Top.Mail.Ru

Ставка на локализацию: как кроссоверы Nissan испытывают и дорабатывают в России

Ставка на локализацию: как кроссоверы Nissan испытывают и дорабатывают в России

фото: Nissan / 07.12.2021
В 2011 году на территории завода «Ниссан Мануфэкчуринг Рус» в Санкт-Петербурге начал работу Nissan Technical Centre Europe Russia — Европейский технический центр компании Nissan. За это время в работе NTCE-R произошло много изменений. Да что там говорить о десятилетии — в Техническом центре, который в 2018 году обзавелся собственным офисом, я побывал в прошлом году, а во время моего нынешнего визита сотрудники подразделения показали и рассказали много нового и интересного.

Станислав Шустицкий

NTCE-R — это один из четырех инженерно-технических центров Nissan, расположенных в важных для компании с точки зрения рынков местах земного шара. «Одним из важных пунктов стратегии компании является локализация инжиниринга на ключевых рынках — только так продукт можно сделать уникальным и наиболее адаптированным под условия конкретного региона. До момента создания NTCE-R разработка автомобилей для России и Европы была схожей. Теперь возможность адаптации к российским дорожным и климатическим условиям стала значительно шире», — отметил во время нашей встречи директор Nissan Technical Centre Europe Russia Тревор Мортимер. И это философия Технического центра. А еще в ходе той встречи Тревор говорил, что одной из самых важных задач NTCE-R является поиск местных производителей комплектующих для поставки на конвейеры «Ниссан Мануфэкчуринг Рус». «Можно внести в конструкцию и комплектацию автомобиля много интересных и нужных изменений, но в этом случае далеко не всегда удастся сохранить привлекательную для клиента цену. Нам необходимо выдержать достаточно сложный баланс», — отмечал тогда Тревор Мортимер.

Ставка на локализацию: как кроссоверы Nissan испытывают и дорабатывают в России
Тысячи циклов открывания и закрытия должны пройти двери, капот и крышка багажника. Все это под контролем чувствительной аппаратуры.

Понятно, что чем выше уровень локализации, тем больше возможностей для маневра в ценовой политике. Но почему вопросом комплектующих должно заниматься столь элитарное подразделение, как Технический центр Nissan? Дело в том, что все компоненты, выбираемые для поставок на производство, проходят строгую ревизию в стенах NTCE-R. Стоит отметить, что уровень локализации комплектующих постоянно увеличивается, но куда интереснее то, что в работе российского офиса возрастает уровень локализации инжиниринга. Внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС на автомобилях Nissan и Infiniti, продающихся в России, система помощи водителю Nissan ProPilot и система взаимодействия с автомобилем с помощью смартфона Nissan Connect Services для моделей Qashqai и X-Trail… Это далеко не все, что за последнее время сделано в NTCE-R. Все это очень интересно, но куда интереснее поговорить о работе центра предметно, заглянув «за кулисы».

Просторное помещение, в котором стоит несколько автомобилей, в том числе и спрятанный под чехлом, который так и хочется приподнять. Нельзя — здесь почти секретный объект. В ряду машин черный Pathfinder с заклеенными логотипами. Мой «проводник в недалекое будущее», директор по проведению тестов и исследованию требований рынка, проектированию и разработке автомобилей Норман Сноудон, извиняется, что автомобиль, только что пришедший с дорожных испытаний, слегка пыльный. Но разрешает его осмотреть. Интересуюсь, можно ли выстроить цепочку приоритетов для Технического центра от идеи по запуску модели до вывода той самой модели на рынок? Разобраться в теории помогает ведущий инженер по испытаниям и потребительской оценке Андрей Стуков: «Все начинается с выставления цели для будущего автомобиля. Даже если этого автомобиля еще и в проекте не существует. Определяем сегмент потребительского рынка, обрисовываем портрет потребителя и его предпочтения, приоритеты… Затем, после оценки рынка, говорим — нужен автомобиль с такими характеристиками. И это уже основание для создания концепта. Далее в техническом задании должны быть учтены такие условия, как климатические зоны, температурная разница в которых может составлять от +40 °C в южных районах до –50 °C где-то в Якутии, специфику дорожных условий. Важно, чтобы будущий автомобиль имел устойчивый спрос на всех рынках, где мы присутствуем».

Ставка на локализацию: как кроссоверы Nissan испытывают и дорабатывают в России

В числе главных характеристик, которые оцениваются инженерами центра, Андрей отметил динамику автомобиля, управляемость, комфорт подвески, удобство салона, вместимость багажника и шумо/виброизоляцию. Разумеется, здесь же и весь зимний пакет, который соответствует нашим климатическим условиям. То есть все то, на что мы в первую очередь обращаем внимание при посещении автосалона или в ходе тест-драйва. Иными словами, учитывается все до мелочей! Именно для этого, помимо «лабораторных работ», проводится огромное число дорожных испытаний, о специфике которых чуть ниже рассказал в интервью Норман Сноудон.

Ставка на локализацию: как кроссоверы Nissan испытывают и дорабатывают в России
В климатической камере можно работать и с отдельными деталями, и с автомобилем в целом.

Если вернуться к теме локализации комплектующих, то я вспомнил, как Андрей Стуков рассказывал о работе над подвеской предыдущей версии Nissan Qashqai и о том, что пришлось повозиться с выбором шин, которые самым непосредственным образом влияют на работу подвески. Значит, и при выборе шин решающим оказывается мнение представителей NTCE-R? «Более того, — поясняет Андрей. — Понятно, что одна и та же марка и модель шин, та, которая идет на конвейер, и та, которая предлагается в магазинах, могут конструктивно отличаться. В первом случае задачу шинникам ставит автопроизводитель. То же самое происходит у нас. Мы выбираем наиболее подходящие для нашей версии автомобиля шины, проводим необходимые работы по подвеске, а затем можем поставить перед поставщиком шин задачу по доработке конструкции или внесению изменений в формулу резиновой смеси. А затем снова весь спектр испытаний, причем комплексных — проверяются калибровки систем двигателя и трансмиссии, настройки подвески и так далее».

Ставка на локализацию: как кроссоверы Nissan испытывают и дорабатывают в России
Многократные подъемы и опускания стекла проводятся как в обычных условиях, так и в грязевой ванне.
Ставка на локализацию: как кроссоверы Nissan испытывают и дорабатывают в России

Важной частью работы NTCE-R являются не только тесты и доработка предсерийных образцов автомобилей, но и выборочная проверка образцов, находящихся в производстве, — автором этого проекта как раз и стал Норман Сноудон. Спектр таких статических испытаний очень широк. Например, осмотр в помещении со светом, имитирующим солнечный, где от внимания проверяющих не ускользнет ни один дефект цеха покраски. Также происходит сравнение с конкурентами, проводится проверка на соответствие стандартам качества Nissan, в том числе даже тест на тактильное ощущение материалов.

Ставка на локализацию: как кроссоверы Nissan испытывают и дорабатывают в России
Одна из последних разработок Технического центра — система взаимодействия с автомобилем с помощью смартфона NissanConnect Services.

Наша беседа с Норманом и Андреем сопровождается ритмичными хлопками — это робот непрерывно открывает и закрывает двери, капот и крышку багажника автомобиля. Только двери проходят проверку в 1000 циклов! А если учесть, что работа на стенде периодически останавливается для проверки зазоров и состояния уплотнителей, то полный цикл такого теста может составлять от 10 до 14 дней. Еще один стенд: здесь проводятся испытания на износ при поднятии и опускании стекла в проеме двери. Проверяются не только само стекло и механизм, но и уплотнители. Причем проверка проходит не просто в комфортных условиях сухого и теплого бокса — на стекло в виде спрея распыляется специальная «тарированная» грязь. А вот и гордость NTCE-R — климатическая камера, которая позволяет подвергнуть автомобиль настоящему температурному шоку, так как за достаточно короткое время может изменить температуру от +100 до –50 °C. Все необходимые замеры делаются до помещения автомобиля в камеру, а после этой экзекуции проводятся проверки на предмет появления возможных деформаций.

Ставка на локализацию: как кроссоверы Nissan испытывают и дорабатывают в России

И Андрей, и Норман готовы продолжить рассказ о работе Nissan Technical Centre Europe Russia, но при этом все чаще посматривают на часы. Так что, похоже, и мне пора честь знать. Но при этом Норман Сноудон отмечает, что всегда готов к моему визиту в Технический центр. Тем более что каждый раз здесь происходит что-то новое. Гарантией тому слова Нормана: «Если в 2019 году мы проводили порядка 18 % тестов по оценке потребительских свойств, то в 2022 году хотим выйти на показатель в 92 %». Остается совсем немного подождать.

Ставка на локализацию: как кроссоверы Nissan испытывают и дорабатывают в России

Директор по проведению тестов и исследованию требований рынка,
проектированию и разработке автомобилей Норман Сноудон

— Как, с позиции вашего департамента, менялись приоритеты в работе NTCE-R?

— Если коротко, то изначально основной задачей Технического центра было решение вопроса по локализации деталей для конвейера завода, а сегодня мы локализуем инженерные испытания автомобилей. Причем не только тех автомобилей, которые производятся и будут производиться на «Ниссан Мануфэкчуринг Рус», но и тех, которые будут ввозиться в Российскую Федерацию. Примером последних могут служить обновленные Nissan Qashqai, Nissan Pathfinder и новые модели Infiniti. Если говорить о персональных задачах руководства, то это проведение 90 % испытаний автомобилей, как базовых, так и предназначенных для полной проверки сообразно условиям их эксплуатации на рынке. Так, совсем недавно мы презентовали новую систему ProPilot для автомобилей Nissan Qashqai и Nissan X-Trail, и испытания проходили в рамках автопробега Москва — Владивосток протяженностью 12 000 км. Таким образом, мы смогли всесторонне проверить систему в реальных условиях. Кроме того, мы запустили систему NissanConnect Services, позволяющую управлять функциями автомобиля с телефона, для чего провели все необходимые инженерные испытания и проверки. В результате мы уверены в полной работоспособности этой системы.

— В прошлом году я беседовал с руководителем NTCE-R Тревором Мортимером, который, обрисовав круг задач Технического центра, отметил, что со стороны английской штаб-квартиры вполне вероятно расширение полномочий. Это именно то, о чем вы сейчас говорите?

— Совершенно верно. Ставки стали куда выше, и это потребовало изменения технической базы. В 2018 году, когда мы переехали в это здание, в нашем распоряжении было лишь несколько подъемников и мойка высокого давления. Сейчас цех оборудован всем необходимым для целого комплекса испытаний.

— Большую часть работы вашего отдела составляют дорожные испытания. Где они проводятся и изменилось ли за время существования Технического центра что-либо в этом направлении?

— Перемен много. Отдел испытаний был основан в 2005 году в Москве, и команда состояла всего из нескольких человек. В Россию я приехал в 2007‑м — в программе были исключительно испытания пробегами, а основные проверки были связаны с износостойкостью. Дело в том, что, с учетом специфики российских дорог, такие испытания за границей мы не могли провести. Сегодня мы используем несколько дорожных зон с определенными маршрутами. Это и трассы Дмитровского полигона, и южный маршрут в Краснодарском крае, и горные дороги на Северном Кавказе. Есть и другие площадки: например, скоростные испытания мы проводим на треке АВТОВАЗа, а тесты на уровень эмиссии — в НАМИ. Наша философия — это максимальное удовлетворение пожеланий клиента, предоставление ему автомобиля, который идеально подходит под условия эксплуатации. С учетом современной специфики российского рынка. При всем при том автомобиль, который мы предлагаем, и по качеству материалов, и по надежности должен полностью соответствовать высочайшим стандартам Nissan. Мы, работая в Техническом центре, находимся на передовой.

— Бывало ли так, что какие-то идеи, рожденные в NTCE-R, заинтересовали штаб-квартиру в плане глобального применения?

— Хороший вопрос. Нашей первоочередной задачей является подготовка автомобилей для России, но если у нас появятся предложения, которые можно расширить и на Европу, мы это обязательно обсудим с нашей штаб-квартирой в английском Крэнфилде. Тем не менее могу привести пример подобной коллаборации. Для нас самым важным фактором в подготовке автомобиля для российского клиента является комфорт подвески. В цикле испытаний мы имеем уникальный тип дороги, который мы определили как «дачная дорога». Вы понимаете, о чем речь. Так вот в Японии для испытаний была создана копия такой, обычной для России, дороги. Таким образом, мы создали для Nissan новый стандарт в испытаниях. Еще пример. Одной из главных функций нашей системы NissanConnect Services является возможность удаленного запуска двигателя, что весьма важно в определенных климатических условиях. В Европе использование этого функционала невозможно на законодательном уровне — там просто нельзя прогревать двигатель. Но сейчас в штаб-квартире изучают возможности внедрения этой системы и в Европе.

— Насколько серьезной должна быть адаптация автомобиля для его успеха на российском рынке?

— Достаточно существенной. Например, для Nissan Qashqai, в отличие от европейской версии, была предложена совершенно новая платформа — по сути, это базовая платформа Nissan X-Trail. Такая платформа обеспечивает лучшие показатели по комфорту подвески. Второй момент касается шумо- и виброизоляции. За основу мы взяли дизельную версию Nissan Qashqai — самую шумо- и вибронагруженную. Для снижения шума, издаваемого ударами камней и брызгами воды, мы оборудовали автомобиль пластиковыми щетками. Поработали и над шумоизоляцией в районе колесных арок, так как в России популярны шипованные шины, которые в среднем используются около полугода. И это далеко не все примеры.

— Если автомобиль будет производиться на «Ниссан Мануфэкчуринг Рус», то, вероятно, внедрять предложения NTCE-R будет не так сложно. А как быть с адаптацией, к примеру, Nissan Pathfinder, автомобиля, который в России производиться не будет?

— Основной этап разработок и испытаний Nissan Pathfinder проводился в техническом центре Nissan в США. Но он, разумеется, был подвергнут изменениям и адаптации сообразно российским условиям. Например, был увеличен дорожный просвет, изменения произведены и в подвеске. Система ProPilot также была адаптирована для эксплуатации на российском рынке. То есть автомобиль был доработан настолько полно, насколько это было возможно в условиях проекта. И это будет спецификация, ориентированная исключительно на наш рынок.

Редакция рекомендует:





(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. Сергей:

    Лучшие бы климат контроль проверили в машинах холодно

Статьи по теме
Популярное