Top.Mail.Ru
Газовое оборудование. Азы терроризма

Газовое оборудование. Азы терроризма

28.04.2002
Банально, но справедливо: приключения на свою голову мы обычно находим сами

Отдел Экспертиз

Банально, но справедливо: приключения на свою голову мы обычно находим сами.

Хлопок, похожий на взрыв

Наши злоключения с отечественной газовой аппаратурой продолжаются. Осень отъездили без особых проблем, наслаждаясь экономией: самый дешевый «девяносто второй» бензин стоил в Питере семь рублей с копейками, а сжиженный газ на некоторых заправках отпускали и отпускают по четыре двадцать (а то и по 3.90).

Зимой же началось...

«Первый звонок» — мотор стал чуть хуже заводиться и медленнее раскручиваться на бензине — не насторожил. «Пропуски» в искрообразовании при непрогретом двигателе тоже не взволновали.

В один декабрьский, не очень холодный день (около нуля градусов), после достаточно короткой стоянки, водитель запустил мотор на газе и, разогнавшись километров до сорока, услышал хлопок под капотом. Обороты резко упали. На нажатие педали акселератора двигатель не реагировал. Пришлось, благо транспорта было немного, скатываться на обочину, где многострадальный силовой агрегат и вовсе отказался работать.

Определенные признаки жизни он все-таки демонстрировал, но только тогда, когда ему в этом помогал стартер. Картина неисправности очень смахивала на ту, с которой сталкивались водители машин с перегоревшим добавочным сопротивлением (вариатором) катушки зажигания. Но откуда, помилуйте, взяться вариатору на «классике»? При переключении на бензин мотор ожил, что позволило не заниматься ремонтом в чистом поле.

Произведенное на следующий день вскрытие показало: из-за обратной вспышки во впускном коллекторе из закрепленного на штатных шпильках воздушного фильтра основания смесителя выбило крышку. Отсюда и хлопок под капотом, и легкое позвякивание при попытках запуска. Проходное сечение изменилось до неузнаваемости, разряжение в диффузорах карбюратора снизилось. Ни о каком приемлемом смесеобразовании не могло быть и речи.

Крышку забили на место. Двигатель заработал.

Почему же произошел этот микровзрыв, послуживший первопричиной неисправности? На всякий случай (зима все-таки!) в мотор внедрили новые свечи зажигания (А17ДВ) и «тесловские» силиконовые провода.

Горячий снег

Через неделю-другую на подопытных «Жигулях» заменили коробку передач. Слесарь, выполнявший работу, долго чертыхался: редуктор, установленный справа на панели моторного отсека, а также идущие от него трубки и шланги очень мешали снимать и устанавливать стартер.

На следующий день после «трансплантации» оказавшийся в машине пассажир посетовал на запах газа. Водитель, страдающий хроническим насморком и пристрастием к табаку, отнес это замечание на непривычный носу коллеги «аромат» выхлопа. А зря...

Вот его краткий рассказ о случившемся. «Я притормозил у ларьков, приятель пошел за пивом. Было достаточно холодно, печка работала на полную, поэтому двигатель я не глушил. Буквально через минуту машину сильно тряхнуло, раздался сильный шум. То ли удар, то ли взрыв. Первая мысль: кто-то въехал сзади. Бросил взгляд в зеркало — никого. Открываю дверь, чтобы выйти и осмотреться, а приятель уже рядом и орет: «Давай огнетушитель!» Огнетушитель у меня есть, но где он — не могу сообразить. Да и толку от него, по своему опыту знаю, с гулькин нос — так, техосмотр пройти. А под машиной между тем что-то разгорается, причем явно «под», а не «в». Ударами ногой забиваю огонь снежно-грязевой кашей. (Возьмите на заметку: дорожная грязь — лучшее средство при пожаре. К тому же бесплатное и почти повсеместно встречающееся.) Огонь ослаб, мы мигом с собравшимися мужиками откатили машину. Горел... снег.

Версию подброшенного взрывпакета отмели сразу. Предположили, что на этом же месте незадолго до меня стояла машина, из топливной системы которой подтекал бензин. Работающий двигатель моего ВАЗа разогрел бензиновую лужу, а хлопок из глушителя — поджег.

На всякий случай переключились на бензин и заехали на смотровую яму. Днище автомобиля, глушитель и коробка были припорошены свежей копотью, бензин нигде не подтекал, мыльная пена на всех соединениях газопроводов вела себя спокойно. Так и уехали ни с чем. По дороге к дому мотор на газе хоть и работал, но как-то не очень...»

Причина взрыва выяснилась даже без серьезного вмешательства многоопытного Сан Саныча, установщика газовой аппаратуры. Стоило ему скомандовать: «Переключи на газ и открой капот!», и перед нашими взглядами предстала мощная струя жидкого пропана, выбивающаяся из-под штуцера на редукторе. Водитель со слесарем не заметили ее из-за своей методологической ошибки: герметичность газовой системы они проверяли при выключенном зажигании, т.е. при закрытом газовом клапане.

Почему отвернулся штуцер, так и осталось тайной. Слесарь категорически отрицал, что прикасался к нему (хотя, на наш взгляд, отвернув трубку, к стартеру подбираться удобнее).

Взрыв на разгоне

Ударили морозы. При -20° двигатель не хотел заводиться даже на бензине. Вероятная причина — неправильная длина гвоздя, в согнутом состоянии исполняющего обязанности утерянной тяги пускового устройства карбюратора. Чтобы оживить мотор, приходилось заворачивать в него теплые свечи.

Как ни печально, но пусковые страсти перепутали все свечи. Двигатель опять начал постреливать да похлопывать. И дохлопался. При переключении клавиши управления газовой установкой из положения «нейтраль» на «газ» под машиной раздался очередной взрыв, и окрестности огласились пулеметной очередью «прямого» выхлопа: в клочья разнесло глушитель. Свежестью металла он не отличался, но до весны, возможно, дожил бы. Не судьба...

Вместо эпилога

Опять выбило крышку смесителя. Замена узла помогла, но не надолго. Развалился и новый смеситель. «Прострелы» начинают волновать: не обгорели ли фаски клапанов?

Похоже, беззаботно докататься до теплых деньков, подходящих для ремонта, не удастся. Надо провести ревизию карбюратора и системы зажигания, померить компрессию, отрегулировать зазоры. Дай бог, чтобы обошлось без снятия головки...

Еще один аспект

Недостатки конструкции и качество некоторых образцов отечественной газовой аппаратуры — основной фактор, препятствующий более широкому использованию перспективных видов топлива. Ведь помимо экономических причин (дешевизна и большие запасы газа) существуют и экологические, о которых мы, к сожалению, пока мало задумываемся.

По сообщению российской Национальной газомоторной ассоциации, в Австралии были проведены испытания 14 видов топлива. Исследовалось их влияние на окружающую среду в течение всего «жизненного цикла» — от скважины до выхлопной трубы.

Цитируем: «По результатам исследования всей технологической цепочки: добыча-переработка-транспортировка (передача)-реализация (заправка автомобиля), — оказалось, что самым экологически чистым моторным топливом является сжиженный природный газ. На втором месте находится компримированный природный газ, на третьем — сжиженный нефтяной газ.

Кроме того, были проведены замеры состава отработавших газов. За основу для сравнения были приняты показатели дизельного топлива с низким содержанием серы (ДТнсс).

По твердым частицам природный газ (КПГ и СПГ) чище дизельного топлива с низким содержанием серы более чем на 97%, а дизельное топливо со сверхнизким содержанием серы — только на 21,5%.

По парниковому эффекту в расчете на 1 км пробега природный газ (КПГ и СПГ) оказался на 15% чище ДТнсс. При работе двигателя на ДТ со сверхнизким содержанием серы результат оказался даже на 2,5% хуже, чем на ДТнсс».

Забота о здоровье людей переводит вопрос качества газовой аппаратуры из чисто технического в моральный и, если хотите, политический.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное