Top.Mail.Ru
HID-Lamp. В светлый путь

HID-Lamp. В светлый путь

20.08.2001
Статистика гласит: не менее шестидесяти процентов дорожно-транспортных происшествий случается по причине плохого головного освещения автомобиля

Артем Шургальский

Статистика гласит: не менее шестидесяти процентов дорожно-транспортных происшествий случается по причине плохого головного освещения автомобиля. Борьба с этим ведется различными средствами — устанавливаются более мощные лампы (в том числе галогеновые), дополнительные фары и, наконец, «тяжелая артиллерия» — ксенон.

HID-Lamp. В светлый путь

Свет фар

© Фото:

Ксеноновая лампа (HID-Lamp) представляет собой колбу, содержащую смесь инертных газов (в том числе ксенон). Надежность такой конструкции существенно выше, чем у обычных лампочек, поскольку в ней отсутствует самый слабый элемент — нить накаливания. Вместо этого в среде инертных газов между двумя электродами возникает электрическая дуга.

Долгое время единственной проблемой, препятствующей установке HID-Lamp на легковые автомобили, оставалась необходимость генерировать для розжига дуги высоковольтные импульсы напряжения (до 25000 В). Несколько фирм решили эту задачу, разработав так называемый «балласт» — специальный блок, отвечающий за поджиг и поддержание горения ксеноновой лампы. С помощью оборудования Hella, Bosch, Valeo и т.д. ксеноновым светом оснащается большинство автомобилей представительского класса.

Многие тюнинговые фирмы, взяв на вооружение эти технологии, предлагают установку ксенона на любые модели автомобилей. Однако здесь возникает проблема унификации. Дело в том, что в мире существует великое множество вариантов ламп головного света. Фирменные комплекты покрывают лишь часть этого спектра. Например, Hella предлагает только полный комплект, содержащий фару, и для моделей числом не более десятка. В свою очередь, в Корее производят лампы любых типов, но, чтобы «подружить» эту лампу с фирменным «балластом», требуется сложная процедура перенастройки.

Все это значительно увеличивает стоимость такого тюнинга. Поэтому доморощенные «прометеи» чаще всего при помощи напильника и эпоксидной смолы переделывают штатную фару под готовый комплект. Если учесть, что процедура делается «на глазок», а у самой обычной фары более тридцати параметров установки лампы, можно догадаться, что светить после этого она начинает куда угодно, только не в нужном направлении. Благое дело превращается в добровольное членовредительство — фару в итоге придется выкинуть.

Однако в начале 2001 года инженерам петербургской фирмы «Союз-96» удалось разработать первый отечественный «балласт» — электронный пускорегулирующий аппарат (ЭПРА) «Ксения 12-35» для розжига дуги ксеноновой лампы.

У различных методов усиления головного света есть один общий недостаток — высокое потребление энергии, отчего существенно увеличивается нагрузка на генератор, возрастают расход топлива и, как следствие, загрязнение окружающей среды.

Конструктивные особенности позволяют ЭПРА «Ксения 12-35» потреблять от бортовой сети меньший ток как в номинальных, так и в переходных режимах. Можно подключаться к штатной проводке автомобиля без риска перегрузки. Суммарное потребление тока ксеноновой системой составит 40-47 Вт, в то время как галогену потребуется 150 Вт.

При разработке блока учтено низкое качество, а порой и отсутствие в бортовой сети большинства отечественных и старых импортных автомобилей специальных устройств защиты. ЭПРА способен надежно функционировать при значительных перепадах питающего напряжения (от 7 до 24 В, с кратковременными выбросами до 60 В). В конструкции применен симметричный выход по высокому напряжению, что позволило в два раза снизить импульсную нагрузку на провода и соединители. Это обеспечивает дополнительную защиту от пробоев изоляции и высокую надежность системы в целом.

«Ксения» предлагается к продаже в виде установочных комплектов, содержащих лампы необходимого типа: Н1, Н4, Н7 — для большинства европейских моделей; 9004, 9005, 9006, 9007 — для американских машин; D2S, D2R — для штатно устанавливаемого ксенонового освещения. Процедура установки проста — взамен штатной лампы ставится ксеноновая, которая через «балласт» запитывается от бортовой сети. Еще один нюанс: свет теперь будет только в одном варианте. Обычно настраивают на «ближний», а для «дальнего» ставят дополнительные фары.

Напоследок — советы тем, кто решил обзавестись ксеноном. Лучше отказаться от покупки тайваньского комплекта с якобы фирменным блоком. Услышав в тюнинговой фирме «установим хелловский комплект по технологии напильник+эпоксидка», немедленно прерывайте разговор.

Обратите внимание на равномерность поджига ламп, равную яркость горения и одинаковый «белый» оттенок света. Все эти признаки говорят о качестве и согласованности дуэта «балласт — лампа». Красноватый или голубой оттенок свечения одной из ламп является признаком скорого выхода из строя лампы/блока.

Обычно гарантия составляет около 2000 часов. Уточните, каким образом определяется срок гарантии (пробег, календарный год или два и т.п.).

И, вооруженные пучком яркого белого света, отправляйтесь в светлый путь...

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное