Накануне старта чешского этапа серии IRC — ралли «Злин» вместе с российским пилотом WRC Евгением Новиковым мы впервые сели в кокпит Skoda Fabia S2000
Владимир Маккавеев
Накануне старта чешского этапа серии IRC — ралли «Злин» вместе с российским пилотом WRC Евгением Новиковым мы впервые сели в кокпит Skoda Fabia S2000. Женя — чтобы привыкнуть к новому для себя автомобилю, я — дабы попытаться понять разницу между машинами двух самых престижных раллийных серий планеты — WRC и IRC
Skoda Fabia S2000
© Фото: IRC
Skoda Fabia Super 2000
- Дебют в IRC — ралли Монте-Карло 2009 г.
- Построен на базе Fabia 2-го поколения.
- Оснащен 4-цилиндровым бензиновым двигателем 2.0, 6-ступенчатой секвентальной КП и системой полного привода с двумя дифференциалами.
Полигоном для знакомства с Fabia S2000 стал закрытый асфальтовый спецучасток, любезно проложенный для нас Skoda Motorsport в окрестностях чешской деревушки Лухаковице. Пока Новиков со своим новым штурманом Стефаном Прево прописывает в Злине трассу завтрашнего ралли, нашим первым гидом в мире S2000 становится один из лидеров IRC заводской пилот Skoda Ян Копецки.
Skoda Fabia S2000
© Фото: IRC
Skoda Fabia S2000
© Фото: IRC
Гоночный ремень безопасности паутиной опутывает тело, вдавливая в жесткую пластиковую полукапсулу штурманского кресла. Механик помогает подключить гарнитуру переговорного устройства, и в наушниках раздается голос Копецки:
— Привет!
— Привет, Ян! Ну что, сможешь доказать мне, что этот автомобиль мало чем уступает в драйве машине WRC?
— Не уверен, но можно попробовать! Держись крепче!
— Поехали!
То ли в отместку за мою издевку, то ли и впрямь желая продемонстрировать максимум того, на что способен автомобиль IRC, Копецки так рвет с места, что даже натянутые, казалось бы, до предела ремни безопасности повисают, словно паруса при мертвом штиле. На разгонах перегрузки вдавливают в кресло, на торможениях лямки больно врезаются в плечи. Штурманское кресло утоплено почти в пол, и чтобы хоть как-то видеть дорогу, приходится постоянно вытягивать шею. А ведь перегрузки и без того достаточно велики — на асфальте сцеплению с трассой Fabia S2000 могут позавидовать и иные кольцевые спорткары. Лесная дорога пестрым серпантином петляет сквозь чащу. Четко прописывая асфальтовые траектории, подрабатывая ручником, Ян размашистыми движениями закидывает заднюю ось внутрь медленных шпилек. Видно, что дороги Моравии ему — дом родной.
Skoda Fabia S2000
© Фото: IRC
Skoda Fabia S2000
© Фото: IRC
«Ладно, шутки шутками, но S2000, конечно же, медленнее автомобиля WRC, спорить с этим бессмысленно», — смущенно улыбается чех, когда мы выбираемся из раскаленного кокпита. Построенный на базе серийного 2.0 FSI 2‑литровый атмосферный мотор Fabia выдает «всего» 265 л. с. при моменте 245 Нм, в то время как лучшие машины WRC имеют моторы мощностью до 300 л. с. с моментом 550 Нм. Но не нужно забывать, во сколько обходится «конюшням» чемпионата мира это превосходство в мощности. Машины S2000 в несколько раз дешевле WRC. «Все это так, — заочно соглашается с чешским пилотом Женя Новиков, — но момента, в сравнении с WRC, им все-таки не хватает. В том же, что касается различий в управляемости, лучше послушать Яна. Мне сложно их сравнивать, ведь автомобиль WRC на асфальте я пока еще ни разу не пилотировал». «Как раз в том, что касается управляемости и поведения на дороге, разница не столь велика, — продолжает Копецки. — Законы физики едины для всех, техническое оснащение тоже достаточно сходно, так что каких-то глобальных различий в технике пилотирования нет. А на мелочи внимания обращать особо не стоит, ведь так или иначе, а различия в поведении автомобилей пролеживаются не то что в разных сериях, а даже внутри класса одного чемпионата. Поверьте мне, удовольствия от пилотирования Skoda Fabia S2000 доставляет ничуть не меньше, нежели автомобили WRC. Разве что самую малость…» Ян смущенно извиняется: «До гонки осталась всего одна ночь, а мы не можем позволить себе роскошь проиграть на родной земле. К тому же этот этап может стать ключевым в чемпионате. Мне нужно ехать, извини…»
Евгений Новиков
© Фото: IRC
P.S. Копецки не зря торопился. Заводская команда Skoda хорошо подготовились с главному для себя старту сезона. Через два дня Копецки выиграл Ралли Злин. Женя Новиков тоже выглядел неплохо, но до финиша не добрался: подвела электрика.
Три вопроса Евгению Новикову
В этом году ты уверенно и успешно выступаешь в чемпионате мира по ралли. Почему вдруг, впервые после прошлогоднего ралли «Россия», решил заявиться еще и на чешский этап IRC?
Вовсе не вдруг. Эта гонка была запланирована у меня еще в начале сезона в качестве ключевого этапа подготовки к каталонской гонке WRC. Проблема в том, что в Испании нас ждет асфальт, а на этом покрытии весь мой гоночный опыт исчерпывается двумя-тремя российскими стартами. В Европе же я вообще никогда не ездил по асфальту. Так что для меня эта гонка — своего рода боевая тренировка и хорошая возможность сработаться с новым штурманом Стефаном Прево.
Ян Копецки
© Фото: IRC
Со своим прежним штурманом Дейлом Москаттом ты распрощался сразу поле неудачного для тебя финского этапа WRC. В чем причина столь быстрого разрыва? У тебя есть какие-то конкретные претензии к Дейлу?
На самом деле эта ситуация зрела давно, претензии накапливались как снежный ком. У нас и раньше были проблемы с диктовкой. Но если на медленных трассах они были еще не столь заметны, то на скоростных дорожках ралли «1000 озер» ситуация стала просто вопиющей. Дейл не всегда успевал за стенограммой, что и привело к нескольким не вынужденным ошибкам. Дальше мириться с подобной ситуацией было невозможно.
Почему здесь, в Злине, ты решил выступать на частной Skoda Fabia S2000, а не за рулем автомобилей семейства Peugeot-Citroen,
интересы которого представляешь в WRC?
Никакого тайного смысла в этом нет. По большому счету, мне было все равно, на каком автомобиле «прикатываться» к асфальту. Мы разослали несколько запросов, и предложение Skoda оказалось оптимальным с точки зрения соотношения цены и качества.
Skoda Fabia S2000
© Фото: IRC