Top.Mail.Ru
Детские сиденья. Думай о будущем!

Детские сиденья. Думай о будущем!

21.07.2002
Можно беспечно относиться к собственной безопасности, но о жизни и здоровье детей обязан беспокоиться каждый взрослый. Особенно если он за рулем.

Владимир Заборщиков

Можно беспечно относиться к собственной безопасности, но о жизни и здоровье детей обязан беспокоиться каждый взрослый. Особенно если он за рулем.

Детские сиденья. Думай о будущем!

Детское сиденье

© Фото: 5 колесо

Сознаемся честно: о том, к каким последствиям может привести дорожная авария, все мы стараемся не задумываться. По крайней мере, в стране бытует твердое убеждение, что ремни безопасности созданы исключительно для удовлетворения материальных запросов инспекторов ДПС.

Разумом понимаю, что устройства безопасности (ремни, воздушные подушки разных видов) придуманы не для того, чтобы драть лишние деньги с покупателей автомобилей, но широкая русская душа просит свободы, посему в обязательном порядке пристегиваюсь лишь за границей, во время тест-драйвов, и в дальних поездках. Знаю, что поступаю неправильно, но в конце концов я хозяин своей судьбы. И такого мнения, видимо, придерживается большинство моих сограждан.

Однако, писал один французский летчик, «мы в ответе за тех, кого приручили». Не думая о себе, не имеем права забывать о детях.

Между тем в России на эту тему, похоже, не задумываются. По крайней мере, запрет на перевозку детей до 12 лет на переднем сиденье автомобиля (единственное законодательное ограничение в этом вопросе) хоть и является мерой разумной, однако далеко отставшей от реалий сегодняшнего дня.

Опыт европейских стран показывает: детский дорожный травматизм — прежде всего следствие дорожно-транспортных происшествий, в которых ребенок был пассажиром (а не пешеходом, как считает и у них, и у нас большинство родителей). Счет детских смертей даже в относительно благополучной и всемерно заботящейся о подрастающем поколении Германии идет на тысячи.

Наша милицейская статистика, к сожалению, не делит пострадавших на водителей, пассажиров и пешеходов, поэтому точных цифр о российских потерях в открытых источниках не найти. Но автомобилизация во всех странах идет приблизительно по одним законам. При этом настораживает, что уровень детского дорожного травматизма, по оценкам экспертов, в некоторых весьма благополучных европейских странах по ряду параметров процентов на девяносто выше, чем в той же Германии. Что уж тут ожидать от нашей действительности?

Над созданием специальных устройств для защиты детей в автомобиле на Западе думают давно и серьезно. «Табу на переднее сиденье» в ряде стран было объявлено еще в 70—80-х годах. В Австралии, например, — в 1974-м. Везде, где такая мера была введена, отмечено как количественное, так и качественное снижение детского травматизма. Однако выяснилось, что серьезного прогресса без применения дополнительных технических средств достичь не удастся. Уже в начале 90-х годов почти повсеместно вводится обязательное требование использования устройств для удержания детей в салоне автомобиля.

Дело в том, что маленький человек и по своей анатомии, и по психике серьезно отличается от большого. Его тело имеет другие пропорции. Например, вес головы ребенка доходит до 25% его общего веса, в то время как у взрослого голова тянет максимум на 6% от массы. Малыш гораздо хуже переносит ограничение подвижности, дорожную скуку и т. д.

Наиболее распространенным в Европе средством безопасности для детей было и остается детское сиденье. Обратите внимание: его главная функция — обеспечение без-опасности ребенка; комфорт же — важная составляющая второго порядка. К сожалению, у нас об этом просто не знают, а за рубежом, особенно в Азии (да и на юге Европы) зачастую не придают данной особенности первостепенного значения.

Детское автомобильное сиденье сложнее по своему устройству, чем сиденье для взрослого. С учетом того, что ребенок быстро растет, правильнее было бы регулярно менять его «ложемент» на более крупный. А брать «люльку» на вырост — значит, подвергать дитя опасности. Остается компромисс: трансформируемая, «растущая» вместе с ребенком конструкция.

Больший относительный вес головы дает несхожую кинематику перемещения тела в момент столкновения. Следовательно, и подголовник, и фиксирующие ремни должны иметь измененную конфигурацию. При этом традиционные меры защиты могут быть не только бесполезными, но даже опасными. В США зарегистрировано несколько случаев смертельных травм головы у младенцев, размещенных в специальном кресле на пассажирском сиденье рядом с водителем. Причиной трагедий оказалась сработавшая подушка безопасности.

Детское сиденье (если мы не рассматриваем ряд послед-них моделей автомобилей, в частности, Volvo) выполняется съемным. Его крепление должно быть надежным и не слишком сложным. Проведенные в Европе исследования показывают, что до 75% родителей либо совсем не крепят кресло ребенка, либо делают это с ошибками. Для решения проблемы фиксации определенные шаги предпринимают автопроизводители, все чаще включая замки крепления детского сиденья (ISOFIX) в стандартную комплектацию автомобилей.

Вернемся к комфорту. Роль играют не только гигиенические свойства материала обивки (гигроскопичность, воздухопроницаемость и т. п.), но даже ее цвет. Маленькие дети любят яркие тона, те, кто постарше, предпочитают «взрослый» стиль. Трудно заставить ребенка усесться в кресло, которое ему не нравится.

Очень сложная задача — совместить свободу с ее ограничением.Малыш не может подолгу сохранять одну позу, ему хочется играть, двигаться. А во вре

Детские сиденья. Думай о будущем!

Детское сиденье

© Фото: 5 колесо

мя аварии любое излишнее перемещение способно вызвать дополнительную травму. Найти компромисс по силам не каждому производителю.

Как видно даже из простого перечисления технических проблем, детское сиденье — изделие сложное. Отштамповать его из пластмассы и, прикрыв поролоном, обтянуть первой попавшейся тряпкой — значит, откровенно схалтурить. А халтура в вопросах безопасности детей — преступление.

Впрочем, в нашей стране клеймить позором, похоже, некого. Например, беглый рейд по магазинам и рынкам Петербурга выявил следующее: детских сидений (даже примитивных, которые иногда попадались в советские годы) в продаже нет. Подозреваю, что молодые родители и не догадываются о существовании таковых. Во всяком случае, немецкая Recaro (единственная фирма из упоминавшихся в российской прессе в последние годы), специализирующаяся на выпуске сидений (в том числе детских), не может похвастать наличием своего товара в каждом автомагазине.

Думать о детях — думать о будущем. Живя лишь сегодняшним днем, страна обречена на вымирание. В стенах Думы всерьез обсуждают планы улучшения демографической ситуации путем ограничения выезда из страны проституток. А может, стоит подумать о том, чтобы сохранить жизни тех, кто в этой стране, несмотря ни на что, родился?

Да, строгие законодательные меры, конечно же, нужны. Но запреты и ограничения так и останутся декларациями, если проблема, которую мы сегодня затронули, не будет решена принципиально. Не думаю, что отечественный производитель готов наладить массовое изготовление полноценных поддерживающих устройств в ближайшее время. Стимулировать процесс могли бы какие-то экономические рычаги, типа налоговых льгот или госзаказа. Да и импортеров следовало бы заинтересовать во ввозе качественных изделий, а не опасного ширпотреба.

Необходима разъяснительная работа на всех уровнях — от роддома и детсада до Госдумы и ГУ ГИБДД. 
Будущее создается сообща.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное