики. Их «добро» — сигнал к началу производства.

Другое дело — запчасти для вторичного рынка. Здесь работа начинается с обмеров и испытаний оригинальных изделий других производителей. Задача перед конструкторами ставится просто: сделать лучше. Иначе рынок не завоюешь. А утвердившись на нем с запчастью, можно предложить ее и автозаводу.

Техника

Номенклатура продукции под торговой маркой Monroe (если не учитывать перечни применяемости изделий) не слишком обширна. Новейшие разработки FDD (Frequency Dependent Damping — частотно-зависимое демпфирование) и MBTO делают только первые шаги. Массовую продукцию представляют амортизаторы Monroe Original, Monroe Reflex, Monroe Adventure, пружины, специальные комплекты (установочные, защитные, для регулировки развала), камеры (сферы) и аккумуляторы для гидропневматической подвески Citroen (включая С3 и С5). Несколько особняком стоят набирающие популярность компьютеризованная подвеска CES, а также разработанная австралийским отделением Monroe и «принятая на вооружение» японскими американцами от Lexus система подвески Monroe Kinetic.

В нынешнем году Tenneco поставит оригинальные комплектующие для целого ряда автомобилей-дебютантов, среди которых Skoda Roomster, Audi A6 Allroad (CES), Ford Galaxy (CES), европейский Suzuki Swift Sport, грузовой Nissan F91A и кабриолет Ford Focus.

Но все эти агрегаты и системы требуют отдельного обстоятельного разговора.

История Monroe

1916 г. — В городе Монро (штат Мичиган, США) создана компания Brisk Blast, производящая автомобильные шинные насосы.
1919 г. — Первый самосмазывающийся однокамерный насос для Ford T. Объем его продаж вскоре превысил 2 млн шт. в год.
1919 г. — Компания переименована в Monroe Equipment Co.
1926 г. — Первый в мире амортизатор — «нейтрализатор тряски».
1929 г. — Первый в мире двусторонний гидравлический амортизатор.
1951 г. — Monroe-Matic — самый знаменитый амортизатор в мире, стандарт для первичного и вторичного рынков США.
1964 г. — Открытие завода в Трейдене, Бельгия. Ныне здесь размешается Технологический и инженерный центр Monroe.
1977 г. — Monroe Auto Equipment Company приобретена группой Tenneco Inc.
2002 г. — Автоматически регулируемая электронная подвеска (Continiously Controlled Electronic Suspension System, CES).
2002 г. — Частотно-зависимый демпфер (Frequensy Dependent Damper, FDD).
2005 г. — Однотрубный газонаполненный амортизатор МТВО с улучшенными характеристиками.
2004, 2005 гг. — Победы автомобилей с подвеской Monroe Kinetic в чемпионате мира по ралли и в рейде «Париж — Дакар». Запрет FIA на использование Monroe Kinetic из-за явного преимущества.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное