Станислав Шустицкий
Сразу оговорюсь, что при ресурсном испытании экологической шины Nokian Hakka Green методы инструментального контроля не использовались. Какой смысл оперировать цифрами, если нет эталонного образца или продукции конкурентов? И еще. Впечатление от шины я оценивал не на специальном автодроме, а в условиях обычного дорожного движения
В моей жизни был период, когда я профессионально занимался фотографией. В то время еще не было мини-лабораторий, и весь процесс создания фотографических шедевров производился вручную. Бачок для обработки пленок, проявитель, фиксаж, увеличитель… И тогда самым популярным вопросом фотографов-любителей был: «Каким проявителем работают профессионалы?» Ответы разнообразием не отличались. Если бы существовал один чудо-проявитель, то для чего тогда пишутся пухлые фоторецептурные справочники? Сегодня подобные вопросы касаются шин. И ответы специалистов вряд ли будут отличаться оригинальностью: идеальной шины не существует. А посему для среднестатистического пользователя важно соотношение баланса характеристик и стоимости. И, разумеется, доверие к марке.
Экологическая шина Nokian Hakka Green
© Фото: 5 колесо
Сразу после появления шины Hakka Green на российском рынке интернет-форумы взорвались хвалебными отзывами о стойкости новинки концерна Nokian к аквапланированию. Некоторые из них, подобные тому, что «в повороты по дождю влетаю, не сбрасывая скорость», даже настораживали. Тем не менее на мокрой дороге шина работает действительно отменно. И самое важное, с Hakka Green очень хорошо чувствуется предел сцепления шины с дорогой. Более того, реакции очень четкие, без сюрпризов, даже при съезде на скорости в 110 км/ч с ровной поверхности мокрого асфальта в колею глубиной сантиметра 3–4, заполненную водой. Такому поведению шины способствует, в первую очередь, дизайн протектора. На внутренней и внешней плечевых зонах нарезаны канавки с полированными стенками. Их конструкция такова, что при деформации шины они работают по принципу диффузора, способствуя быстрому удалению воды из пятна контакта. И это действительно работает! Дизайн протектора — это то, что мы видим невооруженным глазом. Но есть и процессы, происходящие на молекулярном уровне. К примеру, в компаунде шины применена новая силика, созданная на основе хвойного масла, и протекторный слой сохраняет эластичность даже при низких температурах. Что опять же важно для сопротивления шины аквапланированию.
Экологическая шина Nokian Hakka Green
© Фото: 5 колесо
Что касается поведения шин на сухом асфальте, то я подходил к этой оценке несколько предвзято: в одном из материалов о сравнительном тесте, где присутствовала и Hakka Green, я читал о ее «размазанных» характеристиках. Не берусь спорить с автором той статьи, «познававшим продукт в сравнении», но при субъективной оценке Hakka Green я остался доволен. Во всяком случае, ни к курсовой устойчивости, ни к сцеплению шины с дорогой в поворотах претензий нет. Опять же никого «спорта», обычные дороги, разрешенный ПДД темп движения. При этом знакомство с Hakka Green началось с забавного эпизода. Ресурсные испытания я проводил на автомобиле Chevrolet Lanos, «обутом» при первичной комплектации в отечественные шины. И первой же претензией к автомобилю была неадекватная работа гидроусилителя руля. С увеличением скорости руль становился «ватным», а езда в режиме 130–140 км/ч уже требовала достаточного напряжения. Все изменилось после установки Hakka Green. Оказывается, дело было не в настройках гидроусилителя, а в обратной реакции рулевого управления на работу шин.
Экологическая шина Nokian Hakka Green
© Фото: 5 колесо
Не менее важный показатель — комфорт. По уровню шума и способности «глотать» неровности асфальта претензий к Nokian Hakka Green нет никаких. И еще. Один из главных показателей, улучшением которого постоянно занимаются разработчики Nokian, — снижение сопротивления качению шины. В конструкции Hakka Green инженеры применили следующее решение: боковины продольных канавок имеют лунки, похожие на те, что есть на поверхности мяча для гольфа. Аналогично тому, как благодаря этим лункам, мяч приобретает оптимальные условия при движении в воздушной среде, у шины с улучшенными аэродинамическими показателями снижается сопротивление качению. Кстати, специалисты Nokian подсчитали, что при снижении сопротивления качению на 15% (что и было сделано на модели Hakka Green, по сравнению с предшественницами) эффективность экономии топлива достигает 3%.
Экологическая шина Nokian Hakka Green
© Фото: 5 колесо
Соответственно, снижается объем выброса выхлопных газов, что положительно влияет на экологию. Не стоит забывать, что Hakka Green — это экошина. И последнее — стоимость, параметр, который каждый для себя выбирает сам. Размерность шины, которая использовалась на тесте — 185/60R14 с индексом скорости H (Hakka Green является первой летней шиной Nokian Tyres, имеющей одинаковый рисунок протектора для моделей с индексами скорости T, H и V). Цена, которую на данную модель рекомендует российское представительство Nokian Tyres, составляет 3140 рублей.
Экологическая шина Nokian Hakka Green
© Фото: 5 колесо
Экологическая шина Nokian Hakka Green
© Фото: 5 колесо