Top.Mail.Ru
Шведский аттракцион: доказательство безопасности

Шведский аттракцион: доказательство безопасности

16.01.2015
Выпуская на рынок свой новый флагман, Volvo XC90, шведы решили всерьез доказать, что это самый безопасный автомобиль в мире

Владимир Маккавеев

Шведский аттракцион: доказательство безопасности

Volvo XC90 вылетает из канавы после удара об опорную стенку на скорости 80 км/ч

Детский смех и визг доносился со всех сторон «Леголенда», а от мелькания каруселей у Андерса уже рябило в глазах, но дочери-близняшки, вцепившись в обе руки, тянули его все дальше в искрящиеся огнями и эмоциями недра датского парка — к новым аттракционам. «Папа, папа, смотри, какая штука!» Перед ними возникла громадина Robocoaster. «Нет-нет, девочки, вы еще слишком малы для этого аттракциона», — остудил пыл дочерей Андерс и осекся, глядя на других детей, которых рука робота бросала из стороны в сторону. «А ведь это устройство способно не только доставлять радость детям!» — эксперт по системам безопасности Volvo Cars Андерс Аксельсон почесал подбородок и задумался...

Шведский аттракцион: доказательство безопасности

В отличие от многих других производителей, для Volvo безопасность всегда была приоритетным фактором в разработке автомобилей. Ни на йоту не погрешив против истины, можно с уверенностью сказать, что в этом отношении шведская компания является абсолютным флагманом автомобильной индустрии. Причем это касается как глобальных разработок, вроде внедрения первой в мире системы автоматического торможения City Safety, так и мелочей. В свое время, скажем, именно в Volvo первыми не пожалели денег, чтобы специально для нас изменить запрещенную в России частоту работы адаптивного круиз-контроля с функцией торможения. Пустяк, но тот же Lexus, к примеру, до сих пор так и не решился потратиться на такую «мелочь», в равной степени определяющую и комфорт, и безопасность. Ну да ладно, вернемся к Volvo...

Шведский аттракцион: доказательство безопасности

Боковые шторки раскрылись только там, где необходимо, — с правой стороны

Для шведской компании премьера нового XC90 стала не просто перерождением флагмана, пусть и очень долгожданным, но и очередным серьезным шагом на пути реализации стратегической программы, целью которой является снижение уровня смертности и серьезных повреждений водителей и пассажиров автомобилей Volvo до нуля. Утопическая мечта?! На первый взгляд — да! Однако, познакомившись на «фабрике безопасности Volvo» в шведском Гетеборге с новым ХС90 с этой точки зрения, я стал куда менее категоричен! Начиная с 2006 года, когда Volvo Cars предложила клиентам систему автоматического торможения первого поколения, шведы в этом аспекте традиционно на шаг, а то и на два впереди планеты всей. Не стал исключением и новый Volvo XC90, получивший в свое оснащение самую совершенную систему автоматического торможения City Safety. Последнее поколение шведского «автотормоза» теперь не только тормозит перед попутным транспортом и отслеживает автомобили, пешеходов и велосипедистов, в т. ч. и в ночное время, но и впервые в мире осуществляет автоматическое торможение, если водитель начинает поворот перед встречными автомобилями.

Шведский аттракцион: доказательство безопасности

Упругий элемент при вертикальном ударе предохраняет позвоночник...

«Наши исследования статистики ДТП разных типов показывают, что значительного числа подобных столкновений можно было бы избежать или снизить их негативные последствия, если бы автомобиль был оборудован системой автоматического торможения. Уже сегодня документально подтверждено, что количество наездов на малой скорости на впереди идущие автомобили сократилось более чем на 20 % благодаря этой технологии», — уверяет старший технический специалист по системам безопасности центра безопасности Volvo Cars профессор Лотта Якобссон.

Шведский аттракцион: доказательство безопасности

…а скоростной преднатяжитель — грудную клетку

Однако одними лишь электронными козырями Volvo XC90 в битве за безопасность не ограничился. Автомобиль стал самым совершенным на рынке с точки зрения как вспомогательной электроники, так и чисто механических средств повышения безопасности. И речь в данном случае не столько об очередном увеличении объемов и эффективности использования высокопрочных легированных сталей, сколько об очередном революционном новшестве Volvo в области безопасности, идею «обкатки» которого в далеком 2007-м подбросила Андерсу Аксельсону обычная семейная поезка в «Леголенд».

