Top.Mail.Ru
ПАО, гидрокрекинг и GTL: какая основа моторного масла лучше и почему

ПАО, гидрокрекинг и GTL: какая основа моторного масла лучше и почему

11.06.2024
Уже много копий сломано в спорах о том, какое моторное масло лучше. Причем технология изготовления основы моторного масла в этих спорах является краеугольным камнем. Разбераемся, чем масла ПАО отличаются от масел, полученных путем гидрокрекинга, и что такое технология GTL

Редакция

Начнем от печки. Любое моторное масло – это смесь так называемого базового масла и пакета присадок. Сейчас базовые масла принято делить на пять основных групп. Первая группа – обычная минералка, получаемая из тяжелых фракций нефти в присутствии различных растворителей. Вторая группа – улучшенные минеральные масла, прошедшие процедуру гидрообработки, которая повышает стабильность базового масла. Третья группа – базовые масла, полученные по технологии гидрокрекинга (НС-технологии). По сути это тоже минеральное масло, получаемое из соответствующих фракций нефти, но улучшенное – и по степени чистоты, и по молекулярной структуре. Четвертая группа – Full Synthetic, или полностью синтетические масла. Их основа – полиальфаолефины (ПАО). Молекулы ПАО – это чисто синтетический продукт, который получается в результате химических реакций преимущественно из нефтяных газов – этилена или бутилена. Такие масла «собирают», как конструктор, а потому их свойства более предсказуемы, чем у минералки. Недостаток ПАО – высокая цена. Пятая группа базовых масел объединяет все то, что не попало в первые четыре. 

ПАО-масла или моторные масла, сделанные на основе синтеза попутных нефтяных газов, принадлежат к разряду классической синтетики. Такие масла, в отличие от минералок, выдерживают огромные нагрузки и очень долго сохраняют все свои основные технические параметры. Но есть и минусы: такие масла не умеют растворять в себе нужные присадки. Поэтому делается шаг назад: для растворения присадок используют минеральную базу, с которой присадочный комплекс хорошо смешивается. Поэтому совсем уж чистой синтетики не существует. Кроме того, ПАО-масла не хотят «прилипать» к металлическим поверхностям, стремясь побыстрее стечь в картер. А еще они плохо влияют на резинотехнические уплотнители. Для борьбы с таким явлением используют специальные вещества, которые придают определенную полярность молекулам масла, укрепляя пленку и придавая свойства «прилипания» к металлу. Как правило, раньше для этих целей использовали представителей 5-ой группы базовых масел, так называемые сложные эфиры или эстеры. Эстеры даже в небольшом количестве существенно влияют на свойства ПАО базового масла и избавляют его от вышеописанных недостатков. Таким образом, классическое синтетическое масло – это масло, в базе которого содержится большой процент ПАО базового масла.

Дальше начинаются проблемы с терминологией. Сегодня синтетикой называют не только моторное масло, сделанное на ПАО-основе, а и масло, созданное из сырой нефти путем глубокой очистки и химического катализа, то есть гидрокрекинговое масло. По сути, гидрокрекинг долгое время относили к минеральным маслам высокой степени очистки, и это верно: ведь сделано оно именно из минеральной основы. Однако четверть века назад на канистрах с гидрокрекингом появилось слово Synthetic – это ввел в практику Castrol. В итоге было принято судебное решение, согласно которому надпись «Синтетика» больше не имеет отношения к техническому описанию товара, а представляет собой просто маркетинговый ход. А так как технология гидрокрекинга значительно дешевле процесса синтеза из газа, то цена готового продукта стала куда приятнее, чем на ПАО. 

В итоге же синтетикой стали называть как ПАО, так и гидрокрекинг. Кроме того, синтетикой называют и масла по технологии GTL или Gas to Liquid. Моторные масла на GTL базовом масле – это нечто среднее между ПАО и гидрокрекингом. А вот вопрос, какое именно масло в итоге приобретает потребитель, довольно сложен. Тонкости технологии производства на этикетках, как правило, не отражаются, да и на сайте производителя нужная информация часто завуалирована. Более того, многие производители масел откровенно возмущаются, когда им задают вопросы о нюансах технологии. Они заявляют, что это – внутреннее дело компании, и что пользователю вообще не должно быть дела до того, что он купил – минералку или синтетику, если категория эксплуатации и вязкости по SAE его устраивают. В инструкциях по эксплуатации автомобиля никогда не указывают, какая технология производства моторного масла является предпочтительной. А особо въедливым потребителям вкратце повторим, что в большинстве случаев гидрокрекинговые масла можно считать предпочтительными вследствие их более низкой стоимости. Они имеют высокий индекс вязкости, устойчивы к образованиям отложений, обладают высокой стойкостью к окислениям. Ну, а апологеты экстрима  могут остановить свой выбор на ПАО-синтетике или на маслах с базой GTL.

ПАО, гидрокрекинг и GTL: какая основа моторного масла лучше и почему

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное