Top.Mail.Ru
О присадках начистоту

О присадках начистоту

фото: автора и ООО «ЛЛК-Интернешнл» — производителя смазочных материалов ЛУКОЙЛ / 03.04.2023
При посещении производственных предприятий важен настрой. Для поездки в Новополоцк мне себя уговаривать не пришлось, так как речь шла о разработке и производстве присадок к маслам ЛУКОЙЛ, что само по себе — терра инкогнита. Причем лично для меня земля не просто неизвестная, а еще и окутанная тайнами.

Станислав Шустицкий

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЙ ОБЪЕКТ

В том, что посещение этой производственной площадки является привилегией и доступно далеко не всем, я убедился еще в заводской проходной. Впервые за мою продолжительную работу в журналистике милая, но чрезвычайно строгая представительница охраны не только проверила по ранее представленному списку перечень вносимой на территорию фото-, видео- и аудиоаппаратуры, но и сверила все заводские номера устройств, указанные в том же списке. Сотрудники предприятия моим рассказам о столь непростом «пересечении границы» не удивились — таков порядок, при всей строгости которого сотрудники остаются максимально доброжелательными к посетителям. А если серьезно, то охранять здесь есть что: нефтеперерабатывающий завод, на территории которого и находятся цеха по производству присадок к маслам, является важным с точки зрения промышленной безопасности. Предприятие выпускает более 70 наименований различных продуктов нефтехимии. Что касается присадок к маслам, то здешний НПЗ начал эту работу еще в далеком 1966 году — именно тогда был запущен первый цех по выпуску продукции этого сегмента. Затем эстафету приняло производство, под крылом которого производились масла, присадки и битумы. Поездка на современное и высокотехнологичное предприятие, коим сегодня является альянс ЛУКОЙЛа и Новополоцкого производственного комплекса, благодаря экскурсу в историю посредством небольшого путешествия в прошлое позволила понять, что происходило с разработкой и производством присадок во времена СССР и как обстоят дела в отрасли сегодня. Тем более что белорусский комплекс по производству присадок был и остается крупнейшим на постсоветском пространстве.

О присадках начистоту
Белорусский комплекс по производству присадок был и остается крупнейшим на постсоветском пространстве.

ВАМ НУЖНО ПРИСАДОК? ОНИ У НАС ЕСТЬ!

С уходом зарубежных производителей масел у российских автомобилистов началась легкая паника. Что касается масел российского производства, то многие предрекали, что и эта река скоро высохнет — мол, поставки присадок из-за рубежа неизбежно прекратятся, и наши заводы по производству масел встанут. На самом деле еще в СССР «наука о присадках» очень даже неплохо развивалась, а их промышленное производство свои потребности вполне удовлетворяло. Но после развала Советского Союза посчитали, что покупать присадки у западных «партнеров» с финансовой точки зрения выгоднее, чем поддерживать собственную отрасль. К счастью, ситуация кардинально изменилась в 2006 году, когда между производителем смазочных материалов ЛУКОЙЛ и белорусским НПЗ было подписано соглашение о создании совместного предприятия. Так сотрудничество крупнейшего российского производителя высококачественных масел и обладающего большим опытом разработки и производства присадок белорусского коллектива позволило, по сути, возродить отрасль, перспективы которой сегодня вряд ли можно переоценить. Стоит отметить, что на момент объединения производство присадок в программе белорусского завода не превышало 3 % и считалось малоперспективным, а значит, слова о возрождении абсолютно справедливы.

О присадках начистоту
Большинство технологических процессов полностью автоматизировано, и контроль осуществляется из аппаратных.
О присадках начистоту
Несмотря на большие объемы, все компоненты для конечных продуктов производства отмеряются с высочайшей точностью.

ЛУЧШЕ, ЧЕМ У НИХ

Сегодня совместное с ЛУКОЙЛом предприятие «ЭддиТек» представляет собой отдельную структуру, занимающуюся разработкой и производством присадок и пакетов присадок. Само производство сосредоточено в трех цехах, и первое, что нужно отметить, — оборудование здесь регулярно обновляется и модернизируется, что дает возможность оперативно переходить на новые виды продуктов: моторостроительная отрасль не стоит на месте, а значит, требования к моторным маслам постоянно меняются. Последнее, в свою очередь, требует обновления пакетов присадок.

О присадках начистоту

В первом цехе производятся популярные алкилфенольные присадки, которые не только придают маслу высокие моющие свойства, но и поддерживают антиокислительные и противоизносные характеристики. Внешне цех по производству присадок мало чем отличается от других площадок нефтехимического сектора: теплообменное оборудование, аппараты с перемешивающими устройствами… Мерный гул оборудования и… отсутствие людей — все управление комплексом сосредоточено в аппаратной, где рабочие места сотрудников разнесены по блокам. Посредством компьютерных программ задаются нужные рецептуры, а операторы осуществляют контроль технологического процесса. «Ручной» способ подачи сырья на производственную линию тоже есть, но он минимизирован. Максимально сокращен и документооборот. При этом информация не теряется благодаря переводу рабочей документации в «виртуальное пространство».

О присадках начистоту
Участок розлива.
О присадках начистоту

В следующем цехе производятся сукцинимидные присадки — это один из основных типов присадок, эффективно нейтрализующих всевозможные загрязнения, образующиеся в процессе работы масла. Производственная площадка интересна тем, что если раньше здесь производили только различные типы присадок, то в 2019 году был реализован проект запуска нового комплекса компаундирования, то есть налажен выпуск пакетов присадок, придающих маслам заданные заказчиком свойства конечного продукта. Здесь, как и на всем производстве, большое значение уделяется деталям — в процессе компаундирования мелочей нет. Присадки для смешивания в пакет должны поступать в строгой очередности, определенное рецептурой количество каждой присадки отслеживают специальные датчики: рассчитанные на массу до 20 тонн, они отмеряют компоненты с точностью до 100 граммов. Любая «ошибка в расчетах» может сказаться на эксплуатационных свойствах готового масла, но многоступенчатый контроль подобные ошибки исключает. Кстати, о контроле. В аппаратной цеха, в вытяжном шкафу, выстроились пробирки для оперативного контроля технологического процесса. Пробы для отправки в лабораторию? Да, «инструментальный» контроль, причем очень строгий, на предприятии присутствует, но проверка начинается с экспресс-теста полупродуктов с промежуточных стадий производства. Такая проверка позволяет очень быстро, не дожидаясь лабораторных испытаний, оценить стабильность процессов и, если необходимо, внести коррективы на начальных этапах производства.

О присадках начистоту
Склад готовой продукции.

СВЯЗЬ НАУКИ С ПРОИЗВОДСТВОМ

Тезис о единстве науки и производства находит свое подтверждение во всех заводских структурах ЛУКОЙЛа, и эта площадка не исключение. В третьем цеху, где недавно прошла модернизация, производятся сульфонатные присадки, которые активно используются в маслах для дизельных двигателей и обладают высокими антикоррозионными свойствами. Панорама цеха с верхней точки действительно впечатляет. Абсолютно все оборудование по своим техническим возможностям является аналогичным тому, что используют лидеры мирового рынка присадок. Более того, производители этого оборудования подбирали его характеристики под выпуск присадок, свойства которых были продиктованы инженерами ЛУКОЙЛа и «ЭддиТек». По высоким стандартам предприятия и уровень автоматизации: как и в других цехах, контроль и корректировка всех процессов осуществляется из аппаратной и большей частью в автоматическом режиме.

О присадках начистоту
Фурье-спектрометр позволяет проводить анализ связей в пробе исследуемого вещества. Прибор удобен для сравнения характеристик разрабатываемых рецептур относительно эталонных показателей, а сам анализ занимает меньше минуты.
О присадках начистоту
Установка для лабораторного синтеза дает возможность моделировать весь технологический процесс перед запуском в основное производство новых продуктов.

Вполне логичным было из этого современного цеха попасть в заводскую лабораторию. Причем не в ту, где осуществляется контроль поступающего на завод сырья и где проходит паспортизация выпускаемой продукции, а в научно-исследовательскую лабораторию. Оснащение здесь уникальное. Оно полностью соответствует решению задач, которыми здесь занимаются. А спектр исследований самый широкий: от отработки оптимальных режимов технологических процессов на предприятии до разработки новых рецептур. Оборудование позволяет произвести процесс синтеза, «разложить на атомы» образцы исходного сырья и готовые компоненты, а также определить соответствие продукта различным допускам и спецификациям. Само оборудование и работы, которые здесь проводятся, требуют не просто больших, а очень больших инвестиций. Это прекрасно понимают и учредители компании, поэтому большая часть средств, которые зарабатывает предприятие, идет как на модернизацию производства, так и на исследования и разработки новых присадок.

О присадках начистоту
Прибор TEOST стандартизирован для сертификации масел по различным категориям качества. В нем масло нагревается до температур работающего двигателя, а затем измеряется вес отложений, которые в реальности будут осаждаться на цилиндро-поршневой группе.
О присадках начистоту
Вискозиметр — пример стандартного оборудования. Позволяет определить вязкость масла путем измерения времени истечения продуктов через капилляры.
О присадках начистоту
Исследование со сложным названием «дифференциальная сканирующая калориметрия» позволяет определить момент, когда срабатываются соответствующие присадки и начинается процесс окисления масла. Высокая температура, давление, и через несколько минут исследователи получают результат теста.

В ЧЕМ УНИКАЛЬНОСТЬ?

Всего существует четыре компании с мировым именем, которые производят присадки к маслам. Пятым претендентом на вхождение в этот список стали производители из Поднебесной. И белорусско-российское предприятие. Отсюда вопрос: в чем, собственно, сложность этого бизнеса? Вроде бы особых проблем в нефтехимической промышленности у нас не было. Часть ответа на вопрос нам уже знакома: зачем вкладывать деньги в фундаментальную науку о присадках и в их разработки, если «за недорого» можно приобрести готовые импортные продукты. Именно поэтому и был утрачен фундамент, и начинать пришлось если не с нуля, то издалека. В то же время разработка присадок — очень сложный процесс, в начале которого далеко не всегда можно предсказать конечный результат. К примеру, со сменой производителя сырья может кардинально измениться процесс взаимодействия компонентов в пакете присадок, а уже готовый и прошедший все необходимые тесты пакет не лучшим образом показывает себя при смене поставщика базового масла. Сюрпризы могут быть на любом уровне, например, абсолютно одинаковые по структуре присадки в разных пакетах могут вести себя по-разному. И начинай все сначала… Кроме того, не стоят на месте и производители двигателей. Под новые модификации моторов потребуются масла с измененными характеристиками, для которых испытанные и хорошо зарекомендовавшие себя пакеты присадок уже не годятся. И вновь лабораторные работы над синергией и антагонизмом компонентов… Если говорить о сроках, то в среднем разработка формулы масла занимает год. Присадки и их пакеты производятся по абсолютно понятным технологиям — все сложности в нюансах рецептур. Важно, чтобы на финише конечный продукт, то есть масло, полностью соответствовал всем требованиям. При этом нужно уметь работать на перспективу, следить за тем, что происходит не только в нефтехимической отрасли, но и в моторостроении. И, анализируя современные тенденции в разработке двигателей, действовать на опережение. То есть всегда находиться на передовой. Таким образом, тесное взаимодействие разработчиков присадок и инженеров в сегменте смазочных материалов ЛУКОЙЛ позволяет получать современные продукты мирового уровня.

О присадках начистоту

Редакция рекомендует:






(5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

9 комментариев

  1. Александр:

    «… количество каждой присадки отслеживают специальные датчики: рассчитанные на массу до 20 тонн, они отмеряют компоненты с точностью до 100 граммов.» Улыбнулся во весь рот))). У таких датчиков (тензодатчики, которые и просматриваются под опорами емкостей) только дискретность будет 200грамм, а то и более. Ставил у себя на прошлой работе Тензо-М. С такой точностью можно, например, дозировать сухие компоненты с маленьких емкостей в определённый объём базового масла, а потом уже это масло смешивать с основным объёмом. И то дозирование масла, с вероятностью 90%, будет определяться по расходомерам.
    А сами присадки то для пакетов из Китая поди (в статье вскользь упоминание на разных производителей сырья (понятно, что не только присадок, но и масел))??? Хорошо бы полный цикл запустили. Я долго ездил на Лукойл Genesis Glidetech/Amortech jp 5-30, мне понравилось масло. ПАО свое ещё пусть запустят и эстеры (желательно ПОЭ).

  2. Сергей:

    Писака чудак, не в теме ни разу.
    После запрета на ввоз в РФ пакетов присадок большой четверки (Афтон, Инфениум, Лубризол и Шеврон) наши заводы стали бодяжить Китайские присадки.
    Не благодари!

    • Станислав Шустицкий:

      Сергей, очень странно, что человек, который «глубоко в теме», или невнимательно прочитал статью, или мало что из нее понял. В материале речь шла не о производстве масел, а о предприятии по производству присадок и пакетов присадок. На Новополоцком НПЗ присадки к маслам производились еще во времена СССР, но со временем, с учетом больших объемов производства нефтеперерабатывающего завода, работа цеха по производству присадок была признана малорентабельной — покупать продукты у сторонних производителей (которых Вы, собственно, и перечислили) оказалось выгодней, чем развивать собственную научно-техническую базу. Ситуация кардинально изменилась в 2006 году, когда совместно с ЛУКОЙЛом было создано новое предприятие, которое разрабатывает и производит достаточно востребованные присадки и пакеты присадок. Это то, о чем говорилось в статье.
      Теперь о маслах. Ваша реплика о том, что «заводы бодяжат китайские присадки» в переводе со сленга прозвучала так, будто бы «подделывают китайские присадки». Скорее всего, Вы имели в виду, что при производстве масел используются присадки, закупленные в Китае. На самом деле, в Китае действительно есть крупные производители присадок, которые активно выходят на мировые рынки. Но при чем здесь «ЭддиТек», компания, о которой шла речь в статье?

  3. Володя:

    Ну эт хорошо только надо побольше рекламы… Чтоб побольше знали и не боялись..

  4. Добрый доктор:

    В статье говорится о высоком уровне автоматизации технологического процесса, а показывают одно лабораторное аналитическое оборудование. Почему? Да потому, что поточных анализаторов у наших производителей нет и не будет. Спасибо февральским событиям и нашей нормативке в метрологии, из-за которой мы минимум на 5 лет отставали от мира ещё до событий. Без поточных анализаторов так и будут в лучшем случае раз в час брать пробы с потока, анализировать их и потом ещё полдня корректировать процесс по результатам. Нет уж, пользуйтесь своими присадками сами

  5. Игорь:

    Хорошо что наладили производство присадок, но как то нет 100% уверенности что присадки будут не хуже импортных. Если они были при СССР то моторы в то время долго не ходили.

    • Станислав Шустицкий:

      Игорь, но во времена СССР и моторы были другие и, что самое главное, масла. С тех пор много что изменилось…

    • Андрей:

      Ходили. Например Жигули на «Жигулевском» масле ходили и по 300 тысяч километров. И значимость «иностранных» пакетов присадок весьма преувеличена. Тому есть масса документальных подтверждений ещё с 1970-х лет. Кому интересно узнать правду (а не маркетинговую пропаганду от API) обратитесь к материалам Сергея Смирнова и Алексея Голосова.

Статьи по теме
Популярное