Top.Mail.Ru
Шины Nokian Hakkapeelitta C. С шипами и без шипов

Шины Nokian Hakkapeelitta C. С шипами и без шипов

06.10.2010
Зимой 2008-2009 годов мы опробовали фрикционные зимние шины, в минувшую зиму предстояло сравнить их с шипованными...

Владимир Заборщиков

Зимой 2008-2009 годов мы опробовали фрикционные зимние шины, в минувшую зиму предстояло сравнить их с шипованными...

Шины Nokian Hakkapeelitta C. С шипами и без шипов

ГАЗ «Соболь»

© Фото: 5 колесо

«Подопытный кролик» остался прежним: «Соболь», особенно не груженый, даже на мокрой траве ведет себя, как корова на льду. Зимой получается «корова в квадрате». Присутствовал при выборе и другой резон. Многие владельцы легких грузовиков и фургонов не «переобувают» свои машины на зиму, поверив рекламе «всесезонных» шин. Утверждаем со всей определенностью: действительно всесезонных шин для российских условий не существует. Их для себя придумали американцы, для которых Нью-Йорк, расположенный южнее Киева, — Крайний Север. Для нас же южнее Ростова и Краснодара только Сочи. Рассказывая о хороших зимних шинах, мы надеемся подтолкнуть «всесезонников» к покупке хоть каких-нибудь «сезонных» покрышек: пусть и скромно, но по погоде. Движет нами не любовь к ближнему, который сам должен понимать, что комплект колес дешевле мало-мальски серьезного кузовного ремонта, а общественный и собственный шкурный интерес: наши зимние дороги не станут безопаснее, пока не прекратится шинный разнобой. Ведь даже установив самые лучшие зимние шины, автомобилист не может быть уверен, что кто-то не «догонит» его сзади при торможении, не перекроет дорогу вследствие заноса и не придавит бортом при трогании с места.

Жанр дорожного эксплуатационного теста предполагает определенную субъективность, т.к. оценивают шину водители, имеющие разный опыт, разные навыки и уровень мастерства, разное представление о качестве зимних шин, наконец. Реальную, беспристрастную картину дает только статистика, суммирующая мнение множества экспертов. Но до массовых испытаний мы пока не доросли. Впрочем, и объективные инструментальные тесты не дают полной картины. Свойства шины изменяются в зависимости от температуры, состояния дорожного покрытия (лед, снег и асфальт бывают разными), стиля вождения. Не только у каждой страны, но и у каждого водителя свои представления о важности того или иного показателя в суммарной оценке. В итоге то, что понравилось приборам и экспертам, может совсем не устроить конкретного водителя на реальной дороге.

Для чистоты эксперимента мы опять выбрали шины Nokian. У каждого производителя своя школа, свой подход к конструированию и производству. Как следствие, между шипованными и фрикционными шинами одной марки обычно бывает больше общего, чем между однотипными изделиями разных брендов. Поскольку основной интерес для нас представляли шипы, хотелось, чтобы такие «мелочи», как рисунок протектора, способ взаимозацепления ламелей, материалы корда и т.п. были если не одинаковыми, то схожими.

Мы хотели попробовать в деле последнюю на тот момент новинку — Nokian Hakkapeliitta 7, благо в производственной программе Nokian Tyres имелась подходящая по размеру и грузоподъемности. Но представители компании наш выбор не одобрили: негоже приспосабливать на грузовик, хоть и легкий, легковую шину (Hakkapeliitta 7 SUV появилась только этой весной) при наличии специальной легкогрузовой. И предложили протестировать то, что положено по правилам, — Nokian Hakkapeliitta C.

Шины Nokian Hakkapeelitta C. С шипами и без шипов

Зимняя шина Nokian Hakkapeelitta C

© Фото: Nokian Tyres

Шина Nokian Hakkapeliitta C выпускается в двух вариантах: Van — для микроавтобусов и фургонов и Cargo — для легких грузовиков. Основные отличия определяются назначением: Van комфортнее, Cargo меньше реагирует на большую нагрузку. Поскольку наш фургон большую часть времени перевозит воздух, выбор пал на Hakkapeliitta C Van.

Направленный V-образный рисунок протектора зимней шины с развитыми «косыми» блоками долгое время называли «скандинавским», но теперь «вариации на елочную тему» производят все, кому не лень. Тем не менее фирменный финский стиль замечаешь с первого взгляда. Если абстрагироваться от шипов, рисунок «цэшки» ближе к «эрке», чем к «семерке»: ярко выраженное центральное продольное ребро, массивные плечевые блоки. Только ветви «перевернутой елки» (или, если хотите, «правильно посаженной пальмы») шире и короче. Шипы — квадратные, как у «пятерки». От нее же досталась и «технология медвежьего когтя» - отросток, отходящий назад от каждого несущего шип блока, обеспечивающий оптимальное положение шипа при его контакте с дорогой. Заметим, «коготь» присутствует и на более новых шинах Nokian, а вот шип стал ромбовидным.

Внешне шина понравилась, но какова она «в бою»?

Шиномонтажник остался доволен шинами и новыми дисками, мы же — результатами его труда: грузиков потребовалось мало, хотя про оптимизацию колеса он даже не слышал. Сразу же обратили внимание, что шипы не особо шумят даже на асфальте. Скорее, «шелестят», чем «цокают».

В начале зимы снега было мало, и мы даже засомневались, не рано ли «переобулись». Льда в городе не было, а на асфальте шипы только мешают и к тому же больше изнашиваются. Ноябрь и почти весь декабрь прошли без эмоций, разве что шипы было жалко. А потом началось…

Снега выпало столько, что коммунальщики безуспешно боролись с ним до апреля, когда он сам, растаяв, капитулировал. Шипы подтвердили свою эффективность на укатанном снегу. С ними было легче держать заданную траекторию, разгоняться и тормозить. Вопреки устоявшемуся мнению, шипованная шина превзошла фрикционную и на рыхлом снегу. Единственное наше объяснение — более крупный рисунок протектора HKPL C.

Сцепление колес со снегом происходит не за счет резины, а благодаря снегу, скопившемуся в канавках: снег «липнет» к снегу. У «цэшки» канавки крупнее, снега набирается больше.

Отдельная тема — глубокий снег. Двигаться по нему, иногда с трудом, можно на любых зимних шинах. Но когда ход замедляется, шиповка зарывается быстрее. А дальше все зависит от глубины снега и состояния дороги под ним, но все-таки у шипов больше шансов зацепиться за земную твердь. Правда, при условии, что машина не села мостами или всем «брюхом» на сугроб. Перефразируя пословицу про джип: чем лучше зимняя резина, тем больше и неудобнее копать. Предыдущей зимой, на фрикционных шинах, лебедкой пришлось воспользоваться раз шесть, этой — единожды. Причина проста. Снега на тех же загородных маршрутах выпало значительно больше. Однажды, засадив фургон «девушкам по пояс», признали дальновидным водителя Pajero, подъехавшего раньше, но решившего не искушать судьбу. В дальнейшем, познав возможности нашей «обувки», сломя голову в сугробы не лезли. Вывод банален: никакая, даже самая лучшая резина не превратит фургон или семейный седан в вездеход. А когда снега слишком много, сядет брюхом и любой внедорожник. Возите с собой нормальную лопату.

Определить, действительно ли при сильных морозах фрикционные шины на льду эффективней шипованных, не удалось: не успевали за погодой, т.к. были и другие дела. Но повода усомниться в цепкости шипов не возникло ни разу.

На снежно-водяной каше (слэше) зимние шины обоих типов ведут себя приблизительно одинаково. Здесь работают рисунок и ширина протектора.

Неожиданное преимущество «фрикционов» открылось нам весной. Погода стояла непонятная: днем градусов десять тепла, ночью заморозки и местами гололед. Переобуться, чтобы не стачивать и не вырывать шипы об асфальт, или не рисковать? Ответа не даст ни одно метеобюро. Нешипованные шины в межсезонье предпочтительнее. Износ мягкой зимней резины протектора в теплую погоду идет, конечно, быстрее, но это происходит с любыми зимними шинами независимо от их типа. Но нет риска «убить» шины бесповоротно, а без шипов «шиповка» — не шина. К тому же лишних шумов (ни цоканья, ни шелеста) не слышно. Следовательно, фрикционные шины можно осенью ставить раньше, а снимать весной позднее. А кто знает, когда наступит день жестянщика?

Наши выводы едва ли претендуют на оригинальность. Легкогрузовая зимняя шипованная шина Nokian Hakkapeliitta C нам понравилась, и мы не кривя душой можем посоветовать ее приобрести. Но в который уже раз повторим, что последние модели ведущих брендов мало чем уступают друг другу. И при выборе каждый руководствуется своими личными пристрастиями, знаниями и опытом.

А сравнение шин двух типов не выявило победителя. Здесь все зависит от условий эксплуатации, а цена ошибки при наличии головы на плечах невысока — потеря нескольких минут на отдельных сложных маршрутах. Повторяем: любая зимняя шина зимой лучше летней либо «всесезонной».

А для зимнего экстрима одной «обувки» по сезону маловато. Нужны и полный привод, и блокировки, и (куда уж без нее!) мощная лебедка. Но это тема для отдельного разговора.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное