Школа водительского мастерства Toyo Tires. Как правильно ездить на машине зимой — советы эксперта

текст: Ефим Гантмахер / фото: Алексей Макаров / 11.10.2019
Снег, лед, плохая видимость — зима всегда испытание для автомобилистов. Перед началом новой зимы не лишним будет вспомнить (а некоторым и узнать), как выйти из заноса или сноса, как эффективно тормозить и ускоряться на льду, как объезжать препятствия. Эти и другие уроки контраварийного зимнего вождения мы подробно разберем в нашей школе водительского мастерства.

Инструктор: Ефим Гантмахер, призер Кубка России и мастер спорта. Опыт в гоночных сериях: Legends, ЧРБ, РСКГ, REC и др.

Автомобиль: Volkswagen Polo. Мотор бензиновый, турбо, 1395 см3, 125 л. с. при 5000—6000 об/мин, 200 Нм при 1400—4000 об/мин.

Трансмиссия: роботизированная DSG с двумя сцеплениями, передний привод.

Выбран из-за: Polo, пожалуй, самый сбалансированный в плане управляемости автомобиль в своем классе. Гармонично настроенные шасси, турбомотор и роботизированная коробка передач позволяют точно контролировать автомобиль. Не зря на Polo нередко выступают в любительских кольцевых гоночных сериях.

Шины: новая шина Observe Ice-Freezer имеет направленный рисунок протектора, оптимизированный для лучшего сцепления и курсовой устойчивости как в продольном, так и в поперечном направлении. Высокоамплитудные 3D-ламели обеспечивают уверенное маневрирование на зимней дороге. А специальные выступы Snow Blade в плечевой зоне повышают проходимость в глубоком снегу и колее. Observe Ice-Freezer обеспечивает превосходные характеристики на льду, благодаря применению нового шипа Ice Force. Он имеет пятиугольный твердосплавный наконечник, который эффективно цепляется за поверхность льда. При этом удержание шипов увеличено на 20% за счет особой формы шипа. Количество рядов шипов увеличено на 40% — они образуют 28 линий на поверхности протектора. При этом уровень акустического комфорта повышен.

1‑Й УРОК

Разгон

Самая частая ошибка водителя при старте на скользком покрытии — слишком сильное нажатие на педаль газа, которое приводит к пробуксовке ведущих колес. Конечно, все новые современные автомобили оснащены системой стабилизации, которая не даст колесам пуститься в бесполезное вращение. Принцип ее работы прост — как только электроника замечает пробуксовку колес, она «душит» двигатель. Автомобиль разгоняется, но гораздо медленнее, чем если бы водитель правильно обращался с педалью акселератора. Мало того, если у вас мощный заднеприводный автомобиль, то иной раз и система стабилизации не спасет от разворота. Правильная методика несложна. Нажимаем на газ, а как только чувствуем, что колеса начинают пробуксовывать, приотпускаем правую педаль и снова плавно добавляем усилие. Колеса ловят зацеп, и автомобиль набирает скорость увереннее и быстрее, чем если бы вы просто отправили педаль газа в пол, положившись на электронику.

Торможение

Все современные автомобили оборудованы системой ABS, которая не позволяет при резком торможении заблокироваться колесам, превратив машину в неуправляемые сани. Однако торможение получается грубым и шипы в шинах фактически проскальзывают по льду, не выполняя свою роль на 100%. Как и в случае с ускорением, водителю под силу самостоятельно, без вмешательства электронного помощника остановить автомобиль раньше. Обнаружив препятствие, мы сначала закономерно бьем по педали тормоза, но потом важно ее приотпустить, снова нажать и снова приотпустить, избегая вмешательства ABS. При этом колесо свободнее прокручивается, шипы не проскальзывают, а вгрызаются в поверхность льда, максимально замедляя автомобиль. На фотографиях видна разница.

Наглядная разница между простым торможением «в пол» с надеждой на ABS и правильной контраварийной техникой.

Бьем по педали тормоза, но потом важно ее приотпустить, снова нажать и снова приотпустить, избегая вмешательства ABS.

2‑Й УРОК

Снос и занос

Снос — это боковое смещение колес передней оси. Объясню подробнее. При движении по скользкому покрытию водитель повернул руль, но машина продолжила двигаться прямо — это и есть снос. Происходит снос в двух случаях, если водитель слишко энергично для актуальной скорости вывернул руль, или он слишком быстро двигался для совершения маневра. Как вы понимаете, это две трактовки одной и той же ошибки.

Как правило, в такой ситуации водитель пугается, доворачивает руль еще сильнее, однако этим только усугубляет ситуацию. Первое, что необходимо сделать — начать распрямлять руль. Да, вы все правильно прочитали. Именно начать распрямлять руль, вопреки вашему сильному чувству самосохранения. Чтобы не испытывать, кто сильнее — инстинкты или рассудок, советуем потренироваться на какой-нибудь закрытой безопасной площадке. У нас для этого есть Раменский ипподром с намороженным 10‑сантиметровым слоем льда и снега.

Как только вы начинаете распрямлять руль, угол между направлением скольжения автомобиля и направлением вращения колес уменьшается, и коэффициент сцепления передних колес с дорогой возрастает. Шипы вгрызаются в лед, и машина доворачивает в поворот. Самое главное, не пытайтесь сразу же повернуть руль сильнее — иначе опять утратите управление.

На скоростной змейке очень важно найти постоянную оптимальную скорость вращения рулевого колеса.

Вращайте рулем быстро, но не резко. Резкие движения могут привести к потере сцепления колес с дорогой. Руль не должен зависать подолгу в одном положении.

Занос — скольжение задней оси. Наиболее ему подвержены заднеприводные автомобили, но и переднеприводным такой эффект не чужд. Как правило, возникает сразу после сноса, кода водитель, испугавшись, резко отпускает педаль газа. Чтобы этого избежать — не бросайте газ! Уменьшить подачу топлива можно, но бросать педаль нельзя. Если занос все же случился, на переднеприводном автомобиле все, что вы должны сделать — это распрямить руль и нажать на газ. Автомобиль выровняется. А дальше вспоминаем, что делать при сносе, потому что машина, скорее всего, по инерции проскочит правильное направление и снос обязательно появится. Важно, чтобы при сносе машина повернулась уже на заметно меньший угол, чем при предыдущем заносе — значит, вы все делаете правильно. Чтобы выйти из заноса на заднеприводном автомобиле, надо выкрутить колеса в сторону заноса (так называемое контрруление), плавно уменьшить подачу топлива и выпрямлять машину.

3‑Й УРОК

Переставка (лосиный тест)

Ситуация: вы спокойно едете по своим делам, ничто, как говорится, не предвещает беды, как вдруг на вашу полосу выходит лось! Что делать? Объехать! Лось, конечно, у нас гипотетический, ведь внезапным препятствием может оказаться что угодно: и дикое животное, и экстренно затормозивший перед вами автомобиль, и человек, переходящий дорогу в неположенном месте.

Важно смотреть не на ближайший к автомобилю конус, а на тот, где вход в следующий поворот.

Как и в предыдущих упражнениях, очень важно аккуратно работать рулевым колесом и педалью газа. Быстро, но без резких движений. Поворачиваем руль, вспоминаем прошлый урок по противодействию сносу или заносу, выезжаем на соседнюю полосу, объезжаем препятствие и возвращаемся в свою полосу, снова избегая сноса или заноса.

Небольшие ремарки. Во-первых, объезжая препятствие, водитель, естественно, должен убедиться в наличии свободного коридора на соседней полосе встречного или попутного движения, которую он собирается задействовать при маневре. Во-вторых, ключевым моментом для успешного выполнения переставки является соблюдение дистанции и скоростного режима. Эти правила придуманы не просто так. Если скорость автомобиля будет существенно выше допустимой, сколь бы прекрасными ни были шины, ничего хорошего не выйдет. Против физики не попрешь.

4‑Й УРОК

Змейка

Змейка — важный элемент обучения маневрированию. На первый взгляд, простейшее упражнение, но на самом деле весьма коварное. Конечно, мы говорим не про ту змейку, что выполняют ученики автошкол. Медленная, на скорости 5 км/ч она должна обучить начинающего водителя чувствовать габариты автомобиля, объяснить геометрию поворотов. У нас курс продвинутый и змейка скоростная — по 10 метров между конусами и скорость движения 40 км/ч.

Здесь очень важно найти постоянную оптимальную скорость вращения рулевого колеса. Будете вращать слишком резко — передние колеса потеряют сцепление с дорогой. Слишком медленно — начнет развиваться ритмический занос и автомобиль не попадет ни в один створ ворот. Руль не должен зависать подолгу в одном положении. Повернули — распрямляем. Делаем быстро, но равномерно. Помните, что резкие движения могут привести к потере сцепления колес с дорогой. Начните тренироваться на малой скорости и по мере совершенствования ускоряйте темп. Таким образом, вы достаточно быстро поймете, где предел допустимого, что можете сделать вы, что может ваш автомобиль, на что способны шины.

Ни один шип в ходе съемок не пострадал. Шины отлично выдержали все истязания, которыми их подверг Ефим Гантмахер на льду Раменского ипподрома.

В скоростной змейке собрано все, о чем мы говорили ранее. Можно притормаживать перед поворотом, нагружая переднюю ось, увеличивая сцепление с дорогой. Руль необходимо поворачивать еще до того, как мы поравнялись с конусом. Потому что напротив конуса уже должно идти движение на выпрямление руля. Тем самым мы получаем больше пространства для маневра. Смотрите не на ближайший к автомобилю конус, а на тот, где вход в следующий поворот. Как в старой шоферской истине: «Смотри, куда собираешься ехать, а то приедешь туда, куда смотришь».

Статьи по теме
Популярное