Загадочное Euro 2 научило наших продавцов предлагать клиентам, а слесарей — устанавливать нехитрое устройство по имени лямбда-зонд, или кислородный датчик
Владимир Заборщиков
Загадочное Euro 2 научило наших продавцов предлагать клиентам, а слесарей — устанавливать нехитрое устройство по имени лямбда-зонд, или кислородный датчик. Компания NGK, ведущий мировой производитель кислородных датчиков и свечей зажигания и накаливания, предупреждает: продажи зондов в ближайшее время удвоятся.
Соответствие нормам Euro 2, действующим у нас с 2006 года, достигалось благодаря каталитическому нейтрализатору с лямбда-регулированием, то есть с регулированием состава горючей смеси по количеству кислорода в отработавших газах. Перед катализатором устанавливался «шпион» — кислородный датчик (лямбда-зонд), который передавал на электронный блок управления двигателем информацию о количестве остаточного кислорода. Этот параметр позволяет судить о том, насколько правильно соотношение воздуха и топлива в рабочей смеси. Идеальной считается так называемая стехнометрическая смесь: 14,7 кг воздуха на 1 кг топлива. Но сам рабочий процесс двигателя далек от идеала, пропорции смеси изменяются под воздействием множества факторов (температуры, нагрузки, высоты над уровнем моря и т.д.). Раз и навсегда задать точное соотношение не удастся. Это пытались сделать в знакомом всем карбюраторе, но отклонения в осуществляемой жиклерами (и дополнительными устройствами) дозировке не позволили карбюраторным двигателям уложиться во все ужесточающиеся экологические стандарты. Электронное управление на карбюраторах внедрялось, но не прижилось. Зато к впрыску приложилось в самый раз. И лямбда-зонд хорошо вписался в общую схему.
Но время идет, и даже у нас нормы Euro 3 станут обязательными уже в будущем году. Одного «шпиона» уже мало, пришлось вводить второй, «диагностический» датчик за катализатором. Он оценивает не только работу двигателя, но и эффективность нейтрализации вредных составляющих отработавших газов.
Кислородные датчики. Правильный монтаж
© Фото: NGK
Правы представители NGK: датчиков становится вдвое больше, спрос на них возрастет. Как и любая другая деталь, кислородные датчики постепенно изнашиваются. Со временем их реакция на изменение состава выхлопа замедляется. При задержке сигнала блок управления «готовит» переобогащенную смесь. Система сама поддерживает необходимый уровень мощности и защищает детали двигателя от перегрева. Но за такую перестраховку приходится расплачиваться топливом. Его расход возрастает в среднем на 15%. В больших городах эту цифру порой справедливо умножить на два. Об увеличении токсичности выхлопа можно судить по факту, что выбросы окиси углерода (угарного газа) увеличиваются в восемь (!) раз.
NGK советует: проверяйте кислородные датчики через каждые 30 000 км пробега или при каждом контроле токсичности отработавших газов. Неровная работа двигателя, возросший расход топлива, изменение значения предельно допустимых оборотов — основные признаки неисправности лямбда-зонда. Восстанавливать работоспособность датчика сложно, хлопотно и далеко не всегда возможно. Разумнее заменить неисправный прибор новым. Проверяют работоспособность датчика на диагностическом стенде, осциллографе или с помощью тестера с минимальными пределами измерения напряжения.
Многие неисправности определяются по внешнему виду проводов, а в снятом состоянии — защитной трубки датчика. Повреждения проводов и контактов, ослабление уплотнительного кольца, надломы и чрезмерные отложения на защитной трубке — поводы заменить датчик.
Кислородные датчики. Тестер Gutmann
© Фото: NGK
Отложения, кстати, говорят о наличии свинца или присадок в топливе. Стоит подумать о смене топливного оператора. Предлагаемый NGK Spark Plug Europe GmbH ассортимент включает в себя три типа готовых к монтажу, соответствующих требованиям производителей двигателей к оригинальным комплектующим кислородных датчиков: цирконий-оксидные, титановые и широкополосные. Они полностью соответствуют оригинальным, в том числе по длине проводов, штекерам и электрическим параметрам.
При нагреве свыше 300 °С керамический элемент цирконий-оксидного датчика начинает пропускать ионы кислорода. По достижении датчиком рабочей температуры ионы кислорода из окружающего воздуха (где концентрация кислорода составляет в среднем 20,8%) сближаются с ионами кислорода в выхлопных газах. Концентрация последних значительно ниже. На рабочем элементе датчика возникает электрическое напряжение, варьирующееся от 0,1 (бедная смесь, 2% остаточного кислорода) до 0,9 В (богатая смесь, О2 меньше 2%). Передаваемый на блок управления сигнал изменяется в указанных пределах.
Кислородные датчики. Примеры повреждений
© Фото: NGK
Титановый датчик не создает напряжение. Его рабочий параметр — электрическое сопротивление, зависящее от концентрации остаточного кислорода. При приложении напряжения от внешнего источника (бортовой сети автомобиля) определяется падение напряжения — производная от сопротивления. «Забортный» воздух титановому датчику не требуется, что делает его значительно более долговечным.
Широкополосные датчики применяются в двигателях с прямым впрыском и двигателях при малых нагрузках работающих (для экономии топлива) на обедненных смесях. Используют их и в дизелях. Достоинство широкополосных датчиков — возможность точного определения содержания остаточного кислорода при различном составе рабочей смеси.
Особняком стоят универсальные датчики. Их отличие не в принципе действия, а в исполнении: всего 5 типов универсальных датчиков покрывают потребности большинства современных двигателей. По тем или иным причинам приобретение оригинальных или аналогичных им датчиков далеко не всегда бывает возможным и целесообразным. По сути, универсальный датчик — это измерительный элемент, соответствующий требуемому лямбда-зонду по рабочим параметрам и монтажным размерам, но требующий самостоятельной подгонки проводов и электрических контактов. При его использовании соединительный штекер остается старым.
При монтаже любого датчика необходимо следить за плотностью его посадки. Резьбовое соединение затягивается накидным гаечным ключом (а не рожковым, трубчатым или головкой). Недопустимы удары, повреждения, перекручивание и сплющивание проводов. Резьба датчиков NGK не требует дополнительной смазки, термостойкий состав наносится на заводе.
Кислородные датчики. Лямбда зонд
© Фото: NGK