Top.Mail.Ru
Шины Nokian Hakkapeliitta 7 SUV. За адреналином

Шины Nokian Hakkapeliitta 7 SUV. За адреналином

27.10.2010
Свою новинку компания Nokian Tyres представляла в экстремальных условиях

Владимир Заборщиков

Свою новинку компания Nokian Tyres представляла в экстремальных условиях

Зимняя дорога
© Фото: Nokian Tyres

Такой радостный адреналин не бурлил в моей крови лет сорок. Упражнение не изменилось — движение по кругу в боковом скольжении по льду. Несмотря на накопленный водительский, да и жизненный опыт, не уменьшилось и удовольствие от того, что ехать боком получается. Остальное изменилось. Тогда был двор Дома пионеров, сейчас — заполярный полигон. Тогда мы хулиганили, воспользовавшись минутным отсутствием преподавателя. Сегодня инструктор рядом, на прямой радиосвязи, и не только не ругается, но и требует добавить газку. Тогда был старенький «Москвич-403», сегодня — на выбор Porsche Cayenne или Panamera. Компания Nokian Tyres устроила презентацию новых шин в зимней школе Porsche…

 

 

В поисках жанра

Зимняя шина
© Фото: Nokian Tyres

Представить новую шину — задача не из легких. Любые ощущения субъективны. Понимание приходит с опытом. Опыт требует времени и умственных усилий.

Помогут ли приборы? Они ловят даже те улучшения, которые не заметит опытный испытатель, четко ранжируют победителей и аутсайдеров в каждой испытательной дисциплине и даже выводят арифметическую сумму показателей. Но ничего не говорят о характере шины. Остается опыт эксплуатации и статистика, но на них нужно еще больше времени.

Вероятно, именно так рассуждали финны, проведя пресс-презентацию своей новинки без некорректных сравнений и пугающих большинство журналистов приборов. Катайтесь, получайте удовольствие: объективные результаты еще впереди.

 

 

Последнее слово

Индикатор износа шины
© Фото: Nokian Tyres

Nokian Hakkapeliitta 7 SUV — последняя новинка минувшего зимнего сезона. Уже весной она стала появляться в продаже, но подробный рассказ о ней мы отложили до осени. И не зря: зимние шипованные шины — последнее, что могло бы прийти в голову в жару и смог этого лета. В народе говорят, что за жарким летом идет холодная зима. Значит, наш рассказ сейчас своевременен.

«Семерку» HKPL (так сами финны сокращают трудночитаемое слово) представляли полтора года назад. Но то была просто «семерка». Обозначение SUV говорит о том, что нынешняя новинка от Nokian Tyres — шина, специально разработанная для Sport Utility Vehicles, больших полноприводных автомобилей повышенной (и не очень) проходимости. Несмотря на внешнее сходство, HKPL 7 и 7 SUV отличаются друг от друга весьма существенно.

Значительно увеличена прочность каркаса, защищена боковина. Улучшилось поведение шины на снежно-водяной каше (специалисты говорят: «повысилась сопротивляемость слэшпленингу»). Даже состав резины разрабатывали заново.

 

Нордический характер

Шина Nokian Hakkapeliitta 7 SUV
© Фото: Nokian Tyres

Финны давно славятся своими зимними шинами. Что неудивительно: зима у них (как и у нас) очень часто бывает настоящей. И если многим мировым производителям зимние условия приходится серьезно изучать, наши северные соседи знают их с рождения. Поэтому и обращают внимание на самое важное. В результате зимняя продукция относительно небольшой финской компании успешно конкурирует с изделиями транснациональных гигантов.

HKPL 7 еще в минувшем году была признана победительницей ряда независимых североевропейских и российских тестов. Можно ожидать, что HKPL 7 SUV, созданная на ее основе, добьется не меньшего.

За сцепление с обледеневшей дорогой отвечает уже знакомая нам по HKPL 7 технология Air Claw Technology. Слово Claw (коготь, точнее — рудиментарный отросток в виде пальца на лапе или копыте некоторых животных) уже знакомо нам по более раннему новшеству Nokian Tyres — технологии «медвежьего когтя», используемой компанией во всех зимних шипованных шинах последних лет. Air (воздух) имеет прямое отношение к спортивной... обуви. Без пояснений не обойтись. Перед каждым шипом в шашке протектора располагаются каплеобразные отверстия, служащие воздушным амортизатором. «Капли» смягчают удар шипа о поверхность дороги, уменьшают его раскачивание в теле протектора. Как следствие, обеспечивается оптимальное рабочее положение шипа, шина меньше шумит, изнашивается сама и изнашивает дорогу. Идея «украдена» у производителей современных кроссовок. Удержать шип в вертикальном положении при торможении помогает уже упомянутый «медвежий коготь» — выступ на шашке протектора, препятствующий его наклону.

Под внутренний фланец шипа «уложена» подушка из более мягкой резины, которая не только поддерживает шип и поглощает удары, но и позволяет ему немного «спрятаться» при движении по чистому от льда и снега покрытию. Шум и износ еще немного снижаются. Такая система ошиповки заслуженно называется Eco Stud (Эко шип).

Отдельного описания заслуживает сам шип. Назвали его якорным. Его форма действительно напоминает якорь.

Привычно круглой осталась лишь «шейка», соединяющая охватывающий твердосплавный сердечник корпус с фланцем. Дальше начинается «геометрия».

Сердечник сделан шестигранным, вытянутым поперек направления движения. Логично: «продольной» работы у шипа многократно больше, чем «поперечной». Корпус — восьмигранный, симметричный. «Углы» обеспечивают правильную посадку шипа в резине блока протектора. Такой же по форме поперечного сечения фланец имеет увеличенную площадь опоры, удерживая шип от излишнего раскачивания. С этой же целью под «основание» шипа подвели большое количество нитей корда. Как говорят сами разработчики, шина имеет прочное удвоенное строение каркаса, которое обеспечивает необходимую в движении жесткость и на смерзшемся гравии, и на скользком асфальте.

 

Шипы
© Фото: Nokian Tyres

Но лед и вода не единственные «прелести» зимней дороги. Серьезная опасность — комбинация крайностей, слэш — насыщенные водой снег и ледяная крошка. Каша, одним словом. Для того чтобы тяжелый и мощный внедорожник не боялся такой напасти, полностью переделали плечевую зону протектора. Блоки протектора здесь выполнили в виде ступенчатых клиньев, что улучшило поперечное сцепление и уменьшило опасность слэшпленинга, т. е. «всплывания» машины на каше.

Агрессивный рисунок протектора HKPL 7 SUV можно назвать вариацией на хорошо известную тему. Симметричная направленная «елка» — фирменный стиль Nokian Tyres. Рисунок крупный, что улучшает проходимость по рыхлому снегу и способствует самоочищению протектора. Центральные блоки соединены между собой, образуя сплошное продольное ребро — элемент, необходимый для поддержания курсовой устойчивости на чистом асфальте. Размещение шипов, как водится, тщательно просчитывалось. Блоки, следуя современным тенденциям, рассечены на отдельные ламели трехмерными сайпами (ножевыми канавками). Каждый производитель шин решает задачу совмещения эластичности отдельных ламелей при жесткости всего блока по-своему. У Nokian Tyres множество пирамидок входит в углубления соответствующей формы. При малой нагрузке каждая ламель работает самостоятельно, изгибаясь и внедряясь кромкой в неровности покрытия. При большой происходит взаимозацепление ламелей в единый блок. Ребристая боковина усиливает конструкцию шины и одновременно защищает ее от механических ударов.

Шипы
© Фото: Nokian Tyres

Резиновая смесь HKPL 7 SUV разрабатывалась специально для внедорожников и специально для зимы. В ее состав входят натуральный каучук, силика и рапсовое масло. Такая комбинация обеспечивает шине сцепление на льду и мокром асфальте, усиливает ее прочность на разрыв (в т.ч. об острые камни) и снижает экологическую нагрузку как при производстве, так и в ходе эксплуатации.

Названные особенности (и определенные оставшиеся за кадром секреты) шины позволили существенно снизить сопротивление качению, что сказалось и на расходе топлива, и на динамике автомобиля.

По традиции финны большое внимание уделили информационности своего изделия, рассматривая ее как элемент безопасности. Фирменный индикатор износа DSI (Driving Safety Indicator), показывающий остаточную глубину канавок в миллиметрах, дополнен зимним индикатором WSI (Winter Safety Indicator). Принцип действия индикаторов прост. На центральном блоке протектора размещаются цифры и символ — снежинка. По мере износа они исчезают. Самая большая из оставшихся цифр показывает глубину. Снежинка пропадет, когда высота блоков уменьшится до 4 мм. По мнению абсолютного большинства производителей, именно таков предел безопасного использования зимних шин.

Информационная зона на боковине шины позволяет отметить местоположение шины на автомобиле перед ее снятием для летнего хранения.

Nokian Hakkapeliitta 7 SUV предлагается на рынке в 21 типоразмере от 215/70R16 100T до 275/40R20 106T XL и 265/45R21 108T XL. Шина размерностью 255/50R19 имеет версию повышенной мобильности Run Flat.

 


Вернемся на озеро

Экстремальное вождение
© Фото: Nokian Tyres

Адреналина было предостаточно. Зимняя школа Porsche сама по себе занятие увлекательное. Предложенная журналистам программа была сокращенной, но насыщенной. Азы отменили, начали сразу со сложного, но наши не опозорились.

Сложно судить, что доставило большее удовольствие — мощь моторов или цепкость шин. Ясно одно: Porsche на новых колесах не просто управляется, но и реализует свой потенциал, допуская определенный экстрим, едва ли реальный в обычной дорожной ситуации.

Хотя чем черт не шутит.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное