О своих планах в России представители одного из крупнейших в мире производителей автомобильных комплектующих рассказали журналистам в Люксембурге
Владимир Заборщиков
ЕВРОПЕЙСКОЕ СКОЛКОВО
В то время как наши «вертикаледержцы» пытаются построить Кремниевую долину не в пустыне, а на самых дорогих землях Подмосковья, в мире давно существуют и успешно развиваются целые страны, уже сегодня претендующие на звание «Кремниевых». К таковым, без сомнения, относится Люксембург. Маленькому княжеству легче проводить разумную экономическую политику даже в окружении таких постиндустриальных гигантов, как Германия, Франция и Бельгия. Добрососедские отношения позволяют призывать в собственную армию почти исключительно музыкантов. Трудовая миграция приветствуется, но не всякая. Высокий образовательный уровень и соответствующая оплата труда местного населения плюс полное отсутствие сырьевых ресурсов делают невыгодным производство дешевой массовой продукции. Страна живет продажей высоких технологий или, как минимум, высокотехнологичных изделий. Своих рабочих рук хватает, приветствуются только приезжие светлые головы.
Современный мотор должен быть эффективным и экологичным
© Фото: Delphi
Неудивительно, что многие зарубежные (в значительной мере — американские) фирмы выбирают княжество местом размещения своих научно-исследовательских и проектных подразделений, зачастую сворачивая свои ранее размещенные здесь производства.
Не стала исключением и компания Delphi, многие годы входившая в состав империи General Motors. Подразделение GM под названием General Motors Terex Division было основано 7 октября 1971 года. Занималось оно производством землеройных и строительных машин под принадлежащей концерну торговой маркой Terex. Минувшей осенью торжественно, в присутствии местных царствующих особ, министров правительства и руководителей компании, отмечали сорокалетие основания люксембургского завода GM, со временем ставшего научно-исследовательским, сервисным и логистическим центром Delphi.
Шаровые опоры Delphi признаны в России «опорами года»
© Фото: Delphi
В 1978 году здесь началось производство поставляемых на европейские рынки устройств и специального оборудования для автомобилей. Уже через несколько лет подразделение стало первым сервисным центром в Европе, специализирующимся на электронном оборудовании.
Девяностые годы были по-своему «лихими» не только для российской экономики. После серьезных преобразований центр сконцентрировался на проектно-опытных работах. На строительство аэродинамических труб, климатических камер и испытательных лабораторий, а также установку измерительной аппаратуры было затрачено около 2 млрд люксембургских франков (приблизительно 50 млн евро). Не забыли и о реконструкции инфраструктуры. Люксембургская площадка приютила и другие направления деятельности Delphi. Помимо действующего и поныне сервисного центра на ней размещается европейская штаб-квартира отделения «Термооборудование» и глобальные штаб-квартиры отделений «Силовые установки» и «Электрическая и электронная архитектура».
Common rail — гордость компа как и тепловое оборудование
© Фото: Delphi
В центре работает более 600 сотрудников из 27 стран. Они разговаривают на 18 языках. Язык общения выбирают исходя из собственных вкусов. Наиболее распространены немецкий и французский, чуть меньше — валлонский. Однако вся документация оформляется исключительно на английском.
Проектная и исследовательская деятельность центра сфокусирована на термическом оборудовании и силовых установках. В распоряжении разработчиков и испытателей имеются лаборатории непосредственного впрыска бензина, компонентов системы управления двигателем и (отдельно) термическим оборудованием, выпускной системы и выхлопа, установки для исследования вибрации и шума, камера электромагнитной совместимости, динамометры для двигателей и автомобилей, две аэродинамические трубы, гаражи и даже крытый испытательный трек с оборудованием для измерения внешнего шума. Разумеется, весь процесс моделирования, испытаний, конструирования и даже перевода технической документации полностью компьютеризирован. Оснащение одного центра сопоставимо с тем, что имеет в своем распоряжении весь российский автопром. По крайней мере, автомобильная аэродинамическая труба у нас работает только в Тольятти.
Common rail — гордость компа как и тепловое оборудование
© Фото: Delphi
Результатами деятельности центра становятся промышленные образцы, разработанные по техническим заданиям автопроизводителей. Их описание заняло бы не одну страницу. Достаточно упомянуть, что список новинок от Delphi, использованных в дебютировавших в этом году в Женеве и Франкфурте автомобилях, уместился на двух. Остановимся лишь на небольших примерах.
«КОНДЕЙ» — ДЕЛО ТОНКОЕ
Словно в подтверждение этой мысли компания Delphi начала производство самых тонких конденсоров с гнутой или сборной трубкой толщиной 12 мм. Таких изделий требуют автоконструкторы, борющиеся с каждым лишним граммом веса и миллиметром пространства. Но если бы они ограничивались только этим, жизнь производителей комплектующих была бы куда проще.
Диагностическое оборудование Delphi дает возможность выявить любую неисправность, при необходимости — связавшись со службой поддержки
© Фото: Delphi
На традиционные системы кондиционирования воздуха приходится примерно 5 % от общего расхода топлива. При пересчете в литры получается в среднем 106 литров в год. Стоимость одного литра вы знаете сами. А о такой непопулярной у нас теме, как вредные выбросы в атмосферу, нашим согражданам не грех и напомнить.
Технические решения, разработанные и уже используемые Delphi, позволяют снизить расход топлива на работу кондиционера вдвое. Джеймс Бертранд, президент Delphi Thermal Systems, утверждает, что автомобиль, использующий технологии компании, может сэкономить от 19 до 57 литров в год.
Это — «электрическа и электронная архитектура»
© Фото: Delphi
Прежде всего, изменили алгоритм работы компрессорной установки. Обычный кондиционер при умеренной температуре сначала максимально охлаждает поступающий наружный воздух, затем осушает его и подогревает до заданной температуры. Система уменьшения повторного подогрева от Delphi (SRHR) оптимизирует работу компрессора и уменьшает мощность, требуемую для охлаждения воздуха. Компрессор не охлаждает воздух до температуры, меньшей чем требуется. Не расходуется энергия на повторный нагрев.
При высокой наружной температуре используется технология смешивания входящего воздуха (AIM): охлажденный воздух из салона автомобиля частично смешивается с наружным воздухом и подается обратно в салон. «Атмосфера» в салоне освежается, но с меньшими затратами энергии на охлаждение.
Изменился и сам компрессор. Теперь он имеет переменный рабочий объем, что позволяет получить разную его производительность при одинаковой частоте вращения. Вы, конечно, помните, что коленвалы компрессора и двигателя связаны ременной передачей, т.е. их скорости вращения прямо пропорциональны. А в жизни случается в жару стоять в пробках или мчаться по автостраде с «на чуть-чуть» включенным кондиционером. Обороты двигателя в обоих случаях не будут оптимальными для работы компрессора постоянного объема. Новые компрессоры от Delphi могут иметь как пневматическое, так и электронное управление. В ассортимент новой продукции входят новейшие компактные регулируемые компрессоры (CVC). В их конструкции используется наклонная шайба и простой гармонический механизм перемещения, что обеспечивает повышение топливной экономичности, оптимальную совместимость с силовыми агрегатами автомобилей, возможность работы на высоких оборотах и более эффективное управление нагрузкой компрессора, а также снижает уровень шумов и вибраций по сравнению с прежними образцами.
Новые технологии отопления и кондиционирования воздуха, предлагаемые компанией Delphi, позволяют снизить расход топлива и выбросы в атмосферу
© Фото: Delphi
Электровентилятор климатической установки, к счастью, на обороты двигателя не завязан. Применение в его цепи контроллера с широтно-импульсной модуляцией (PWM) позволяет регулировать скорость вращения вентилятора HVAC, повышая его эффективность. Снижается потребление электроэнергии и, соответственно, топлива на ее выработку. Эффективность системы вентиляции и кондиционирования воздуха зависит и от теплообменников. Новые радиаторы и испарители Delphi лидируют в отрасли по соотношению эффективности, массы и габаритных размеров.
Салон автомобиля бывает полностью заполнен достаточно редко. Добиваться комфортного температурного режима на пустых пассажирских местах значит впустую сжигать топливо. Для экономии энергии Delphi разбивает салон на зоны (модули) и расходует энергию только там, где это действительно необходимо.
Повышение эффективности современных силовых установок имеет и обратную сторону: для нормальной работы климатической установки подчас не хватает энергии. Турбодизели на отдельных режимах плохо прогреваются сами по себе — на печки тепла не остается. Системы «стоп-старт» отключают вместе с двигателем и компрессор кондиционера. А для гибридов и, тем более, чистых электромобилей поддержание комфорта оборачивается сокращением запаса хода. Delphi предлагает в таких случаях использовать аккумуляторы термической энергии из материалов «с переходом из одной фазы в другую». Физический смысл их применения описан в школьном учебнике. Скажем, для того чтобы нагреть определенный объем воды на 5 градусов, требуется значительно меньше тепла, чем для того, чтобы изо льда с температурой минус 2 градуса получить воду с температурой плюс 3. Переход от одного агрегатного состояния вещества к другому требует больших дополнительных затрат энергии.
Один из «коньков» Delphi — электронные системы и интерфейсы
© Фото: Delphi
Идея не нова. Можно вспомнить опыты инженеров Volvo, еще в 70-е годы размещавших термосы с насыщенным раствором соли под сиденьями. Нагретый двигателем и припасенный «рассол» использовался для облегчения пуска и предварительного прогрева салона после стоянки на морозе. Пример обратного — аккумуляторы холода, используемые в термосумках. Накопители тепла (и холода) используют в промышленном и гражданском строительстве для снижения пиковых нагрузок в электросети и экономии средств за счет более выгодных ночных тарифов. Специалисты Delphi обобщили мировой опыт и нашли новое применение известным техническим решениям. Что, впрочем, не умаляет их заслуг.
От физики — к химии: Delphi разработала новый хладагент R1234yf, меньше влияющий на разрушение озонового слоя и, следовательно, на потепление климата. Или, как говорят специалисты, имеющий низкий потенциал глобального потепления (GWP). Климатическое оборудование Delphi устанавливает на свою продукцию большинство крупных автопроизводителей мира, включая даже российских.
КОМУ РЕШЕНИЯ?
Несмотря на бурное развитие гибридных и «чисто электрических» технологий старый добрый двигатель внутреннего сгорания списывать пока рано. Резервы совершенствования и бензиновых, и в особенности дизельных моторов еще далеко не исчерпаны. Неудивительно, что «зеленые» легковые дизели приобретают все большую популярность в Старом Свете и начинают находить все больше приверженцев в традиционно бензиновом Новом.
Электроника Delphi обеспечивает информацией и развлекает водителя и пассажиров
© Фото: Delphi
Среди последних разработок люксембургского технического центра Delphi — отмеченные в 2011 году премией Automotive News PACE Award (Вклад ведущих автомобильных производителей в совершенство) форсунки Multec homogeneous GDi injectors, обеспечивающие гомогенное распыление легкого топлива при непосредственном впрыске; новые промежуточные охладители наддувного воздуха и ряд других инноваций, способствующих сокращению выбросов и повышению топливной экономичности традиционных ДВС.
Являясь одним из ведущих поставщиков топливной аппаратуры для первичной (оригинальной) комплектации, компания не забывает и о вторичном рынке, предлагая расширенный ряд роторных насосов, систем Common Rail и запасных частей для их ремонта, форсунки и инжекторы.
Существенное изменение и усложнение систем впрыска топлива вызвало пересмотр подхода к дизельной диагностике и оборудованию для ремонта дизельной аппаратуры. В последние годы компания развивает новую структуру сервисного обслуживания, прообразом которой стало… колесо.
В этой камере проводят исследования вибрации и шума
© Фото: Delphi
Крупным ремонтно-диагностическим центрам, оснащенным сложным и дорогим диагностическим оборудованием и располагающим полным ассортиментом запчастей, в этой схеме отведена роль «ступицы» (по-новомодному — «хаба», от англ. hub). По «ободу», т.е. географически близко, размещаются сотрудничающие с Delphi независимые мастерские и авторизованные дилерские автоцентры. Выгоду от такой формы сотрудничества получают обе стороны. Предприятия автосервиса не несут расходов на дорогостоящее оснащение, не замораживают оборотные средства в виде неснижаемого запаса запчастей и не теряют клиентов из-за отказов выполнения сложных работ. «Хабы» не загружают своих высококвалифицированных работников рутинными операциями, продвигают бренд и воспитывают лояльность к нему как у сервиса, так и у конечного потребителя, и просто зарабатывают деньги на услугах и запчастях.
Сегодня широкая сеть из более 4000 центров по всему миру и около 1500 в Европе предлагает обслуживание и ремонт не только дизельной аппаратуры Delphi, но и других узлов различных производителей. Использование качественных оригинальных запчастей привлекает к сотрудничеству с Delphi не только независимые СТО, но и автоцентры официальных дилеров.
Экологический аэродинамический туннель
© Фото: Delphi
Клиенту, коим в данном случае является предприятие сервиса, предлагаются готовые решения, возможность заработать хотя бы часть из «уплывающих» из-за отказа в обслуживании денег.
Идея «готовых решений» составляет основу деятельности подразделения Delphi Product & Service Solutions (DPSS), в котором заняты примерно 1000 сотрудников, работающих для дистрибьюторов, оптовиков и автосервисов по всему миру. DPSS имеет головной офис в г. Трой, Мичиган, США, и европейский офис в Сержи, Франция.
DPSS поставляет на независимый вторичный рынок дизельную продукцию, оборудование для автосервиса, климатические установки, фильтры, средства облегчения запуска двигателя и аксессуары.
Но поставки запчастей — решения примитивные. В арсенале компании есть куда более изощренные предложения. Например, клиентам предлагается помочь сократить затраты на гарантийное обслуживание и усовершенствование технологий, а также обеспечить экономичными стратегиями в течение всего цикла работы их продукции, в том числе восстановления, ремонта и работы под заказ с небольшими объемами. В списке предложений: детали и ремкомплекты для замены изделий любых производителей; восстановленные автокомпоненты с качеством не ниже оригинальных; автомобильные устройства развлечения, комфорта и безопасности пассажиров, учитывающие индивидуальные потребности заказчиков; дополнительные услуги, в том числе упаковка, хранение на складе, возможности поставки на следующий день и в течение 24 часов, особая упаковка, программы восстановления деталей и т.п.
Лаборатория автомобильных выбросов
© Фото: Delphi
Крупнейший регион деятельности Delphi на вторичном рынке — Европа. Главные бизнес-линии Delphi включают в себя автомобильную электронику, ходовую часть, системы кондиционирования воздуха, такие дополнительные устройства, как автомобильное радио, сигнализация, а также дизельные топливные системы. Delphi работает с примерно 6800 дистрибьюторами в Европе.
ПЛАНОВ ГРОМАДЬЕ?
Говоря о России, представители компании прежде всего указывают на возможность поставок своих комплектующих на автосборочные предприятия нашей страны. Оно и понятно: огромный местный рынок — лакомый кусок для любого крупного производителя. Но насколько приход иностранцев выгоден нам?
Надо отдать должное американцам: свое первое производство в России они открыли раньше, чем наши сограждане услышали термин «локализация». Представительство Delphi было открыто еще в СССР, в Москве в 1990 году. Пятью годами позже в Самаре заработало совместное предприятие по производству автомобильной электропроводки. Ориентировалось оно на потребности АвтоВАЗа, а сегодня контролирует 40% российского рынка. В 1997 году на российский автозавод поступили первые кондиционеры Delphi, а в 2000 году в России начали производить компоненты электронных систем управления двигателем.
Центр в Башараже — один из ведущих технических центров Delphi
© Фото: Delphi
Эволюция конструкции электропроводки подтолкнула к созданию в 2006 году нового совместного предприятия в Сургуте. Оно производит соединительные системы, т.е. разнообразные клеммы, контакты и колодки, обеспечивающие электрический контакт проводов и электроприборов. Здесь же теперь производится окончательная сборка пучков проводов. Идет подготовка к запуску еще одного завода в Чапаевске, во все той же Самарской области — поближе к исконно российским автозаводам. А вот следующее предприятие возникнет, скорее всего, на линии «Санкт-Петербург — Калуга» с прицелом сразу на два новых автомобильных кластера. Как вклад в программу локализации.
«Эка невидаль — пучок проводов!» — скептически воскликнет «продвинутый» читатель. И будет не очень-то прав. В современном автомобиле нет второстепенных мелочей. Обычный жгут проводов весит до 60 кг. Предлагаемые Delphi решения по минимизации содержания меди, снижению толщины изоляции провода и размеров пучков, и даже по использованию проводов сечением вплоть до 0,13 мм² без применения автоматической сборки помогают снизить массу автомобиля, расход топлива и уровень вредных выбросов CO2. Приоритетной задачей для конструкторов становится минимизация компоновочного пространства, в т.ч. в соединительных системах и электрических центрах. Delphi предлагает свыше 10 000 соединительных систем, учитывающих потребности абсолютного большинства автопроизводителей.
Жгуты низко- и высоковольтных проводов, модули топливных насосов и другие компоненты систем подачи топлива от Delphi сегодня используют и ВАЗ (включая СП с GM), и УАЗ, и «Автофрамос» (Renault). Идут переговоры с другими производителями.
Электрическая архитектура — это только начало пути. Компания готова предложить российским заказчикам весь ассортимент выпускаемой продукции. Компактные и экономичные кондиционеры Delphi вполне подходят для нашего сурового и неустойчивого климата. Эффективные радиаторы, возможно, отучили бы некоторые отечественные моторы кипеть по поводу и без повода. С хорошими медиацентрами было бы веселее стоять в пробках. А четко работающая топливная аппаратура не превращала бы это стояние в пребывание в газовой камере. Слово за нашим автопромом. А пока он пребывает в раздумье, мы сможем воспользоваться фирменным сервисом Delphi: в ближайшем будущем откроется первый «хаб».
Основательный приход иностранных производителей — это не только инвестиции и новые рабочие места. Последнее даже спорно: модернизация предприятий, ставших совместными, ведет к повышению производительности труда и, как следствие, к сокращению персонала. Но современный зарубежный менеджмент учит эту самую производительность повышать, что является первостепенной задачей для нашей тщедушной по былым меркам и подчас агонизирующей экономики. Рабочие учатся работать, руководители всех ступеней — управлять, инженеры — проектировать. Завтра, оказавшись на другом предприятии, они уже не смогут работать иначе. Конечно, высокое качество комплектующих влияет на качество продукции нашего автопрома, на ее безопасность. Работающие заводы приносят в казну налоги, трудоустраивают людей. Но главной пока остается именно цивилизационная функция. Нам надо учиться нормально работать и нормально жить.
А посему пожелаем Delphi успехов в ее связанных с Россией планах.
СПРАВКА
Транснациональная компания Delphi со штаб-квартирой в г. Трой (штат Мичиган, США) входит в десятку ведущих поставщиков систем электроники и технологий для автомобильной промышленности и рынка запчастей. Ее исследовательские, производственные и сервисные подразделения осуществляют свою деятельность в 30 странах мира. Бизнес Delphi разделен на пять направлений: «Электрическая/электронная архитектура» (электронные/электрические распределительные системы, системы соединений, центры электроники), «Электроника и безопасность (электронные приборы, информационные и развлекательные системы и панели управления), «Силовые установки» (системы управления дизельными и бензиновыми двигателями), «Термооборудование» (системы кондиционирования воздуха и охлаждения агрегатов) и торгово-сервисное подразделение Product and Service Solutions («Решения по продукции и сервису»), занимающееся гарантийным обслуживанием и поставками на вторичный рынок всего ассортимента продукции и, в особенности, дизельных компонентов.
Среди постоянных заказчиков оригинального оборудования (OE — original equipment) — не только абсолютное большинство производителей легкового и коммерческого автотранспорта, но и известнейшие в мире электронщики (Compaq, Nokia), и даже крупнейший авиастроитель Boeing. Используют комплектующие Delphi и российские автозаводы.
Кредо компании — «Инновации для реального мира, которые делают изделия умнее и безопаснее и, в то же время, мощнее и эффективнее».
Подробнее о компании можно узнать на www.delphi.com.