От сложного к простому пошли конструкторы Continental AG при обновлении линейки летних шин. Впрочем, их понимание простого примитивным не назовешь
Станислав Шустицкий
От сложного к простому пошли конструкторы Continental AG при обновлении линейки летних шин. Впрочем, их понимание простого примитивным не назовешь
Новинки из Ганновера
Весь прошлый год немецкий концерн демонстрировал журналистам и широкой публике новую сверхскоростную шину ContiSportContact 5P. «Р» в маркировке означало Performance, т. е. исключительные ездовые качества. Убрать Р из названия (сохранив Sport) обещали в скором будущем. И вот оно настало. Шину ContiSportContact 5 представили в компании с другой новинкой — экологичной и экономичной (эко, одним словом) ContiEcoContact 5.
Со спортивными повадками
ContiSportContact 5 «простушкой», несмотря на отсутствие Р в названии, не назовешь. Предназначается она прежде всего для спортивных автомобилей (пусть не суперкаров) и мощных кроссоверов со спортивными задатками.
Разумеется, свою предшественницу она превосходит по всем показателям. Особое внимание было уделено сокращению тормозного пути при любом состоянии дорожного покрытия. Не обошлось и без «эко». Инновационная резиновая смесь не только улучшила тормозные характеристики, но и позволила на 12% снизить сопротивление качению и, соответственно, уменьшить потребление топлива. При этом ходимость шины выросла на 13%.
Шина ContiSportContact 5
© Фото: Continental AG
Шина ContiEcoContact 5
© Фото: Continental AG
Смесь, названная Black Chili (черный перец чили) адаптируется к частоте колебания шины. Перечное название не имеет никакого отношения к пряностям и просто подчеркивает, что на таких шинах можно «жечь»: при улучшенных параметрах управляемости они придают вождению любимый многими спортивный характер.
С «черным чили» наши читатели уже успели познакомиться при презентации ContiSportContact 5Р. Напомним, новый состав смеси позволяет шине приспосабливаться к дороге, используя уровень колебаний во время движения и торможения. При движении по асфальту со скоростью 100 км/ч частота собственных колебаний шины составляет 13,8 Гц. Низкочастотное возбуждение активирует полимеры с длинными химическими цепочками. Через них происходит отвод тепла в окружающую среду. Меньший нагрев протектора — меньшее сопротивление качению, читай расход топлива и выбросы. А ходимость шины, наоборот, увеличивается.
При торможении со скорости 100 км/ч с АБС с относительным проскальзыванием 10% частота колебаний шины возрастает в 200 раз, достигая 2770 Гц. В этом режиме включаются в работу полимеры с короткими цепочками, также входящие в состав смеси. На сей раз колебания преобразуются в тепло, улучшающее сцепление резины с дорожной поверхностью. Результат — сокращение тормозного пути на мокрой дороге на 9%.
Поработали конструкторы и над самим рисунком протектора. При поворотах наибольшая нагрузка приходится на внешнее плечо. Крупные прочные макроблоки в этой зоне обеспечивают максимальное возможное увеличение пятна контакта, т.е. улучшают управляемость и курсовую устойчивость. Допустимая скорость прохождения поворотов существенно возрастает.
Новая шина уже поступила в продажу. Для колес диаметрами 17 и 18 дюймов для легковых автомобилей предлагаются шины с высотой профиля 50–35%, а для кроссоверов (18, 19 и 20 дюймов) — 55–45%. Все шины рассчитаны на движение со скоростью до 300 км/ч.
В общей сложности доступны 22 типоразмера — от 205/50R17 V/WXL до 255/35R18 Y XL и 275/45R20 Y XL.
Простое — самое сложное
Завод Continental AG
© Фото: Continental AG
Принято считать, что создание скоростных шин — самая сложная задача для конструкторов. Последняя презентация Continental AG наглядно показывает, что разработка экошины требует порой куда больших трудозатрат и напряжения творческих сил.
Если сверхскоростное изделие допускает и сверхрасходы (владелец суперкара на шины не поскупится), то приверженец бережного отношения к природе деньги обычно считает, хоть и готов платить за собственную безопасность, комфорт и удовольствие. Чтобы получить новую сверхскоростную шину, конструкторам Continental AG потребовалось лишь изменить рисунок протектора и разработать новый состав смеси. Нисколько не умаляем их достижений: вполне возможно, что «черный чили» совершит революцию в отрасли. Но работая над «простой» экошиной, потрудиться пришлось куда больше.
Судите сами. Для того чтобы совместить эффективное торможение на сухой и мокрой дороге с низким сопротивлением качению, Continental подверг «ревизии» все компоненты шины — резиновую смесь и рисунок протектора, конструкцию каркаса и профиль. Комплекс мер позволил снизить сопротивление качению на 20% и расход топлива на 3% при увеличении ходимости на 12%.
Сопротивление качению обусловлено в основном деформацией шины. Уменьшая последнюю, можно серьезно ухудшить характеристики, непосредственно влияющие на безопасность. Примером тому может послужить езда на сильно перекачанных шинах. Машина катится необычайно легко, накат на нейтрали значительно увеличивается. Но сорвать автомобиль в занос становится возможным небольшим неаккуратным движением руля. А о комфорте можно и вовсе забыть. Обо всех подобных взаимосвязях конструкторы знают, что, впрочем, не делает их работу легче.
Изначально ставилась задача снизить сопротивление качению минимум на 6%. Поработали над конструкцией боковины и борта (кольца, фиксирующего шину на ободе). Был разработан особый наполнительный шнур из более твердой резиновой смеси. Ставшая более жесткой боковина меньше деформируется. Новая резиновая смесь позволила сделать более тонкой и легкой. Дальше последовала подгонка компонентов друг к другу. Следствие — улучшенная управляемость при одновременном повышении пружинящих свойств боковины.
Другое техническое противоречие — между сопротивлением качению и сцеплением на мокрой дороге — устраняли с помощью состава резиновой смеси протектора.
Полимерные цепи, связывающие силикаты, ограничили внутренние деформации в теле протектора и улучшили сцепление на мокром покрытии. Сопротивление качению снизилось еще на 5%.
Более плоский профиль шины и оптимизированная глубина протектора уменьшили подвижность слоев брекера, сократив продольное и поперечное скольжение. Результатом стали 3% снижения сопротивления качению и 12% роста ходимости. На заявленные главными характеристики влияет и рисунок протектора. В пятне контакта также важно уменьшить внутренние деформации резины. Подобно зимним шинам сайпы сделали очень тонкими. Кромки ламелей на манер щеток стеклоочистителей разбивают водяную пленку — тормозной путь укорачивается. Малая ширина сайпов и точность изготовления ламелей дают четкое взаимное зацепление последних, обеспечивающее их соединение в единые блоки, не подверженные значительной деформации. Нет деформации — нет потерь. А сохраняющие устойчивость края блоков обеспечивают эффективность торможения.
Заметим, что процесс разработки новой экошины мы пересказали «скороговоркой», оставив за рамками повествования множество других, может быть, не столь значимых технических проблем и их решений. Ведь дорабатывалась даже аэродинамика готовой, в принципе, шины.
Экошина не стала «простенькой»: большинство ее образцов допускают движение со скоростью до 300 км/ч. Всего предлагается 15 типоразмеров: от 165/76R14 T до 225/55R16 Y XL и 195/50R15 V.
Шина ContiSportContact 5
© Фото: 5 колесо