Корейская компания CTR является признанным экспертом в целом ряде позиций, касающихся деталей подвески и рулевого управления. Компания хорошо известна и в России, где CTR располагает самой большой долей рынка. Важно и то, что в компании соотношение цена — качество не считают компромиссом. Качество изделий всегда было в фокусе внимания CTR, но, помимо этого, популярность продукции бренда обеспечивала и доступная цена. Еще одним фактором успеха компании является мощная инженерная база, позволяющая регулярно выводить на рынок новинки. Одним из примеров таких разработок стали гибридные стойки стабилизатора.
Станислав Шустицкий
Подвеска автомобиля — это то, отчего в полной мере зависят и реализация динамических характеристик транспортного средства, и безопасность, и комфорт. И, конечно же, к техническому состоянию подвески как к комплексному решению большинство автомобилистов относятся со всей серьезностью. Что же касается узлов и деталей, из которых подвеска состоит, то здесь все не так очевидно: нередко комплектующие пытаются «сортировать» по степени важности. Мол, с заменой вот этого элемента тянуть нельзя, а этот не столь важен и еще послужит.
НЕ ДУМАЙ О ДЕТАЛЯХ СВЫСОКА
На самом деле, как уже сказано выше, подвеска — решение комплексное, и только при безупречной работе каждого компонента ее характеристики будут соответствовать тем, которые заявлены производителем автомобиля. Хорошим примером в этом плане могут служить стойки стабилизатора, замену которых нередко оттягивают до появления «характерного стука». Это при том, что стабилизатор поперечной устойчивости (само название говорит о назначении этой детали) во многом нивелирует крены кузова и способствует стабильному поведению автомобиля в поворотах, а корректную работу стабилизатора как раз и обеспечивают его стойки. При этом они испытывают достаточно большие нагрузки, а значит, по истечении времени потребуется их замена. То, насколько надежно будут работать стойки и как часто на протяжении жизненного цикла автомобиля их придется менять, зависит от качества детали.
Выбрать «правильные» детали сегодня непросто. «Оригиналы» и «не оригиналы», «аналоги» от непонятных производителей, дешевые «реплики»… Это при том, что целый ряд именитых европейских производителей ушел с российского рынка. Самое простое при выборе — это ориентироваться на запчасти известных марок (не забывая проверить «официальность» дистрибьюторов), у которых есть опыт работы с поставками на конвейеры автопроизводителей. CTR поставляет комплектующие на заводы многих именитых производителей автомобилей, а в 1994 году компания начала работать и для рынка aftermarket. В этом случае можно не сомневаться, что и детали для конвейеров, и те, что предназначены для aftermarket, производятся на одном и том же оборудовании, из тех же материалов и с использованием единых технологий. А значит, им можно полностью доверять. Но вернемся от общего к частному, а именно к новинке CTR — гибридным стойкам стабилизатора. Кстати, именно в таком исполнении CTR поставляет стойки на заводы «большой детройтской тройки».
ЛЕГКИЕ. НАДЕЖНЫЕ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
Первое, что нужно отметить, это интересное конструктивное решение, определившее название стоек как «гибридные». Сама стойка выполнена из алюминиевого сплава, а корпус, в котором установлен шарнир, изготовлен из армированного стекловолокном полимера. Помимо ряда прочих преимуществ, такая комбинация материалов позволяет детали быть более устойчивой к возникновению коррозии.
Теперь подробнее о самой конструкции. Алюминиевый сплав серии 6000, помимо коррозионной стойкости, отличается высокой прочностью, а его вес на 20–30 % меньше, чем у аналогов, изготовленных из стали (конструкторы автомобилей всегда уделяют особое внимание снижению неподрессоренных масс). Но самой важной частью конструкции является узел шарнира. В гибридной стойке CTR шарнир «упакован» в литой корпус из полимера. Преимущества этого очевидны. Во-первых, отсутствие металлического подпятника, обеспечивающего герметичность шарнира, снижает риск появления в узле очагов коррозии. Во-вторых, перемещение шарнира в полимерном корпусе генерирует меньше тепла, чем при контакте металлических поверхностей, и исключается вероятность появления задиров. Кроме того, сфера полимерного седла повторяет геометрию большей части шарнира, что обеспечивает отсутствие люфта и плавное скольжение шарнира. Все три фактора способствуют долговечности такой стойки стабилизатора. Не менее важным компонентом, продлевающим срок службы стойки, является пыльник. В конструкции стойки стабилизатора CTR применен гофрированный двухторовый пыльник. Это позволило сократить его растяжение даже при максимальном рабочем угле отклонения пальца. А так как функция пыльника заключается в обеспечении герметичности узла, плотное прилегание к деталям обеспечивают верхнее и нижнее стопорные кольца.
Сегодня ассортимент продукции CTR в различных торговых группах превышает 9000 наименований, при этом ежегодно на рынок выводится до 500 новых позиций. Такая эффективность требует серьезной инженерной базы, поэтому внушительные инвестиции CTR в НИОКР позволяют активно развивать собственную сеть центров исследований и разработок. После процесса разработки перед запуском в производство все образцы проходят тщательное тестирование в лабораториях CTR. Возвращаясь к гибридным стойкам стабилизаторов, нужно отметить, что по результатам внутренних тестов CTR их показатели значительно превышают требования спецификаций, обозначенных автопроизводителями. Например, характеристики гибридных стоек CTR в тестах на прочность при растяжении и при продольном изгибе, а также при испытании на вырывание шаровой головки (есть и такой тест!) в два раза превосходят требования самых взыскательных производителей автомобилей.