Гости с Востока: как разрабатывают автомобили Brilliance

текст: Иван Соколов / фото: Иван Соколов и компания Brilliance / 15.09.2015
В 2009 году авторынок Китая стал крупнейшим в мире и в ближайшем будущем свои позиции сдавать не собирается. Отчасти это можно наблюдать по росту числа китайских автомобилей на дорогах нашей страны, занять свое место под солнцем которой активно пытается холдинг Brilliance Auto. Чтобы увидеть, как собираются и разрабатываются эти автомобили, есть ли перспективы у «Бриллианта» на российском рынке и что общего у этого бренда с компанией BMW, мы отправились в исследовательский центр компании, прямиком в Шеньян

Автомобильный мир Поднебесной крайне любопытен и до сих пор не перестает удивлять аналитиков и экспертов. Только представьте: с 2004 по 2014 год авторынок Китая вырос почти в 5 раз, после чего продажи автомобилей достигли порядка 23,5 млн — почти в 10 раз больше, чем на тот момент в России! И согласно прогнозу Ассоциации автопроизводителей Китая (CAAM), спрос на автомобили на китайском рынке продолжит расти и превысит рекордную отметку в 25 млн по итогам года. Следует ли из этого, что китайские автомобили заполонят рынок РФ? Думаю, пока это маловероятно. По крайней мере, в ближайшие годы. Скорее всего, они займут более широкую нишу, как это сделали в свое время корейские бренды.

Размер инвестиций в многофункциональную камеру для испытаний составил более $ 3,2 млн. В центре также есть оборудование для проведения самостоятельных крэш-тестов

Очутившись в столице Китая, начинаешь совсем по-другому оценивать местную автокультуру: легенда о том, что сами китайцы предпочитают автомобили иностранных именитых брендов на данный момент весьма правдива. Точно так же, как в Москве редко встретишь продукцию АвтоВАЗа, в Пекине — днем с огнем не отыщешь представителей отечественного автопрома. Если еще несколько лет назад доля китайских марок на внутреннем рынке составляла почти половину рынка, то в прошлом году эта доля упала более чем вдвое — до 17 %! Так, в крупных городах, как и у нас, здесь в почете автомобили «немецкой четверки» (BMW, Audi, VW, Mercedes), популярны «японки» («Тойоты», «Ниссаны» и «Хонды»), навалом уже почти местных «Вольво», не меньшее количество «Бьюиков», а в такси так и вовсе — сплошь одни Hyundai. Не стоит забывать, что львиная доля иномарок собирается внутри страны, причем многие из них — снятые с производства и модернизированные в разной степени модели. Особенно «в тренде» удлиненные версии различных седанов, таковым, к примеру, является лидер рынка — VW Lavida, являющийся изрядно переделанной версией фольксвагеновской «Боры». Зато стоит пересечь городскую черту и углубиться в периферию, вас по-домашнему встретит отечественная китайская продукция (прямо как у нас с «Приорами» и «Калинами»!). А в самом Шеньяне, куда мы отправились на производство Brilliance, городской таксопарк состоял как раз из представителей местного бренда.

По автомобильным меркам, Brilliance довольно молодая компания: холдинг был создан в 1992 году по инициативе китайского правительства. Но за 23 года пребывания на рынке «Бриллиант» сумел-таки подобраться к ближайшим конкурентам (автомобильных марок в Поднебесной, между прочим, более 50 штук): по объему экспорта среди крупнейших автопроизводителей Китая компания занимает 5 место, а по объемам продаж среди отечественных марок Brilliance закончила 2014 год на 7 месте, реализовав 802 тысячи автомобилей. Другим, не менее важным предметом гордости бренда является собственный исследовательский центр, который был создан в 2002 году и уже в 2008-м получил статус «Технический центр государственного значения». Расположенный в Экономической и Технологической зоне развития города Шеньян объект занимает площадь в 100 000 м2 и оборудован полным комплектом подразделений, необходимых для разработки собственного продукта, начиная с процесса планирования и заканчивая запуском продукта и его испытаний. «Производительность» центра вполне достаточна: производственный потенциал позволяет тестировать до 100 единиц техники и производить сборку до 150 концептов в год. В самом центре находятся 9 независимых лабораторий, рабочие помещения и весьма крупный трек для тестовых испытаний. Общее количество рабочих на данный момент перевалило за 1,5 тысячи, но особый акцент заводчане делают на наличие команды из 70 специалистов экстра-класса, в число которых входят приглашенные известные профессионалы разных областей со всего мира — дизайна, разработки кузовов, трансмиссии, шасси, электрических компонентов и т. д. Так, к примеру, китайцы сумели заполучить ведущих специалистов, ранее работавших в «Пининфарине», MG Rover, BMW AG, Daewoo Corporation и Mitsubishi Motors.

Пожалуй, одно из главных достоинств центра — возможность проведения самостоятельных крэш-тестов по китайской методике C-NCAP, программа которых была серьезно модернизирована еще в 2012 году, дабы приблизиться к европейским нормам. Выгодное отличие от EuroNCAP — дополнительный крэш-тест, имитирующий фронтальное столкновение о недеформируемое препятствие на скорости 50 км/ч. Но есть и некое упущение: в Китае не проводят бокового крэш-теста со столбом, меньше уделяют внимания системам активной безопасности автомобилей и пока не занялись безопасностью пешеходов. На вопрос, почему бы не подвести программу к европейским нормам, специалисты лаконично отвечают: «Незачем!» Дело в том, что экспорт автомобилей бренда хоть и весьма обширен (у компании есть свои заводы на Филиппинах, в Северной Корее и Египте), но пока что не запланирован в страны Европы. Следовательно, нет смысла на это тратиться, благо, собственные нормы на данный момент вполне адекватные (Россия, для справки, является одной из немногих стран, в которых собственной системы независимых крэш-тестов вовсе нет).

Группе журналистов удалось побродить по лабораториям, правда, ответов на все вопросы, к сожалению, получить не удалось — традиционная азиатская скрытность проявляется здесь как нельзя лучше. Но кое-что выведать получилось. Так, заводчане утверждают, что все двигатели, которые в данный момент поступают на конвейер, — собственной разработки. Хорошо это или плохо, судить не берусь — нужны реальные отзывы об опыте эксплуатации и ремонте. Хотя причин для волнений быть не должно: лаборатория испытания двигателей была запущена в 2004 году, после чего в 2011-м модернизирована и расширена до 11 стендов разных типов. В числе прочих есть шумовая камера, позволяющая проводить испытания на вибро- и шумоизоляцию автомобилей. Но наиболее интересна многофункциональная камера, совмещающая температурный бокс, динамометрический стенд и лабораторию анализа выхлопных газов. Стоимость инвестиций в эту лабораторию площадью более 1600 (вмещает одновременно до 20 автомобилей) — более 3,2 млн долларов. Автомобили в этой камере могут испытываться в широком диапазоне температур (от –40 до +60°С) и на весьма больших скоростях (допустимая максимальная скорость — 200 км/ч). Это позволяет проводить тестирование почти всех систем автомобиля: систем кондиционирования автомобиля, анализ замораживания и запотевания стекол, отслеживать температурный режим двигателя, проводить измерения мощности силовых установок, старт двигателей при высоких и низких температурах и т. д.

Само же производство находится в получасе езды от исследовательского центра, и его площадь составляет 36 628 м2. Проследить процесс производства не вышло — конвейер был остановлен по причине выходного дня. Дело в том, что при проектной мощности 250 000 автомобилей в год завод загружен лишь на треть, выпуская примерно 200 машин в рабочий день. На одном конвейере здесь собирают все 5 моделей Brilliance: V3, V5, H530 и H230 в двух разных кузовах. Штамповка панелей, сварка кузовов и сборка двигателей осуществляются на двух других предприятиях, также расположенных в Шеньяне, после чего готовые детали отправляются на завод. Кстати, холдинг Brilliance Auto производит здесь не только уже знакомые нам «Бриллиансы», но и довольно популярные в Китае микроавтобусы под маркой JinBei и Granse (на базе Hiace и Granvia корпорации Toyota), а также лицензионные BMW 3 и 5 серии и кроссоверы Х1. Здесь-то и начинаются вопросы, которые вертелись на языке буквально у каждого приглашенного журналиста. Главный из них — в чем же состоит сотрудничество между Brilliance и BMW? Технологии? Разработка? Доводочные испытания? Китайские менеджеры и здесь уходят от прямых ответов: дескать, перенимают только опыт, а все остальное делают сами. Пока что сходство видно лишь по дизайну моделей: проведенный нашим журналом сравнительный тест кроссоверов прошедшей зимой откровением не стал. Да, V5 довольно удачно собран, приятен снаружи и внутри, но вот как раз окончательная «шлифовка» ходовых качеств от баварских коллег по цеху ему бы не повредила. Зато здесь нам была показана совсем свежая модель — кроссовер V3, мини-тест которого читайте в этом же выпуске «5 колеса». Каковы планы компании в России? Первым делом до конца года планируется увеличение числа официальных дилеров с 26 до 40, а план максимум — увеличить число продаж с прошлогодних 944 автомобилей до 3000 штук. Если руководству удастся сохранить ценники на прежнем уровне, то планы, на мой взгляд, вполне осуществимы.

Статьи по теме
Популярное