Шведский аттракцион: доказательство безопасности

История Андерса Аксельсона доказывает, что гениальные идеи порой приходят в самых неожиданных местах!

«Я наблюдал за людьми на аттракционе Robocoaster и внезапно понял, что эти резкие движения, заставляющие людей перемещаться из стороны в сторону, во многом напоминают то, что испытывают люди в автомобиле, который вылетает с дороги на обочину», — вспоминает Андерс.

Шведский аттракцион: доказательство безопасности

Зеленая вставка — упругий элемент, деформация которого обеспечивает защиту позвоночника

К тому времени в Volvo Cars уже было принято решение о разработке систем безопасности, чтобы защитить людей на случай ДТП, связанных со съездом автомобиля с дороги, которые, как правило, приводят к серьезным последствиям. Андерс уже год как обдумывал методы защиты в таких ДТП.

Шведский аттракцион: доказательство безопасности

Руководствуясь статистикой, группа инженеров, возглавляемая Аксельсоном, приступила к разработке трех сценариев крэш-тестов, назвав их «Канава», «Вылет с дороги» и «Приземление на неровную дорогу». Эти крэш-тесты были необходимы для оценки последствий различных сценариев ДТП, связанных со съездом и вылетом автомобиля с дороги. Анализируя съемки таких испытаний, группа Андерса пришла к выводу, что перво-наперво тело человека в процессе удара должно быть надежно зафиксировано на сиденье, в противном случае возникают большие риски получения серьезных травм. «Мы разработали перспективные решения, которые были способны удержать человека на сиденье в нужном положении. Однако проведение испытаний, связанных с выездом автомобиля с дороги, потребовало бы много времени и средств, поэтому нам было необходимо менее дорогое решение, на реализацию которого требовалось меньше времени», — вспоминает Аксельсон. Этим решением и стала рука Robocoaster из «Леголенда».

Шведский аттракцион: доказательство безопасности

Вернувшись в офис, Андерс начал поиски подобного робота, который мог быть запрограммирован для имитации движений, которые специалисты Volvo Cars записали в процессе моделирования крэш-тестов, связанных со съездом автомобиля с дороги. «Производитель промышленных роботов, компания ABB, обладала необходимой технологией и знаниями, благодаря которым нам удалось запрограммировать работа таким образом, чтобы он совершал на вид непроизвольные движения. Он работал отлично», — говорит Андерс.

Шведский аттракцион: доказательство безопасности

Тот самый тестовый робот, прототипом которого стал аттракцион в датском «Леголенде»

В процессе разработки нового XC90 и будущих моделей на базе новой архитектуры масштабируемой платформы робот Volvo Cars использовался для определения требуемого сочетания геометрии ремней безопасности, быстрого натяжения ремней и конструкции сиденья, чтобы обеспечить надежное удержание человека в кресле на случай ДТП. Так родилось первое в мире комплексное решение безопасности на случай съезда автомобиля с дороги. Эта система представляет собой комбинацию, включающую электропривод для быстрого натяжения ремней безопасности, а также уникальные энергопоглощающие элементы в конструкции сиденья, которые деформируются и гасят вертикально действующие на человека силы, возникающие в случае жесткого приземления автомобиля.

Шведский аттракцион: доказательство безопасности

«Наше решение обеспечивает надежную фиксацию человека в сиденье, которое включает уникальные энергопоглощающие элементы в своей структуре. Это позволяет не допустить повреждений позвоночника, что часто является главным следствием ДТП, связанных со съездом с дороги», — уверена Лотта Якобссон.

Шведский аттракцион: доказательство безопасности

Как показывает статистика, съезд с дороги, а вовсе не столкновения — это наиболее распространенный и опасный вид ДТП, который происходит в основном вследствие потери внимания или усталости водителя и из-за плохих погодных условий. В США в результате съезда с дороги происходит половина всех ДТП со смертельным исходом. В Швеции — треть. Но… несмотря на подобную статистику, схожие сценарии не рассматриваются ни одним рейтинговым институтом. Более того, сегодня в мире не существует законодательно утвержденного регламента или программы испытаний для оценки возможностей автомобиля обеспечить защиту людей на случай съезда с дороги.

Шведский аттракцион: доказательство безопасности

Зеленым окрашены алюминиевые детали кузова XC90, желтым и оранжевым — элементы из высокопрочной и сверхпрочной стали. Красным — из ультравысокопрочных боросодержащих стальных сплавов

«Мы стремимся обеспечить реальную безопасность для людей, а такая деятельность не ограничивается прохождением крэш-тестов или получением высокого рейтинга, — заверила Лотта Якобссон. — Мы должны узнать, как и почему происходят столкновения, какие повреждения могут быть нанесены людям, и тогда сможем разработать технологии, способные предотвратить их. Чтобы выполнить принятую нами «Стратегию-2020», необходимо предусмотреть все возможные типы столкновений, которые происходят в реальной жизни».

Шведский аттракцион: доказательство безопасности

Бич подобных аварий — повреждения позвоночника — наиболее характерные травмы при ДТП, происходящих в результате съезда с дороги. И тут, надо заметить, у автопроизводителей образовалась своего рода «черная дыра». Если общий уровень безопасности автомобилей за три-четыре последних десятилетия вырос многократно, то количество повреждений поясничного отдела позвоночника сократилось в куда более скромной пропорции.

«Дробление позвонков в результате осевой нагрузки и гибкого положения позвоночника — это наиболее часто встречающийся вид травм в результате съезда автомобиля с дороги. К этому добавляются компрессионные переломы», — продолжает Лотта.

После долгих лет исследований в Volvo выделили два наиболее эффективных аспекта защиты при подобных авариях, нашедших применение в конструкции нового XC90: усиление натяжения ремней безопасности и снижение воздействия энергии удара.

Шведский аттракцион: доказательство безопасности

Первый алгоритм реализуется с датчиков, расположенных в передней части автомобиля, благодаря которым система способна заранее определить сценарий съезда с дороги. Посредством  высокоскоростных электроприводов ремни безопасности натягиваются, максимально прижимая тело человека к сиденью. Усилие натяжения ремня безопасности — 1 мм/мс, т.е. система способна произвести натяжение ремня безопасности на 10 см всего за 0,1 с. Ремни впиваются в тело как щупальца гигантского осьминога, но безопасность того стоит. Для того же, чтобы помочь предотвратить или хотя бы нивелировать повреждение позвоночнику, между подушками сиденья и рамой установлены специальные упругие элементы. Эти изогнутые на манер бумеранга крошечные вертикальные пластины длиной в несколько сантиметров сминаются при ударе автомобиля о землю, поглощая львиную долю моментной вертикальной перегрузки, действующей на позвоночник при жестком приземлении автомобиля после съезда с дороги.

«Тело человека надежно удерживается в вертикальном положении, и система одновременно обеспечивает поглощение энергии удара. Это позволяет на треть сократить воздействие на человека вертикальных нагрузок. В результате значительно снижаются риски нанесения опасных для здоровья повреждений позвоночника», — объясняет профессор Якобссон.

Шведский аттракцион: доказательство безопасности

В ходе демонстрационного крэш-теста на полигоне Volvo в Гетеборге нам наглядно продемонстрировали эффективность обеих систем. По сценарию крэш-теста новый XC90 на скорости 80 км/ч соскальзывал под небольшим углом в канаву глубиной 80 см, а затем от удара о поперечную опорную стенку коллектора взмывал в воздух и приземлялся на неровный грунт... Удивительно, но даже из столь страшной с виду аварии XC90 вышел практически целым: отделавшись сломанным колесом, растрепанным обвесом, треснувшим бампером и, само собой, раздавленными упругими элементами поясничной защиты кресел. Думается, если бы шведские манекены «Тор», славящиеся своим сходством с человеком, умели еще и ходить, они бы с легкостью выбрались из машины после такой аварии. Глядя на все это, волей-неволей начинаешь верить, что конечные цели «Стратегии-2020» от Volvo — не такая уж утопия!

P.S.: Любопытно, но факт: в ходе той памятной поездки в датский «Леголенд» восьмилетней давности Аксельсон так и не решился опробовать аттракцион Robocoaster. «Ни в коем случае. Такие резкие аттракционы вызывают у меня тошноту», — улыбается Андерс. Зато от поездки на новом XC90 швед явно не откажется!

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное