Top.Mail.Ru
Шипы без шипов. Нешипуемые шины. Точка зрения

Шипы без шипов. Нешипуемые шины. Точка зрения

14.12.2011
В огонь традиционно разгорающегося по осени спора специалисты компании «Камтех», официального дистрибьютора Toyo Tires, подливают порцию своего «масла»

Владимир Заборщиков

На вопрос, какие шины надо ставить на зиму, большинство наших водителей отвечает однозначно: «Шипованные».

Их можно понять. Многие, особенно загородные, дороги в России покрыты льдом всю зиму, и действительно, в определенном диапазоне отрицательных температур лучше шипованной шины на льду ни одна другая не работает. А вот если это не лед, а мерзлый асфальт? Да еще сухой? Или мокрая снежная каша?

Тут как раз все наоборот. Шипы на асфальте не только перестают работать, но крайне существенно снижают управляемость автомобиля с одновременным увеличением тормозного пути. Мы при этом скромно умалчиваем о многократно повышающемся износе дорожного покрытия (нам, кстати, по нему весной ездить, проклиная все на свете).

Нешипованная шина Toyo
© Фото: Toyo Tires

Тогда и выходят на арену нешипуемые шины, в которых работает весь протектор и используются самые последние достижения инженерной мысли. Лишь немного уступая (а то и не уступая) шипуемым шинам в работе на льду, по всем остальным параметрам они, как правило, их превосходят.

Итак, шипованная или нешипованная резина?

Общая рекомендация проста: если в вашем регионе или на большей части ежедневного пути дороги покрыты льдом, рекомендуем использовать шипуемые шины. А если вы всю зиму катаетесь в городе по чистому асфальту — нешипуемые.

Но есть ли другой выход, позволяющий уверенно себя чувствовать и на городском асфальте и на загородной трассе?

У ряда производителей, в частности японских, «коньком» зимней программы являются специальная зимня нешипованная резина. Почему именно нешипуемая? Шипы ухудшают сцепные свойства колеса, если под колесами — не снег и лед, а мерзлый или мокрый асфальт. Это существенно влияет на безопасность движения. К тому же шипы приводят к быстрому износу дорог. Поэтому во многих странах, включая Японию, использование ошипованных шин не приветствуется.

Следовательно, важнейшей задачей, стоящей перед производителями, является создание такой зимней шины без шипов, которая не растеряла бы на скользких покрытиях преимуществ, набранных на асфальте, приобрела бы тягово-сцепные характеристики ошипованных шин при движении по снегу и льду, оставаясь при этом безопасной и комфортной. Принципиальное отличие шипуемой шины от специальной зимней нешипованной резины долгие годы состояло в том, что в первом случае протектор был вторичен: работал шип, а во втором — работал весь протектор, каждый его элемент. Справедливости ради отметим, что сегодня многие технологии, впервые использованные во фрикционных шинах, находят применение и в шипованных, что несколько выравнивает ситуацию. Но основное противоречие сохраняется: выступающий над поверхностью протектора шип успешно врезается в лед, но скользит по асфальту.

Для достижения необходимой эффективности нешипуемых шин на льду конструкторами используется целый ряд сложных технологических решений. Состав резины со специальными компонентами позволяет шине не твердеть при низкой температуре и обеспечивать сохранение изначальных свойств шины даже при значительном износе. Многослойная структура приповерхностной части покрышки, включающая пористые
и водоадсорбирующие слои, эффективно выводит воду из пятна контакта блоков с поверхностью дороги. Специальные рисунки протектора служат для разбивания «водяного клина» и снижения эффекта аквапланирования, а ткже отвечают за курсовую устойчивость.

Нешипованная шина Toyo
© Фото: Toyo Tires

Функциональные блоки протектора с пилообразными кромками, разделенные разнонаправленными ламелями придают шине отличные тяговые и сцепные характеристики на снегу и на льду. Их конструкция и форма особым образом «смягчают» протектор, защищая его от неравномерного износа, и придают дополнительный тяговый момент при трогании, торможении и повороте. Боковые вынесенные грунтозацепы и пилообразные ребра блоков протектора и центральной его части позволяют шине эффективно проходить заснеженные участки дороги. И так далее...

Эти технологии на сегодня вполне традиционны и используются практически всеми мировыми производителями автошин. Но время не стоит на месте, и компании-лидеры постоянно работают над тем, как достичь большего.

Так в течение последних лет компания Toyo Tires внедряет и совершенствует разработки, в которых в компаунд поверхностного слоя шины, помимо специальной резиновой смеси с добавлением силики, вводится специальный порошкообразный компонент, придающий резиновой поверхности более шероховатые свойства. Oni-kurumi (Walnuts) — скорлупа дикого американского ореха нашла свое применение в шинной промышленности. Как и натуральный каучук, без которого пока не может обойтись шинная индустрия, этот природный продукт позволяет достичь гораздо более высоких технических характеристик, которые с использованием только синтетических компонентов пока недоступны.

На поверхности шины образуется не видимый глазу рельефный профиль из порядка 10 миллионов острых трехгранных пирамид (микрошипов). Эти микрошипы «вгрызаются» в лед и придают зимней нешипованной резине свойства ошипованных шин при движении по ледяной или обледеневшей поверхности, существенно улучшая тягово-сцепные и тормозные характеристики колеса. Впервые компания Toyo Tires вывела на российский рынок шины, сделанные по этой технологии, в 2004 году. И по результатам тестов шины Toyo Observe Garit на льду оказались на уровне лучших ошипованных шин. С тех пор технология оттачивается и совершенствуется дальше и дальше.

Сейчас Oni-kurumi используется и предлагается в двух моделях зимних нешипуемых шин: Toyo Garit G4 (GRG4) — для легковых автомобилей и Toyo Tranpath S1 (TAS1) — для автомобилей класса 4х4.

Помимо этого, в модели Garit G4 реализована еще одна важная инновационная технология. Дело в том, что традиционные зимние шины изрезаны ламелями, работающими, в основном, при разгоне и торможении. А по данным статистики, собранной японскими аналитиками, основной причиной тяжелых аварий в зимний период является неконтролируемый занос автомобиля.

Сообразуясь с этим, Toyo Tires применила в шине Garit G4 специальные Z-образные ламели, не только перпендикулярные продольной оси машины, но и направленные в другие стороны от центра протекторного блока. Такая «паукообразная» ориентация самозатачивающихся ламелей обеспечивает колесу дополнительные тяговые и сцепные свойства на льду и придает автомобилю значительно большую устойчивость при выполнении резких поворотов и перестроении.

Эта технология расположения ламелей существенно уменьшает вероятность заноса автомобиля при маневрировании, и, как следствие, снижает риск возникновения аварийных ситуаций.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное