Top.Mail.Ru
Goodyear. Королевский перформанс

Goodyear. Королевский перформанс

26.04.2002
Английское слово performance наши словари переводят как «поступок, спектакль, представление, трюк»

Владимир Заборщиков

Английское слово performance наши словари переводят как «поступок, спектакль, представление, трюк». Как же переложить на язык Пушкина и Толстого понятие ultra high performance tyre, которым крупнейший производитель автошин концерн Goodyear определил класс своей разработки Eagle F1?

Ultra high performance по Goodyear

К шинам, устанавливаемым на UHP Car, или, как нам приходится переводить, «обладающий исключительными рабочими характеристиками» автомобиль, предъявляются специфические требования. Прежде всего, это sporty responce — умение колес «по-спортивному» отвечать на управляющие действия водителя, будь то резкий разгон, экстренное торможение или силовое вкатывание в поворот. Достигается такой ответ за счет максимально возможного сцепления как с сухим, так и с влажным дорожным полотном (речь идет, разумеется, о летних шинах). Очень важно, чтобы в сильный дождь шины не «всплывали» над дорогой. Естественно, «обувка» должна соответствовать скоростным возможностям машины и иметь привлекательный внешний вид ни на прямой, ни в повороте.

Следуя пояснениям изготовителя, UHP Tyres можно перевести как «идеал». Такового, как известно, не бывает. Однако новинка Goodyear — Eagle F1 GS-D3, представленная журналистам в середине февраля на средиземноморском полигоне концерна в местечке Миреваль, — к этой в принципе недостижимой цели явно приблизилась.

Королевский гоночный полигон

Имя Goodyear неотделимо от «Формулы 1». Долгие годы концерн был основным, а порой и единственным поставщиком шин для гоночных болидов. За 34 года на шинах Goodyear выиграно 368 Больших призов, не менее 25 чемпионских титулов в зачете пилотов и 26 — в зачете конструкторов. Даже сейчас, когда фирма ушла из «королевских гонок», гордое F1 сохранилось в названии «флагманских» шин.

Примечательно, что история полигона тоже имеет непосредственное отношение к «Первой формуле». Гоночное кольцо на юге Франции создал легендарный Жан-Пьер Бельтуаз. Даже сейчас, по прошествии десятка лет с момента введения в строй скоростного «кольца» длиной 3,3 км, оно полностью соответствует требованиям FIA. Дополняют его трассы для специальных испытаний (продольное и поперечное аквапланирование, шум, тормозные и разгонные характеристики и т.д.) с покрытиями различных типов, включая «скользкий асфальт» и синий базальт. Есть даже отдельное «мокрое» кольцо и искусственное бездорожье.

Благодаря окрестным горам, в Миревале почти всегда штиль. Похоже, Берни Экклстоун ошибся, не присмотревшись к этому райскому уголку, — место для гонок замечательное.

«Лысая» шинас канавками

О конструкции новой шины инженеры Goodyear говорили мало: «База заложена специалистами Goodyear Racing, имеющими большой опыт участия в гонках. В состав резиновой смеси входят силика и полимеры. Снаружи применена технология OneTRED». Однако «прочитать» рисунок протектора можно и без подсказок.

Лучше всего держит сухую дорогу протектор без канавок. Пятно контакта у него наибольшее, резина обволакивает мельчайшие неровности дорожного полотна. «Лысая» шина передает максимальные силы во всех направлениях. Не случайно слики до недавнего времени повсеместно использовали спортсмены, причем не только кольцевики, но и раллисты — «переобуваясь» по погоде на скоростных асфальтовых спецучастках.

Но, если на дороге появилась вода, спасти водителя может не резина, а ее отсутствие. «Негатив» протектора — канавки и прорези — служит своеобразной мелиорационной системой, отводящей влагу из пятна контакта. Вырезать канавки на слике несложно. Одна беда: разделенный на блоки протектор теряет жесткость, и на высоких скоростях, при больших нагрузках, сдвиги его отдельных элементов могут сыграть роковую роль.

Как справился Goodyear с этими прямо противоположными требованиями?

Посредине беговой дорожки оставлен сплошной резиновый хребет, придающий протектору определенную жесткость. Канавки, если не считать тех, что расположены в менее ответственной плечевой зоне, прорезаны под острым углом к плоскости вращения и более растянуты по окружности, чем на предшествующей модели — Eagle GS-D2.

Присмотревшись к пятну контакта, увидишь, что в нем нет ни одного прерывающегося элемента. Растянутый рисунок изменил схему «циркуляции» воды. Традиционно она вытеснялась из-под колеса вперед и в стороны. Новая шина значительную часть смертоносной жидкости отправляет по широким каналам назад, что хорошо видно на кадрах спецсъемки. Решение смелое: задние колеса теперь не имеют (или почти не имеют) преимуществ перед передними. А водителям стоит внимательнее следить за степенью изношенности шин.

Но, очевидно, инженеры знали, что делали. Меньший объем отводимой в стороны воды позволил сделать плечевую зону более массивной, следовательно, менее подвижной. Дополнительную жесткость в поперечном направлении дала маленькая хитрость: стенки блоков сделаны разнонаклонными.

Борьба с шумом велась по нескольким направлениям. Во-первых, угол наклона канавок относительно плоскости вращения выбран такой, чтобы они были перпендикулярны овалу пятна контакта. Отсутствие поперечных кромок, накатывающихся на асфальт, исключило возможность возникновения ударных шумов. Длина канавок значительно (в 3 раза) превышает длину пятна контакта. Воздух не сжимается и, соответственно, не «выстреливает», а свободно перетекает под колесом, как и вода в случае с аквапланированием. С резонансными колебаниями справились, сместив левую и правую половинки протектора относительно друг друга.

Шина получилась многообещающей и... красивой.

Предназначена новинка для performance cars. Еще одним штрихом к портрету этих неописуемых по-русски автомобилей могут послужить некоторые данные о предлагаемых для них шинах: посадочные диаметры ободьев — 15, 16, 17, 18, 19 и 21 дюйм; скоростные категории — V, W и ZR; серии — 55, 50, 45, 40, 35 и 30. Всего 35 типоразмеров.

Скромный сложный собрат

Другая новинка, показанная в Миревале, казалось бы, куда более скромна. Goodyear NCT 5 EMT с недавних пор устанавливается на новый Mini, но по бойцовским качествам она под стать Eagle F1.

Скоростью и уникальным сцеплением шина, скорее всего, не прославится, зато по живучести превзойдет многих. EMT в названии означает extended mobility tyre — «шина повышенной мобильности». Даже полностью потеряв давление, она без малейших повреждений может пройти под нагрузкой 80 км за час, причем автомобиль сохранит динамику и управляемость.

Идея EMT не нова. Еще десять лет назад аналогичная конструкция предлагалась как опция для Chevrolet Corvette. В свое время мы подробно писали о EMT и других разработках в этой области. Напомним, в случае потери давления пустая шина не «заваливается» на сторону, а чуть сплющивается симметрично плоскости вращения. «Сесть» окончательно ей не дают особые пластиковые вставки в боковинах.

Помимо явных достоинств — возможности без проблем доехать до ближайшего шиномонтажа и обойтись без запаски — у шины EMT, как и у разработок других фирм, есть существенный недостаток: неопытный водитель может не почувствовать, что шина проколота.

Первыми оценили опасность американские законодатели: с 2004 модельного года все выпускаемые транспортные средства должны оснащаться системой оповещения о проколе одного или нескольких колес. Сейчас Goodyear совместно с Siemens VDO работает над такой «шинной сигнализацией». Ее преимуществом, по сравнению с уже существующими системами, должна стать возможность передачи информации не только водителю, но и «помогающим» устройствам — АБС или системе курсовой устойчивости.

Главным же достижением Goodyear является то, что он первым перенес новейшие технологии с эксклюзивных моделей на массовые.

Ультракороткий тест-драйв

Через день после Франции мне предстояло очутиться на другом конце света, поэтому знакомство с новинками Goodyear было кратким.

Оценить по достоинству новую Eagle F1 предлагалось в сравнении с конкурентами. В их числе оказались неплохие европейские и японские шины, «выстрелившие» за 2 прошлых года. Судя по представленным данным и тестам, проведенным на полигоне Goodyear специалистами Goodyear, Eagle превзошла всех.

Замер внешнего шума проводился на наших глазах. Автомобили в разной «обувке» по очереди проезжали мимо на скорости 80 км/ч. Показания шумомера тут же высвечивались на табло. С шинами Goodyear автомобиль действительно «встал на цыпочки». Однако сами хозяева подчеркивали, что шум — не самый страшный грех.

Перебираемся на «мокрое торможение». Здесь журналистов пустили за руль, правда, в определенной мере приравняв к подопытным кроликам. Машины разгоняли мы, а тормозил и замерял замедление в диапазоне 80-8 км/ч бездумный автомат.

«По-мокрому» шина тормозит очень прилично, а как управляется? Два автомобиля мчатся по кругу. За рулем водители-испытатели (мы опять в роли статистов). Вот машины вылетают на залитый водой сегмент круга. Сносит обе. Но на разное расстояние! Та, что на шинах Goodyear, остается ближе к центру круга. Опять победа.

Из показанных хозяевами таблиц явствует, что по большинству параметров у их новинки преимущество по всем статьям. Если конкурент в чем-то оказывается равен, то в другом обязательно проигрывает. (Лишь одна французская шина вырвалась вперед по сопротивлению продольному аквапланированию, но она же очень здорово проиграла по износостойкости.) Отрыв в целом небольшой: где три, где семь процентов. В обычных условиях разницу можно не заметить, а вот в экстремальных — каждый сантиметр, что дар божий.

Наконец вновь дают порулить. Если не вволю, то всласть. Сначала змейка с хронометражем. Разницы не ощутили — не вкатались. Затем вожделенное гоночное кольцо. Времени катастрофически мало. Ждать Porsche некогда, запрыгиваю в «трешку» BMW с трехлитровым мотором.

«На ногах» хорошо знакомые немецкие шины. Первый круг — пытаюсь запомнить трассу. На втором прибавляю. Сознательно срываю машину в легкий занос, закручиваю ее в поворот. Для быстрого прохождения круга стиль езды неоптимальный, зато позволяет оценить «прогнозируемость» колес. Вираж, еще вираж и... «упираюсь» в Porsche (на трассе — не только наши).

Заезжаю на парковку, запрыгиваю в «бомбу» с «правильными» шинами.

Вираж, пытаюсь сорвать колеса в занос. Не тут-то было. Прибавляю газ, но перед входом в поворот «автоматически» сбрасываю. Предыдущую «шикану» прошел явно на своем психологическом пределе (не каждый день ездишь по трассе F1).

Понимаю, что машина катится, как трамвай по рельсам. Но что будет, когда она с рельсов сойдет? Успею ли поймать? Да и ловится ли она на такой скорости? В поворотах помаленьку прибавляю и, так и не дойдя до критической черты, в очередной раз упираюсь в Porsche. Видно, там что-то с «прокладкой».

Увы, пришлось уезжать раньше, чем хотелось. Впрочем, времени хватило, чтобы понять главное: Eagle F1 не подведет.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное