Top.Mail.Ru
Что производит и разрабатывает Schaeffler Group и почему их детали есть в большинстве немецких автомобилей

Что производит и разрабатывает Schaeffler Group и почему их детали есть в большинстве немецких автомобилей

текст: Станислав Шустицкий / фото: Schaeffler и автора / 16.06.2020
В сентябре прошлого года компания Schaeffler расширила ассортимент продукции, выпускаемой под брендом FAG. Теперь это не только подшипники различного назначения, но и детали подвески, рулевого управления, приводные валы, опоры стоек амортизаторов. И здесь важен не только сам факт расширения номенклатуры, но и новый подход к предложениям для подразделения Automotive Aftermarket. Но в случае с Schaeffler начать стоит не с самого информационного повода — современной концепции компании, касающейся сегмента деталей для послепродажного обслуживания автомобилей, а вспомнить о трендах автомобильной промышленности и об интеграции Schaeffler в этот процесс.

Еще с 60‑х годов прошлого века входящая в Schaeffler Group компания INA поставляла на конвейеры Volkswagen опорные и игольчатые подшипники, а FAG обеспечивала автопроизводителей подшипниками ступиц. Schaeffler сегодня — это более 70 заводов и свыше 80 000 сотрудников, и ее продукция широко востребована. Так, системы рулевого управления FAG имеют 30‑процентную долю рынка, доля опор амортизаторов, выходящих под этим брендом, — 31 %, а приводов и крестовин — 54 %. Это, разумеется, далеко не все компоненты из тех, что представлены и в списке поставок на конвейеры, и из тех, что предназначены для подразделения Automotive Aftermarket.

Что производит и разрабатывает Schaeffler Group и почему их детали есть в большинстве немецких автомобилей
В направлении aftermarket ставка делается на комплекты. При этом все детали FAG полностью соответствуют требованиям сегмента OE.

МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

Современный тренд автомобилестроения — это модульные платформы. Полтора десятка лет тому назад концерном Volkswagen была представлена модульная поперечная матрица MQB, позволяющая оперативно адаптировать конвейеры для производства автомобилей различных моделей. Еще один пример перспективной модульной платформы — это B0 компании Nissan, появившийся в начале 2000‑х годов. Для Schaeffler такие глобальные платформы дают возможность широкой технической импровизации в области подвесок. Активно идет работа и по внедрению новых систем. Примером может служить совместная разработка Schaeffler и подразделения компании Continental, занимающегося управляющей электроникой — это активные стабилизаторы поперечной устойчивости. С 2015 года этот вариант применялся на BMW 7‑й серии и Bentley Bentayga, а сегодня активное шасси становится общим трендом в автомобилях премиум-класса. Но специалисты Schaeffler видят свою роль в том, чтобы в ближайшем будущем внедрять такие системы и на автомобили среднего сегмента. Интересной разработкой является и регулируемая по высоте стойка амортизатора. Режимы регулировки осуществляются посредством электропривода, а значит, из системы исключается компрессор, необходимый в варианте с пневмоподвеской. Из работ на перспективу — колесный ступичный привод. Для этой системы не нужен осевой электродвигатель, не требуются отдельные приводы. Здесь «всё в сборе» — и ступичный подшипник, и электродвигатель с возможностью перехода в режим рекуперации, и тормозные механизмы. По целому ряду причин эта система пока далека от реализации, но технические возможности для ее производства у Schaeffler Group есть — с использованием этой системы был подготовлен концепткар Schaeffler S4 EP, с помощью которого отрабатывался ряд инженерных решений.

Что производит и разрабатывает Schaeffler Group и почему их детали есть в большинстве немецких автомобилей
За каждой деталью FAG — личная ответственность сотрудников.

Без внимания компании не осталась и тема автономного вождения. Одной из разработок этого направления стал интеллектуальный угловой модуль с блоками подвески колес, каждый из которых в своей конструкции объединяет электродвигатель, привод, систему демпфирования, рулевое управление и тормозную систему. Для оптимизации маневрирования, в том числе и для облегчения парковки, колеса могут поворачиваться на углы до 90°. Не так давно Schaeffler заключила контракт с компанией Paravan, касающийся развития современных, в том числе и полноуправляемых, систем шасси. Здесь же стоит упомянуть и о проекте Steer-by-Wire — варианте управления автомобилем без прямой механической связи между рулем и колесами.

Что производит и разрабатывает Schaeffler Group и почему их детали есть в большинстве немецких автомобилей
День сегодняшний — активный стабилизатор поперечной устойчивости.

ПЛЮС ЭЛЕКТРОФИКАЦИЯ

Инженерный потенциал Schaeffler Group всегда был представлен и в автомобильном спорте. Достаточно вспомнить работу над элементами автомобилей Porsche 918 и 919 Hybrid. Но автогонки никогда не были для компании самоцелью — целый ряд решений, использованных в спортивных автомобилях, со временем предлагались для применения в гражданских образцах. Подтверждением этому может служить чемпионат Formula E, где Schaeffler сотрудничает с подразделением Audi ABT. Результаты такого сотрудничества налицо, и в качестве примера достаточно привести серийный автомобиль Audi e-tron, задавший высокую планку и в плане комфорта, и с точки зрения энергоэффективности. И если вернуться к модульным платформам, то сегодня продолжается давнее сотрудничество Schaeffler и VW Audi Group, теперь уже в области платформы MEB, на которой создана модель ID.3 — первый полностью электрический автомобиль Volkswagen.

Что производит и разрабатывает Schaeffler Group и почему их детали есть в большинстве немецких автомобилей
Колесный ступичный привод: A — статор. B — электронный блок. C — ротор. D — подшипник колеса. E — тормоз.

По мнению специалистов Schaeffler, вводимый с 2021 года экологический стандарт Евро-7 практически не оставляет шансов для обычных бензиновых двигателей, да и жизнь коробок передач DSG «прописана» года эдак до 2025‑го. Так что в ближайшем будущем сплошная гибридизация и электрификация. И здесь для Schaeffler, эксперта в вопросах приводов, шасси и рулевого управления, обширное поле деятельности в области конвейерных поставок.

Что производит и разрабатывает Schaeffler Group и почему их детали есть в большинстве немецких автомобилей
Концепткар Schaeffler S4 EP с четырьмя колесными ступичными приводами суммарной мощностью 1200 л. с.

НЕ ТОЛЬКО НА КОНВЕЙЕР

Даже при активном развитии сегмента продукции OE актуальность направления aftermarket трудно переоценить — детали, которые изначально поставлялись на конвейеры, остаются актуальными еще два десятка лет, но уже в категории послепродажного обслуживания автомобилей. И в Schaeffler Group это прекрасно понимают. Более того, сегодня в ряде направлений, например в производстве элементов шасси, компания выступает не только как поставщик отдельных деталей, а предлагает системные решения для различных, даже самых современных модульных платформ. С этим связано и расширение компетенций FAG.

До 2001 года, момента поглощения Schaeffler независимой компании FAG, последняя не имела своей структуры сбыта в сегменте aftermarket и являлась только поставщиком подшипников на конвейеры автопроизводителей. На вторичном рынке подшипники FAG реализовывала компания Ruville, входящая в Schaeffler Group, в ассортименте продукции которой были, в частности, и детали рулевого управления, и элементы подвески. Сегодня весь опыт в этих областях, накопленный в Ruville, реализуется в продуктах под брендом FAG, а ассортимент выпускаемой продукции расширяется. И все элементы имеют оригинальную маркировку — переупаковка полностью исключена. Таким образом, логотип FAG подтверждает, что все детали изготовлены по строгим требованиям Schaeffler Group.

Что производит и разрабатывает Schaeffler Group и почему их детали есть в большинстве немецких автомобилей
Технологическая платформа Schaeffler Mover позволяет реализовать варианты транспортных средств с различными кузовами.

И еще о концепции. Детали подвески рулевого управления FAG для aftermarket, предлагаемые как разрозненно, так и (что чаще всего) в комплекте, объединяются по системному принципу. То есть при необходимости замены основной детали рекомендуется заменить также пыльник, или демпфер. И сегодня в портфолио FAG есть большинство из того, что касается шасси: в подвеске это рычаги, шаровые опоры и сайлентблоки, в системах рулевого управления — наконечники рулевых тяг, осевые шарниры и уплотнения, в номенклатуре демпфирующих элементов — опоры амортизаторов, стойки стабилизаторов и защитные комплекты. Если же говорить об экономической составляющей, то в работе на вторичном рынке Schаeffler постаралась найти свою нишу, привлекательную и для компании, и для клиентов.

Что производит и разрабатывает Schaeffler Group и почему их детали есть в большинстве немецких автомобилей
Гибкая платформа Schaeffler с нулевым уровнем выбросов для различных концепций автомобилей.

Во-первых, FAG позиционируется как премиальный бренд, но при этом предлагает детали подвески по вполне адекватным ценам. По анализу маркетологов Schaeffler эти цены примерно на 20 % ниже тех, по которым на рынке aftermarket предлагаются оригинальные запчасти конкурирующих в премиальном сегменте компаний. Во-вторых, далеко не все автомобили среднего ценового сегмента попадают в период послепродажного обслуживания в сферу интересов компаний с запчастями премиального уровня — как правило, здесь предлагаются оригинальные, достаточно дорогие детали.

КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ

Специалисты Schaeffler твердо убеждены в том, что в обслуживании современных шасси, особенно с многорычажными подвесками, мелочей нет. И регулярно стараются донести эту идею «в массы». Например, клиент на сервисе ставит комплект новых рычагов, но проблемы с подвеской возникают уже после 20–30 тысяч км. Российские дороги? Но подвеска автомобиля, сошедшего с конвейера, прошла по тем же дорогам 150 тысяч! Все дело в прецизионной точности заводской сборки. И только установка новых рычагов в отрыве от взаимодействия с другими, подчас изрядно изношенными, элементами подвески вряд ли позволит полноценно решить проблему. Совет специалистов Schaeffler — комплексная замена всех изнашиваемых элементов. Рано или поздно выходят из строя пыльники, уплотнения, крепежные элементы, закисают регулировочные болты развала колес… Есть и группа комплектующих, которая чаще всего требует замены — это сайлентблоки (нужно учесть, что далеко не всегда допускается их перепрессовка в деталях «с пробегом»), втулки, опоры амортизаторов. В производственной программе Schaeffler все эти детали имеются, но и в этом случае компания предпочитает комплексный подход, предлагая под замену весь узел, включая крепеж (что очень важно). Такая замена в результате окажется для клиента экономически выгодной, а уж о безопасности и говорить нечего — шасси автомобиля всегда было и остается зоной повышенной ответственности.

Что производит и разрабатывает Schaeffler Group и почему их детали есть в большинстве немецких автомобилей
В автоспорте Schaeffler давно сотрудничает с маркой Audi. Пример — Audi ABT в Formula E.

При этом FAG не только придерживается определенной концепции, но и постоянно предлагает интересные инженерные решения. Например, еще под брендом Ruville были предложены пыльники и уплотнители, выполненные из прочного, эластичного и стойкого к отрицательным температурам эластоллана (термопластичного полиуретана). Кроме того, это полупрозрачный материал, а значит всегда визуально можно определить количество смазки внутри детали. К примеру, в случае с шаровыми опорами это очень важный момент. Нередко на сервисе вскрывают пыльник, «от души» набивают его смазкой, а затем ставят на место, фиксируя уже бывшим в употреблении и нередко покрытым ржавчиной стопорным кольцом. Дальнейший сценарий прост: кольцо разжимается, пыльник уже не защищает от попадания внутрь грязи, шаровая опора выходит из строя.

Что производит и разрабатывает Schaeffler Group и почему их детали есть в большинстве немецких автомобилей

Чтобы избежать подобных неприятностей, большинство шаровых опор FAG имеют несколько уровней защиты: пыльник с тройным уплотнением верхней кромки, для корпуса детали применена технология антикоррозионного легирования цинком… Более того, сам пыльник дополнительно защищен специальной крышкой. И это лишь один пример подхода к деталям подвески FAG. Необходимо добавить, что все требования к комплектующим FAG, предназначенным для послепродажного обслуживания автомобилей, полностью коррелируются с теми, что относятся к деталям для поставок на конвейеры. В связи с этим компания Schaeffler, выводя на рынок бренд FAG, серьезно изменила подходы к сертификации поставщиков. Чтобы исключить возможное недоверие клиентов, Schaeffler отказалась от поставщиков деталей подвески из Китая. Сегодня поставки этой продукции, в основном, идут из Турции, но изготавливаются детали по спецификациям Schaeffler и всегда снабжаются логотипами немецкой компании. Так, к примеру, на алюминиевых рычагах подвески стоит логотип «FAG», а на сайлентблоках и пыльниках — маркировка «Schaeffler».

(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное