Top.Mail.Ru
Дорожная этика. Всем стоять?

Дорожная этика. Всем стоять?

09.11.2007
Самые хамские нарушения ПДД происходят, когда автомобиль стоит

Владимир Заборщиков

Самые хамские нарушения правил дорожного движения происходят, когда автомобиль стоит.

Дорожная этика. Парковка
© Фото: 5 колесо

Превышение скорости, проезд под закрывающимся железнодорожным шлагбаумом или по запрещающему сигналу светофора (список можно продолжить) могут вызвать трагические последствия. Но их можно объяснить азартом, юношеской горячностью и безрассудством.

Остановка и стоянка с нарушением правил (а иногда и без такового) свидетельствует либо о пренебрежении и даже презрении к окружающим, либо о крайне низкой квалификации водителя. Конечно, очень часто нарушения такого рода вызваны очевидными просчетами проектировщиков наших городов, а то и откровенным рвачеством. Скажем, застройщик получает место для строительства многоэтажного паркинга рядом с большим старым универмагом в историческом центре города. Цели благие: убрав машины, припаркованные на узкой улице, увеличить ее пропускную способность. Но отбивать затраченные средства предоставлением кратковременной стоянки посетителям магазина муторно и долго. Готовое сооружение моментально и за хороший куш продается по отдельным машино-местам. В квартале не только не разруливается ситуация с пробками, но и добавляется несколько сотен машин, приезжающих «переночевать». В цивилизованном мире застройщика засудили бы и обанкротили. У них власть — в основном «безоткатная».

Дорожная этика. Парковка
© Фото: 5 колесо

Другой пример. Чахлую вытоптанную траву во дворах спальных районов, заваленную мусором и загаженную собаками, почему-то называют зелеными насаждениями. Иногда даже проводят акции по отлову припарковавшихся на «газонах». Но не разумнее ли было бы уменьшить площадь пустырей, грамотно разместив на них места для парковки, а недостаток зелени компенсировать по вертикали, посадив кусты и деревья? Изящное решение — железобетонная решетка: и трава растет, и машины стоят. Но для этого архитекторы должны осознавать, что число машин будет только увеличиваться, и каждой из них в любом случае необходима площадь — стоит она или едет. Иной раз при той же площади нужно просто изменить конфигурацию стоянки (рис. 2). Но это выше понимания наших управдомов. Точнее, им на нас плевать.

Примеров подобного рода можно привести множество. Увы, имеющуюся сеть дорог, подъездных путей, внутриквартальных проездов дворов и стоянок в одночасье изменить невозможно, поэтому следует воспринимать ее как данность. Но и имеющуюся в нашем с вами распоряжении площадь многие из нас используют бездарно. Часть ее «ворует» ГИБДД, устанавливая запрещающие знаки. Отдадим должное: в большинстве случаев ограничения оправданы. Но сказав «А», говори «Б». За соблюдением правил остановки и стоянки надо следить везде, а не только там, куда удобно подъехать на эвакуаторе. Боюсь вызвать неодобрение водительского сообщества, но считаю, что сегодня неправильная парковка является одной из основных причин, вызывающих пробки и другие проблемы на улицах городов. А посему такие нарушения должны сурово наказываться. Притом повсеместно, до появления у водителей устойчивого стереотипа поведения.

Дорожная этика. Парковка
© Фото: 5 колесо

Иногда встречаются «странные» запреты. Рядом с нашей питерской редакцией (по сути — в тихом тупике) ежедневно лютуют инспекторы ГИБДД, загружая машины, вставшие под знаком «Остановка запрещена». Ширина проезда достаточная, движения почти нет. Действия гаишников воспринимаются почти как произвол. А что на деле? По одну сторону от проезда стоит наше офисно-жилое здание, по другую — гостиница. Будет ли в случае пожара возможность подогнать специальную технику (автолестницу, автоцистерны и т.п.) к этим домам? На совести наплевавших на знаки водителей, думаю, не одна тысяча людей, сгоревших заживо. Неслучайно в США остановку около пожарного гидранта считают одним из самых серьезных нарушений.

Начнем с простого. Во многих странах заполучить квитанцию под щетки можно, даже если вы оставили свой автомобиль в разрешенном месте и не просрочили оплаченное время стоянки. Линейка длиной в один фут (около 30 см) в руках инспектора-парковщика — грозное оружие. Если хотя бы одно колесо правой колеи оказывается дальше от бордюрного камня, штраф неизбежен. Сурово?

Справедливо! Встав криво, вы сужаете проезжую часть, мешая другим. Стало быть, вы — хам или неумеха. Первое неизлечимо. А новичкам посоветую потренироваться заезжать в ограниченное пространство задним ходом. Это несколько труднее, чем передним, зато требует меньшего пространства. В соревнованиях по фигурному вождению автомобиля (скоростному маневрированию) это упражнение заслуженно зовется «тещин двор». Сначала напряжно, зато потом — как дома. Умение маневрировать задним ходом даже на малой скорости — свидетельство водительского мастерства — очень часто выручает в сложных ситуациях. Это покруче «полицейского разворота».

Дорожная этика. Парковка
© Фото: 5 колесо

Останавливаться на обозначенных остановках маршрутного транспорта правилами не возбраняется, только если это ему (транспорту) не мешает. На практике же предугадать развитие ситуации почти невозможно. Вы «всего на минутку» отошли до табачной лавки, а тут подкатили сразу два автобуса. Поленившись пройти лишний десяток метров, вы вынудили десяток-другой пассажиров метаться в толкучке. Если это доставило вам удовольствие, обратитесь к психиатру: возможно, вы скрытый садист и потенциальный маньяк. (Однажды довелось увидеть и вовсе клинический случай: криво припаркованный на узкой улице Ford мешал проезду трамваев. Пробка образовалась знатная. Хотелось вызвать не ГАИ, а специализированную скорую.)

Наиболее «справедливой» я бы назвал остановку на «зебре» пешеходного перехода. Как минимум, нарушителю слегка поцарапают краску, растирая пыль одеждой, могут сознательно ободрать покрытие сумкой или ключами, или просто плюнуть на лобовое стекло. Плеваться, конечно, неприлично, но что еще делать пешеходам, если вы от них успели спрятаться?

Дорожная этика. Парковка
© Фото: 5 колесо

Особый случай — «ночевка» автомобиля с глючащей сигнализацией во дворе. Известно, что 50-литровый полиэтиленовый мешок с водой, упавший с верхних этажей многоквартирного дома, доводит расстояние между полом и крышей до величины, равной толщине спинок и подушек сидений.

Примета времени: рядом с новыми торговыми и развлекательными центрами и другими местами скопления людей и машин начали-таки организовывать стоянки и даже многоэтажные паркинги с нормальным покрытием, освещением и даже разметкой. Стремясь предоставить место наибольшему количеству машин, места и проезды зачастую делают узкими, рассчитанными на «европеизированного» водителя. Дабы не уменьшать емкость стоянки и не создавать помехи другим, стоит следовать нехитрым правилам. Как заезжать в свободную «ячейку»? Задним ходом, если перед­ним сложно выставить машину в соответствии с разметкой. Передним, если ячейки собраны в «елочку» или если вы предполагаете перекладывать из торговой тележки в багажник большое количество товаров. Своих пассажиров лучше высадить перед постановкой машины в ряд. Тогда они не только не будут колотить дверями по бокам соседей и протискиваться вдоль грязных машин, но и помогут припарковаться без «контакта» с окружающими. Посадка, соответственно, — после выезда. Не забывайте пользоваться указателями поворота. Поиск места для парковки — занятие нервное. Обозначив свои намерения, вы облегчите жизнь и себе, и людям. Не прижимайтесь бампер в бампер к едущей впереди машине: возможно, для постановки в ряд ей придется сдавать назад.

Дорожная этика. Автохлам
© Фото: 5 колесо

Стоянка «елочкой» и перпендикулярно к направлению движения часто разрешается и на дорогах. Важно не делать из одного другое, наплевав на разметку: так вы лишаете других возможности припарковаться. Стоящая под углом к другим машина занимает место двух. Ставить машину под любым углом, если это не разрешено знаками, не рекомендуем: можно вполне заслуженно нарваться на штраф. Но если все вокруг стоят «поперек», ваша «принципиальность» похвалы не вызовет. Мало того, что вы лишаете кого-то места, вы рискуете оказаться запертыми между нарушителями (рис. 4). Но если вы приехали на пустую стоянку первыми, перед вами встает «гамлетовский» вопрос: сужать проезжую часть и провоцировать других на нарушение правил или, примером призвав к порядку, лишать ближних возможности припарковаться. Единственный помощник — здравый смысл.

Включенная аварийка, если вы встали в неположенном месте, не добавит к оставшейся ширине проезжей части ни одного сантиментра. Живи вы в Америке, ваши сигналы в считанные минуты были бы продублированы сине-красными мигалками полиции. Вам бы тут же вызвали эвакуатор и поинтересовались причиной остановки. Отсутствие бензина в баке или запаски не стало бы препятствием для выписки штрафной квитанции: плох тот водитель, который вовремя не позаботился о самом необходимом. Неплохо бы перенять этот опыт и нам, и ГИБДД. А пока мы продолжаем жить в каменном веке, стоит взять за правило не останавливаться без крайней нужды хотя бы на улицах и дорогах с интенсивным движением, даже если это не запрещено знаками. Если в городе поступать так достаточно сложно, то за городом слишком больших усилий не потребуется: есть и АЗС, и площадки у магазинов, и примыкающие тихие дороги, а кое-где и придорожные стоянки. Наши дороги слишком узки, чтобы отбирать у них даже обочину. Да и самому остановившемуся еще пожить должно хотеться. Конечно же, очень многое зависит от тех, кто сам в дорожном движении не участвует: архитекторов, строителей, организаторов движения и т.д. Им до нас и дела-то почти нет. У них свое начальство. В наших силах встать так, чтобы не встали все.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное