Top.Mail.Ru
Откуда взялось сцепление в автомате и как оно может погубить АКП?

Откуда взялось сцепление в автомате и как оно может погубить АКП?

13.10.2022
Многие водители искренно полагают, что на машинах с автоматическими коробками никакого сцепления нет и быть не может по определению. Однако же это не так: механизм, аналогичном сцеплению, стоит в каждой современной АКП и в большинстве вариаторов.

Редакция

Напомним, о чем вообще идет речь. Гидротрансформатор – неотъемлемая часть автоматической коробки передач и почти всех вариаторов.  Его «бублик» крепится к коленчатому валу двигателя и вращается вместе с ним. При этом первичный вал коробки входит в центральное отверстие гидротрансформатора – на него передается крутящий момент. Агрегат может передавать совсем небольшой момент, когда двигатель работает на холостом ходу, включен передний или задний ход, а автомобиль удерживается на месте тормозами. В определенных режимах, когда обороты входного вала коробки намного меньше, чем обороты двигателя,  создаются условия для повышения крутящего момента.

А где же блокировка? Примерно до 90-х годов прошлого века ее и не было. КПД автоматических коробок передач был невысок, но их плюсом были простота и долговечность. Затем, когда во главу угла поставили экономичность, конструкторы разработали механизм, фактически представляющий собой сцепление, работающее внутри гидротрансформатора. В гидротрансформаторе этот фрикционный механизм чаще называют муфтой. Она обеспечивает блокировку, сцепляя друг с другом насосное и турбинное колесо гидротрансформатора. Фактически при этом происходит жесткое соединение коленчатого вала двигателя и входного вала коробки. Так работали коробки раннего периода использования блокировки. В современных агрегатах блок управления АКП за счет регулировки давления жидкости может управлять моментом срабатывания и, главное, силой сжатия дисков муфты.  Это позволяет муфте осуществлять  режим пробуксовки. Механизм блокировки занимает примерно половину объема современного гидротрансформатора.

Откуда взялось сцепление в автомате и как оно может погубить АКП?

Преимуществ у блокируемых гидротрансформаторов два: экономичность, ради которой все и затевалось, а также точное, «электронное» управление крутящим моментом, хорошо сглаживающее рывки. Но при этом есть и недостатки, которых набралось довольно много. В частности, при резких ускорениях муфта блокировки гидротрансформатора вынуждена работать очень интенсивно, дабы сгладить рывки. Это быстро ее изнашивает и приводит к попаданию продуктов износа в жидкость. Продукты износа вместе с жидкостью попадают в коробку передач, загрязняя гидроблок. А это, в свою очередь, уже  может привести к полному отказу клапанов управления. Эта неисправность – довольно частое явление. Причем степень неприятности ухудшается, что называется, на глазах: чем хуже работает клапан, тем больше износ муфты, что вызывает рост количества грязи, идущей в клапан.

Что делать? Обслуживание и диагностика на специализированном сервисе – это понятно. Хорошей мерой продления ресурса коробки передач будет регулярная замена рабочей жидкости вместе с фильтрами (если они доступны). Но есть и совет попроще.  Если вы не хотите раньше времени «попадать на деньги», то старайтесь никогда не «рвать» с места в карьер, соревнуясь непонятно в чем с соседями по транспортному потоку. В спокойном режиме АКП прослужит гораздо дольше.

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное