Top.Mail.Ru

NavStream. Машиновожатый

NavStream. Машиновожатый

03.05.2002
Подражание Мартину Лютеру Кингу: «Я представляю себе идеального штурмана, который определит, где я нахожусь, укажет дорогу и доведет до цели. Представляю его в своих руках, в машине, в кармане пиджака…». Если бы великий проповедник произнес такие слова, не исключено, что они были бы адресованы новой системе навигации NavStream.

Артем Шургальский

Подражание Мартину Лютеру Кингу: «Я представляю себе идеального штурмана, который определит, где я нахожусь, укажет дорогу и доведет до цели. Представляю его в своих руках, в машине, в кармане пиджака…». Если бы великий проповедник произнес такие слова, не исключено, что они были бы адресованы новой системе навигации NavStream.

Есть такая болезнь — «топографический кретинизм», неспособность определить свое место в пространстве и понять, в какую сторону необходимо двигаться. Случается это и в лесу, и в мегаполисе. В большинстве цивилизованных стран действуют локальные или глобальные системы навигации, предназначенные автолюбителям. Автопроизводители, в свою очередь, уже давно прямо на конвейере устанавливают эти устройства на машины.

Механические прототипы таких систем появились в США в 1910 году, когда автомобили начали продаваться в больших количествах, а дороги еще не были размечены. Например, в навигационной системе Chadwick Road Guide использовался вращающийся металлический диск с отверстиями, которые отмечали перекрестки на маршруте. К дорожкам на диске пружинами прижимались специальные молоточки. При попадании молоточка в отверстие устройство издавало звонок, и рычажок с кодированным символом указывал водителю, какое действие необходимо выполнить.

Вспомнили об автомобильной навигации только в 60-х. А в 1987 году Toyota начала опциональную установку «навигатора» на свои машины.

Министерство обороны США оказало огромное влияние на развитие систем навигации, запустив программу Navstar. По этой программе с 1980 по 1990 годы на околоземную орбиту было выведено 18 основных и 3 запасных спутника. Систему назвали GPS (Global Positioning System). В названии указано ее предназначение: поставлять информацию об абсолютных координатах различным объектам — автомобилям, кораблям, самолетам, ракетам, воинским подразделениям.

Время от времени спутники посылают на Землю сигналы с данными о системном времени и параметрах орбиты. Находящийся на Земле GPS-приемник должен быть в зоне видимости минимум трех спутников. Тогда он сможет, проанализировав полученную информацию, выдать координаты объекта. Остается только подложить электронную карту местности, и можно будет видеть себя на ней.

Главное достоинство системы навигации на основе GPS — пассивный принцип ее работы: информация о координатах объекта доступна только ему самому.

Автомобильных навигационных систем, использующих технологию GPS, великое множество. Но в России они не работают, хотя наша страна, по выражению одного писателя, «убита своими размерами». Вот и ездят солидные люди, заплатившие несколько десятков тысяч долларов за машину, с унылой надписью на дисплее: «Вставьте навигационный диск».

На августовском автосалоне в Москве фирма NavStream представила одну из первых реально работающих в России навигационных систем. Это стало возможным благодаря появлению полноценной векторной карты столицы. Принцип работы системы не является ноу-хау — в США такую ставят на автомобили, сдаваемые в аренду.

Основная составляющая NavStream — карманный компьютер Casio Cassiopeia E115. Он мал (легко можно забрать с собой, покидая автомобиль), но имеет достаточно большой, высококонтрастный жидкокристаллический дисплей. Процессор Pentium 133 (32 Мб памяти с возможностью ее увеличения) позволяет пользоваться приложениями MS Office, Word и Excel, а также читать книги, использовать его как записную книжку и т.п. Правда, векторная карта Москвы со всеми голосовыми метками занимает около двух третей памяти.

Карт два вида — матричные и векторные. Первые состоят из точек (пикселей), каждой из которых соответствует свое значение декартовых координат X-Y. Матричные карты требуют много места в памяти компьютера и неудобны для математических операций.

В векторном формате дороги и улицы представляются прямыми, разбитыми на отрезки, а пересечения — узлами. Узлы идентифицируются координатами — долготой и широтой. Если улица не прямая, в точке излома также помещается узел. Векторная карта значительно «легче» и удобнее. Кроме того, она открывает массу дополнительных возможностей.

Именно такую карту использует NavStream. Пока прописаны дома и улицы в пределах МКАД, но в скором времени «распишут» Подмосковье, Петербург и другие города.

Следующий элемент системы — GPS-приемник, подключаемый к компьютеру. На вид это маленькая коробочка, которую можно установить в салоне или на крыше — на магнит или стационарно (тогда сигналы будет принимать специальная антенна, неотличимая внешне от обычной магнитольной). Остальное — соединительные провода и кронштейн для крепления компьютера на торпедо. Питание — от батареек, бортовой сети или прикуривателя.

Система отслеживает местонахождение автомобиля на фоне карты города. Для удобства ее масштаб имеет семь вариантов — от самого общего (1:200000) до самого подробного (1:3000). Карта может быть сориентирована по вектору движения машины или, аналогично печатным атласам, на Север. Индикатор на экране постоянно показывает количество спутников, в зоне видимости которых находится приемник.

В пути можно попросить синтезатор с приятным женским голосом называть все проезжаемые улицы и площади. Ту же услугу компьютер окажет, если вы коснетесь соответствующей части карты на сенсорном мониторе.

Одна из самых приятных функций — формирование оптимального маршрута с учетом дорожной ситуации. Он прокладывается как между двумя точками («старт» и «финиш»), так и несколькими («точки заезда»). Предусмотрено редактирование маршрута в ходе следования по нему.

Конечный пункт задается прикосновением к выбранной точке на экране. Можно также написать название нужной улицы в нижней части экрана. Компьютер поймет, что вы хотите, и начнет думать, как вас быстрее туда доставить. Система запоминает дорогу, и в дальнейшем можно просто указывать — «на работу» или «в баню».

Вам приходилось ездить за рулем по незнакомому городу с человеком, который знает эти места как свои пять пальцев? Значит, вы можете представить, что такое штурманское сопровождение. Вы спокойно едете, а в нужный момент тот же женский голос предупреждает: «поворот направо на улицу такую-то». «Нужный момент» регулируется в меню и может составлять 200, 100 или 50 метров от поворота. Система способна «вещать» через встроенный в компьютер динамик, через наушники или бортовую аудиосистему.

Если вы умудритесь «проспать» поворот, несмотря на настойчивые предупреждения, «навигатор» предложит вернуться на маршрут. Если водитель это игнорирует, прокладывается новый маршрут.

Господ, которых обычно величают на три буквы — VIP — и которые, как правило, ездят с водителем, наверняка заинтересует следующая функция. Отпущенный на волю шофер дорогой машины может заняться тем, о чем хозяин не раз говорил «никогда не...». Отныне у хозяина есть возможность просмотреть на компьютере маршрут передвижения, скорость, все остановки автомобиля и т.д.

Теперь о ближайшей перспективе. И для начала — о проблемах. К сожалению, сейчас при прокладке маршрута система не учитывает дорожных работ, изменений, связанных со строительством новых и переименованием старых улиц. О своевременном предоставлении подобной информации разработчики ведут упорные переговоры с соответствующими органами.

Изменения необходимо каким-то образом вносить. Самый доступный способ — Интернет, с помощью которого пользователь будет получать по электронной почте сообщения о появлении новой версии карты, заходить на соответствующий сайт и скачивать файл.

Еще один перспективный момент — базы данных дополнительных объектов (АЗС, автомагазины, сервис, рестораны, гостиницы и т.д.). Вся информация «весит» слишком много, поэтому пользователю предложат тематические подборки.

Да, штука получилась очень приятная — универсальный компьютер, хорошая программа, удобная карта. NavStream на сегодня — самый доступный, а главное, действующий образец системы навигации в России, на основе которого можно эксплуатировать сеть GPS в разных регионах. Как говорится, только бы карта пошла.

(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное