Top.Mail.Ru
Организация движения. Есть решения

Организация движения. Есть решения

14.07.2012
Организацией дорожного движения у нас занимаются, в основном, местные власти, подчас не имеющие ни средств, ни опыта, ни специалистов. Ругать их легко, но разумнее подсказать, помочь. Ведь мы с вами смотрим на дорогу с другой стороны и не всегда в России

Владимир Заборщиков

Над этой проблемой долгие годы безуспешно бьются лучшие городские головы России. Спасти мегаполисы может только эффективная система общественного транспорта, пользоваться которым горожанам должно быть удобнее и выгоднее, чем собственным автомобилем. Следуя этой логике, для автобусов и троллейбусов повсеместно стали вводить выделенные полосы. Более-менее удачно в некоторых местах запустили автобусы по отделенным от проезжей части трамвайным путям. В остальных случаях транспортный коллапс только приблизили.

За возможность относительно беспрепятственного проезда редких пассажирских экипажей платить приходиться достаточно дорого. Уплотняется и, следовательно, еще больше замедляется поток транспорта на основной проезжей части. Власти рассматривают такое последствие, как «дисциплинарную меру», подталкивающую к пересадке в общественный транспорт. Но к кнуту нужен и пряник: кто променяет личную машину на трамвай, если для того, чтобы ехать 15 минут, ждать его придется час? Прибавьте почти неизбежные в большом городе пересадки. Лучше уж с комфортом посидеть за рулем в пробке.

На этом вновь созданные проблемы не заканчиваются. Для общественного транспорта вполне разумно выделяется крайняя правая полоса, но она же обычно используется для парковки. Противоречие снимается с административным восторгом: остановку и стоянку запрещают, перегоняя проблему на прилегающие улицы и во дворы. На магистрали — порядок, вокруг — кромешный ад.

Свободная полоса справа раздражает водителей. Особенно, если ею беззастенчиво (точнее — нагло и цинично) пользуются «омаяченные слуги народа». Многие даже поговаривают, что делаются выделенные полосы на самом деле не для автобусов, а для машин власть имущих. Раздражение толкает на противоправные действия. В нашем случае — на выезд в «чужой ряд». Под каждым фонарем, если это не московский Кутузовский проспект, гаишника не поставишь. Круг замыкается: автобусы и троллейбусы на своей родной полосе встают в общей пробке.

Между тем за рубежом с проблемами полос для общественного транспорта справляются достаточно успешно. Изящное решение примечено, в частности, во Франции. Оговоримся, что подходит оно только для проездов с достаточно широкой проезжей частью.

Автобусы, что логично, едут по правому ряду. А второй справа ряд отдан под… парковку. Чем больше на ней машин, тем надежнее «стальной щит», прикрывающий общественный транспорт от прочего. Минимальные расходы — на разметку, максимальные — на слой асфальта между двумя бордюрами. «Воруется» часть ширины проезжей части, но меньшая, чем полноценный ряд. Стоящей машине динамический коридор не нужен, а для едущего относительно медленно (к тому же по прямой) автобуса он может быть минимален. Борьбе с пробками такая схема, конечно, напрямую не помогает. Есть сложности с посадкой и высадкой людей из припаркованных машин. Но в целом ситуация улучшается, часть вопросов отпадает: автобусы едут быстро, парковочные места остаются.

Во Франции выделенную полосу прикрывают «стальным щитом»
Фото: из архива «СПН Паблишинг»

Кстати, во многих странах (Бельгии, например) общественным транспортом считается и такси. Лицензированное. Чем не довод для «бомбилы», чтобы узаконить свои отношения с государством: в пробках много не заработаешь. А чтобы таксист не пытался облапошить неопытного пассажира, было бы неплохо наклеить на дверь его машины большую этикетку с номером лицензии (или названием компании) и стоимостью услуг. Как в Америке.

Обратите внимание на фотографию №3. Извините за качество — сделана она телефоном. Припаркованные машины забьют проезжую часть только в час пик, перегруженной такую улицу не назовешь. Но городские власти уже «подсуетились» — полоса для автобусов выделена раньше, чем проезд «задохнулся». Выделенные полосы для тех или иных видов транспорта (общественного, транзитного грузового, специального) сегодня считаются в мире одним из перспективнейших способов осуществления «устойчивой мобильности». Неплохо бы помнить о них при проектировании новых проездов и, если не строить сразу, то хотя бы резервировать под них место. Хотя в нашей стране и нет гарантии, что резерв не будет успешно продан под далекие от транспортных задачи.

Еще одна простая идея. Говорят, новое — это хорошо забытое старое. В былые годы в центре Ленинграда едва ли не вокруг каждого дерева, растущего на тротуаре, была уложена ажурная чугунная решетка, защищавшая приствольный круг и растущую в нем траву от вытаптывания. Уложена, похоже, еще до революции. Во многих странах с помощью аналогичных железобетонных изделий снимают остроту коммунального спора между защитниками природы и желающими хоть где-нибудь припарковаться автовладельцами. Если отлить решетку с колесными упорами, станут ненужными мешающие уборке снега, да и проходу пешеходов бетонные «надолбы». Больших затрат не потребуется: стоимость свариваемых вручную из хорошего стального профиля ограждений газонов сопоставима с ценой решеток заводского серийного производства. Без откатов, разумеется. Впрочем, найдется немало желающих единожды заплатить разумную сумму, чтобы не заниматься ежевечерними поисками места для стоянки по соседним улицам и дворам.

Мораль «сих басен» банальна: до того, как что-то сделать, посмотри, как это делали и делают другие. Китайцы так целый автопром (и не только автопром) построили.

Впрочем, у идеи изучать чужой опыт есть своя коррупционная составляющая: на «познавательный туризм» для чиновников отпилено и пилится сегодня немало денег налогоплательщиков. Предлагаю читателям «перенаправить денежные потоки»: поездить по свету самим, посмотреть как «у них» уживаются люди и автомобили, по возможности сфотографировать увиденное и поделиться впечатлениями с другими. Например, прислав информацию в нашу редакцию (zabor@spn.ru или почтовые адреса московской и питерской редакций). Авторы самых интересных и полезных сообщений будут отмечены призами. А мы, в свою очередь, обобщив присланное, поделимся знаниями и с нашими читателями, и с теми должностными лицами, которым опыта явно не хватает.

Мнение старого ворчуна

Когда верстался этот номер, стало известно, что в Москве собираются установить аж тридцать тысяч столбов, препятствующих парковке на тротуарах. Не пущать проще, чем, извините, головой думать. В Париже, например, ночью оставлять машины частично или полностью на пешеходных дорожках не возбраняется. Главное, чтобы утром они уехали. В Манчестере довелось видеть «запрещающие» столбы с… гидравлическим приводом. В пешеходную зону имеют право въезда местные жители, специальные и социальные службы, подвозящий товары транспорт. Слишком расточительно городить отдельные «огороды» для пешеходов и машин, если использование территорий можно разнести во времени. Надо только следить, чтобы принятые компромиссы неуклонно соблюдались. Но для этого в стране должна существовать реальная, а не вертикальная власть: за буровыми вышками из Кремля наши дворы и тротуары не видны. Да и не царское это дело.

Примечательно, что даже не воеводское: единой службы, отвечающей за всю заасфальтированную территорию города (военные городки не в счет), в стране нет. И при нынешней системе решать наши проблемы просто некому.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное