Top.Mail.Ru
Производство ZF. Без лишних колебаний

Производство ZF. Без лишних колебаний

04.05.2011
Концерн ZF Friedrichshafen пригласил журналистов посетить свои подразделения в Швайнфурте и центр водительского мастерства BMW в Мюнхене

Михаил Ожерельев

Концерн ZF Friedrichshafen пригласил журналистов посетить свои подразделения в Швайнфурте и центр водительского мастерства BMW в Мюнхене. И если визит в компании ZF Services и ZF Sachs был в основном рассчитан на профессионалов, то сравнительные заезды на автомобилях с новыми и изношенными амортизаторами оказались интересными для более широкой аудитории

Производство ZF
© Фото: ZF Friedrichshafen

Можно смело утверждать, что компоненты подвески являются важными составными частями безопасности автомобиля. А значит, их разработка и производство требуют особого подхода к проектированию и высокой производственной культуры. В новой структуре ZF Group эта сфера выделена в отдельное бизнес-направление. Сегодня, находясь в десятке крупнейших мировых поставщиков автокомплектующих, концерн ZF Friedrichshafen уделяет подвеске не меньше внимания, чем своим «титульным» дивизионам, которые выпускают коробки передач и рулевые механизмы для автомобильной и специальной техники.

Обширную группу в производстве компонентов подвески составляют амортизаторы, выпускаемые на свободный рынок под брендами Sachs и Boge. Годовой объем производства превышает 50 млн амортизаторов, и в этом виде продукции ZF Group занимает лидирующие позиции в мировых рейтингах: второе место в категории амортизаторов для легковых автомобилей и первое в соседней категории, относящейся к грузовикам. Что позволяет добиваться таких высоких результатов и насколько изменилась роль амортизатора в современной подвеске? Большинство ответов на эти вопросы мы получили, посетив центр разработки испытаний ZF Sachs и технический центр ZF Services.

 


Детальный подход

Производство ZF
© Фото: ZF Friedrichshafen

Достичь оптимального соотношения между комфортом, безопасностью и динамикой — так инженеры ZF Sachs определяют главные цели научных разработок. Об активности исследовательской работы говорит тот факт, что ежегодно по торговым маркам Sachs и Boge защищается более 40 патентов. Помимо реализации сложных и дорогостоящих проектов большое значение придается оптимизации стандартных решений, главным образом для снижения конечной стоимости продукции.

Взяв за основу критерий «цена — свойство», обширную номенклатуру существующих и находящихся в разработке амортизаторов можно разделить на четыре группы: серийные, специальные, с активной регулировкой жесткости и облегченные (EcoRide).

Серийные амортизаторы имеют фиксированные настройки жесткости и выпускаются как в однотрубном (газонаполненном), так и двухтрубном исполнении. Конструктивно это может быть не только отдельное устройство, обеспечивающее гашение колебаний, но и единый амортизационный модуль, включающий упругий элемент (пружину) и опоры для передачи вертикальных усилий. Типичными примерами таких сборочных узлов являются стойки McPherson и амортизаторы кабины грузовиков. Используемая в этом случае модульная система компонентов обеспечивает оптимальный уровень соотношения цены и качества.

Производство ZF
© Фото: ZF Friedrichshafen

Специальные амортизаторы характеризуются расширенным набором технических решений (без применения электроники), способствующих улучшению характеристик гасящего устройства с целью адаптации к различным режимам эксплуатации. Среди конструкций, находящихся в серийном производстве, упомянем амортизаторы SDC (Sensitive Damping Control) и Vario, характеристики которых зависят от амплитуды перемещения штока. В амортизаторе Vario данный эффект реализуется благодаря продольным пазам, имеющим максимальное сечение в средней части цилиндра и сходящим на нет вверху и внизу. Каждый паз не что иное, как дополнительный канал, позволяющий жидкости обойти поршень. Таким образом, при работе подвески с малой амплитудой амортизатор мягкий, а при максимальных ходах — жесткий. Сместить характеристику амортизатора в сторону комфорта без ущерба безопасности можно за счет модернизации поршневых клапанов. Пример тому система PLV (Pre Load Valve), находящаяся пока в стадии разработки. Как следует из пояснения инженеров Sachs, смысл новинки в особой форме клапанных дисков и поршневых проточек, позволяющих более эффективно дросселировать поток рабочей жидкости. Это решение сулит не только повысить плавность хода, но и уменьшить уровень шума, что также немаловажно для комфорта.

Наиболее наукоемкая и дорогая продукция — амортизаторы с активной регулировкой жест­кости CDC (Continuous Damping Control). Принцип непрерывного демпфирования реализуется за счет электронного управления работой пропорционального клапана, который может быть вмонтирован в поршень (CDCi) или вынесен на корпус (CDCe). Проходное сечение клапана имеет возможность изменяться в широких пределах: от полностью открытого (мягкое демпфирование) до максимально суженого (жесткое демпфирование). Управляющий сигнал рассчитывается с учетом состояния дорожного полотна, загрузки автомобиля и характера движения (ускорения, торможения, маневрирования), таким образом, система способна улучшить управляемость даже в критических ситуациях. Патент на систему CDC компания Sachs получила в 1999 году. С тех пор выпущено более 50 типов амортизаторов на этой основе. Новое поколение системы CDC, которой с 2009 года серийно оснащаются некоторые модели легковых автомобилей (BMW 7-й серии, Audi A8, A6), имеет амортизаторы с двумя пропорциональными клапанами. Благодаря этому характеристика демпфирования получается более четкой.

Центр водительского мастерства BMW
© Фото: ZF Friedrichshafen

Отдельное направление конструкторских разработок — облегченная серия амортизаторов EcoRide. Целевым рынком для этой серии являются малолитражные автомобили полной массой до 900 кг с максимальной конструктивной скоростью 120 км/ч. Среди решений, уже сейчас применяемых в серийном производстве, интересны две конструкции: корпус из высокопрочный стальной трубы с уменьшенной толщиной стенок и полый шток, позволяющий сэкономить до 400 г на амортизатор. Богатый потенциал для модернизации серии EcoRide видится конструкторам в замене металла композитными материалами, которые могут использоваться не только в отдельных элементах (пластиковая серьга), но и в корпусных деталях. Примером последнего служит CRFP амортизатор — телескопическая стойка McPherson, объединенная с поворотной цапфой из угле­пластика. Выигрыш по массе достигает 4 кг на комплектный узел.

В научные исследования и разработки ZF Sachs вкладывает не менее 5% годового оборота. Часть средств идет на модернизацию испытательного оборудования, которое, в частности, дает возможность сократить сроки подготовки к серийному производству. Большинство испытательных стендов компания изготавливает самостоятельно, некоторые из них уникальны. Например, дорожный симулятор, позволяющий проверить амортизаторы в составе подвески автомобиля. Имитация вертикальных ускорений создается четырьмя гидроцилиндрами, расположенными под колесами. Стенд установлен на воздушно подрессоренной бетонной платформе весом 90 т. Конструкция подушки такова, что даже малейшие вибрации от различных внешних источников (скажем, от работающего в здании оборудования) не влияют на точность эксперимента. Усиленная звукоизоляция помещения позволяет провести акустические испытания и выявить источник повышенных шумов в подвеске. А еще дорожный симулятор нередко используется для проверки подвески гоночных машин, в которых установлены амортизаторы спортивного отделения компании — Sachs Racing Engineering.

 

 

Задавая стандарты

Центр водительского мастерства BMW
© Фото: ZF Friedrichshafen

Разработка и производство — одна сторона бизнес-процесса. Другими, не менее важными векторами являются налаженные каналы сбыта и качественное послепродажное обслуживание, сопровождающее изделие в течение всего срока эксплуатации. Именно поэтому в составе концерна ZF Friedrichshafen было создано отдельное подразделение ZF Services, отвечающее за постав­ку запчастей марок Sachs, Boge, Lemfoerder, ZF Parts и сопутствующий сервис. В настоящее время это подразделение с годовым оборотом 1,4 млрд евро имеет более 77 филиалов в 39 странах и 650 сервисных партнеров по всему миру. Гордостью компании является новый технический центр в Швайнфурте, открытый в 2006 году. Наряду с контролем качества комплектующих, поступающих на свободный рынок, и работой с рекламациями к числу основных задач этого центра относится проведение занятий с сотрудниками оптовых фирм и станций техобслуживания.

«Сегодня в условиях жесткой конкуренции недостаточно одной только техники высочайшего качества. Она должна сопровождаться сервисным обслуживанием такого же высокого качества», — поясняет Алоис Людвиг, председатель правления ZF Services. Основой работы любого сервисного предприятия является оперативная поставка запчастей, и ZF Services этой теме также уделяет особое внимание. Важным шагом в компании считают расширение центра логистики, расположенного здесь же, в Швайнфурте. Центр логистики и склад в Бремене — основные пункты, через которые осуществляются прямые поставки клиентам и дочерним компаниям в 145 стран мира. С них ежегодно отгружается более 1,3 млн позиций. Проект предусматривает две очереди строительства с общим объемом инвестиций 49,8 млрд евро. По завершении всех работ в 2014 году в пиковые дни приемки вместо 19 грузовиков можно будет одновременно обслуживать 29. Во всех сферах логистики ожидается рост показателей от 40 до 55%. При этом конечной целью является дальнейшее сокращение времени всех операций, начиная с приема заказов и заканчивая отгрузкой.

 


Почувствовать разницу

Центр водительского мастерства BMW
© Фото: ZF Friedrichshafen

Гашение колебаний имеет важное значение с точки зрения безопасности, как в режиме комфортной езды, так и для спортивного стиля вождения. Однако изношенные амортизаторы могут выполнять свои функции лишь в ограниченном объеме. В этом мы убедились в ходе практического тренинга в центре водительского мастерства BMW в Мюнхене. Тренировка включала три упражнения — змейку, экстренное торможение и перестроение. По просьбе ZF специально для этого мероприятия инструкторы включили в состав передового звена автомобиль с изношенными амортизаторами. Благодаря этому у каждого участника была возможность в одних и тех же условиях сравнить поведение автомобиля с исправными и неисправными амортизаторами. Протокольных замеров не проводилось, но по личным ощущениям коллег максимально наглядным оказался тест с резкой сменой полосы движения. Пройти этот маневр без помарок на машине с неисправными амортизаторами при скорости 60 км/ч (замерялась точными приборами) некоторым оказалось просто не под силу.

В обычной жизни амортизаторы редко выходят из строя внезапно. Они изнашиваются постепенно, поэтому существует риск, что водитель обнаружит снижение эффективности управления только в экстремальной ситуации. Чтобы избежать неприятных по­следствий, специалисты советуют периодически тести­ровать амортизаторы в условиях сервиса, особенно если пробег автомобиля перевалил за 80 тыс. км.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное