Top.Mail.Ru
Clarion. Горячая линия

Clarion. Горячая линия

24.06.2002
В позапрошлом номере мы рассказали об источниках «автозвука» на примерах головных устройств Clarion. Новая линейка этой фирмы, представленная в России компанией A&T Trade, совершенно непохожа на все, что Clarion предлагала в последние годы

Роман Пашарин

В позапрошлом номере мы рассказали об источниках «автозвука» на примерах головных устройств Clarion. Новая линейка этой фирмы, представленная в России компанией A&T Trade, совершенно непохожа на все, что Clarion предлагала в последние годы.

Автозвук и Dolby
 

Clarion. Горячая линия

CD-ресивер Clarion DXZ928R
© Фото: Clarion

В 1998 году домашний кинотеатр забрался в автомобиль, не смутившись тем, что «помещение» не подходит ему размерами. Уже во второй половине 90-х многие производители, в том числе Clarion, нашли иные способы применения многоканальных усилителей и акустики в салоне машины.

 

В том же 1998-м получили некоторое распространение диски CD-ROM с многоканальными звуковыми дорожками в формате DTS.

Фирма KEF немедленно выпустила декодер-процессор, подключаемый к любому CD-ресиверу, имеющему цифровой аудиовыход, и декодирующий многоканальные DTS-фонограммы. Но «акулы грамзаписи» не выразили желания завалить рынок подобной продукцией.

Толчком к распространению псевдомногоканального звука из обычной стереофонограммы послужило распространение системы многоканального звука Dolby Stereo.

Фирма QSound еще в 1986 году предложила способ создания псевдомногоканального звука на базе процессора фирмы Sansui. В 90-е подобные алгоритмы проникли в автомобильную аппаратуру.

Тогда же Dolby Laboratories занимался улучшением алгоритмов декодирования матричных аналоговых фонограмм Dolby Stereo Surround. На начало 90-х лучшим способом декодирования был Pro Logic, и фирма решила совместить его с алгоритмами создания псевдомногоканального звука из обычной стереофонограммы. Так родился Dolby Pro Logic 2 (DPL-2).

Методика декодирования DPL-2 основывается на тех же принципах управления усилителями контроля напряжения, что и ее предшественница. Между усилителями и декодером появляется подобие логической связи, позволяющее декодеру быстрее реагировать на изменение приоритетов в области доминирующих сигналов. Это позволяет лучше сохранять соотношение тихих и громких звуков.

Другое новшество состоит в борьбе с «фантомными» источниками звука, возникающими, например, между центральным и левым (правым) фронтальным громкоговорителем. Для этого уровни всех выходных каналов в процессе их декодирования выравниваются.
DPL-2 включает использование средств управления низкочастотными компонентами и возможность организации сабвуферного канала на уровне стандарта, что отсутствовало в Pro Logic.

Наконец, частотный диапазон тылового канала ограничен лишь форматом представления звукоданных в том сигнальном процессоре, при помощи которого производится обработка. Иными словами, частотные диапазоны «тыла» и «фронта» эквивалентны.

Помимо декодирования четырехканальных матричных фонограмм Dolby Stereo с использованием пяти колонок и сабвуфера новая система создает искусственное шестиканальное звучание из двухканальных фонограмм. «Раскладка» инструментов и голосов по виртуальным каналам воспроизведения не всегда удачна.

Например, вокалист, которому следует быть в центре (колонка центрального диалогового канала), может «оказаться» совсем в другом месте. Поэтому все процессоры DPL-2 позволяют управлять искусственным звуковым полем, сдвигая кажущиеся источники звука по часовой стрелке или против.

Предлагается также регулировка «размерности» виртуального центрального канала путем подстройки соотношения громкости звучания двух фронтальных и центрального динамиков. Это очень важно для автомобиля, где положение слушателей относительно центрального громкоговорителя далеко от идеального.

Первые стационарные приборы с Pro Logic 2 появились в конце 2000 года, автомобильные — весной 2001-го. Это были дополнительные модули звукообработки, выпущенные небольшими американскими фирмами, например, Rockford Fosgate. Компании же, наиболее активно продвигающие DPL-2 в стационарных многоканальных системах (Kenwood, Pioneer и др.), так и не выпустили автомобильную DPL-2-совместимую аппаратуру.

Пионером в этой области стала Clarion. Ее интерпретация DPL-2 называется AC Processor II. Это универсальный процессор звукового поля, встраиваемый в штатные головные устройства и эквалайзеры. Процессор позволяет управлять временной задержкой приходящего от динамиков звука, что не предусмотрено стандартом DPL-2, но необходимо для слушателей, находящихся в разных частях салона автомобиля. AC Processor II наделен также функциями параметрического эквалайзера.

Новые источники звука и процессоры звукообработки

Головные устройства

CD-ресивер DXZ928R можно сравнить с копилкой, в которую сложено все лучшее, придуманное конструкторами Clarion за последние годы.
Одна из интереснейших его особенностей — автоматическая регулировка громкости воспроизведения в зависимости от скорости движения автомобиля. Эта функция — SVDC (Speed Dependent Volume Control) — основана на работе датчика вибраций, сопряженного с микропроцессором, и применяется еще только в одном головном устройстве — DVD-ресивере с откидным 7-дюймовым жидкокристаллическим экраном VRX928RVD.
Для прижимистых киноманов существуют DVD-проигрыватель универсального назначения с пультом ДУ модели VS718 (однодисковый) и VHS-cтереопроигрыватель CVP9700.

Им же адресован двухблочный DVD-проигрыватель DVS970Z (тоже однодисковый). Он состоит из DVD-транспорта, устанавливаемого в стандартное DIN-гнездо на приборной панели, и такой же коробки без кнопок. В ней находится процессор-декодер многоканальных фонограмм Dolby Digital и DTS.

Устройство работает самостоятельно и может служить в качестве головного тем, кому не нужно радио. Имеется даже сабвуферный кроссовер с тремя частотами среза. К сожалению, эта модель не оборудована DPL-2-процессором, однако им оснащен отдельный процессор/декодер многоканальных фонограмм Dolby Digital и DTS модели DVH923 (продаваемый с контроллером управления DVC923). Он также наделен функцией SVDC и сабвуферным кроссовером с тремя частотами среза.

Эта приставка может работать в связке с дешевыми CD-ресиверами и магнитолами, к которым можно подключить этот процессор и DVD-чейнджер VCZ628 вместо банального CD-чейнджера. VCZ628 способен осуществлять даунмикс (преобразование многоканальных фонограмм в двухканальный вид) фонограмм Dolby

Digital в обычное стерео, а также воспроизводить МР3-файлы, отображая буквенно-цифровую информацию из их заголовков (ID3-tag) на видеомониторе.
Среди отдельных видеомониторов хотелось бы отметить VMA7192, 6493 и 5092. Если вставить запятую между первыми двумя цифрами в названии, получится точный размер в дюймах по диагонали. Эти относительно недорогие мониторы предназначены для установки в подголовники, а встроенный в каждый из них ИК-приемник позволит пассажирам-зрителям пользоваться пультом ДУ.

Еще интереснее монитор VMA8582, выполненный в виде складной конструкции, крепящейся к потолку, и оснащенный передатчиком для беспроводных ИК-наушников WH200, WH105 и WH100. Кстати, процессор DVH923 предлагает алгоритм Dolby Headphones — эмуляцию многоканального звучания в наушниках путем моделирования звука типичного домашнего кинотеатра в пределах виртуальных «комнат» трех размеров.

Среди CD-ресиверов имеется шесть моделей с возможностью управления DVD-чейнджером VCZ628, в том числе недорогая DXZ528R. К услугам же самых что ни на есть скряг — модель DB328RB, выпуск которой будет продолжен.

Все эти возможности взаимной интеграции стали реальностью благодаря шине управления Ce NET, вытеснившей устаревшую C-BUS, доминировавшую еще три года назад.

К сожалению, кассетные магнитолы фирмы Clarion, включая оснащенную контроллером Ce NET высшую модель AXZ613, неспособны управлять DVD-чейнджером VCZ628. Правда, по поводу AXZ613 текущий каталог фирмы дает противоречивые сведения: одни его страницы гласят о невозможности управлять вышеупомянутым DVD-чейнджером, другие — о возможности.

Очевидно, составители каталога имеют в виду вариант управления чейнджером при помощи пульта ДУ. В таком случае в список аппаратов, сотрудничающих с VCZ628, можно включить CD-ресивер DXZ428R и комбинированное устройство CD-ресивер + кассетный проигрыватель ADZ628R форм-фактора 2 DIN. Кассетный проигрыватель этого «комбайна», так же, как AXZ613, оснащен системой шумопонижения Dolby B и построен на базе реверсного лентопротяжного механизма с логическим управлением.

Отжившая свой век шина C-BUS еще применяется в недорогих кассетных и мини-дисковых магнитолах MXZ718R и MX418R. Они снимаются с производства, однако присутствуют в текущем каталоге фирмы.

Мини-диск покидает рынок под напором МР3. Clarion уловила эту тенденцию. Ею предлагаются CD-ресивер среднего класса DXZ818RMP (с возможностью управления DVD-чейнджером) и модель для «спартанцев» DB628RMP (не имеющая контроллера для управления внешними устройствами). Эти современные аппараты читают записи с дисков CD-RW и CD-R. Кроме того, МР3-файлы читают многократно упомянутый DVD-чейнджер и DVD-ресивер VRX928RVD.
Для владельцев современной аппаратуры с шиной Ce NET, не желающих расставаться с коллекцией мини-дисков, выпущен MD-чейнджер (на шесть дисков) MDC655z.

CD-чейнджеры представлены тремя моделями: DCZ628 (единственная с возможностью чтения дисков CD-RW и информации из субкода дисков), DC628 (версия для шины C-BUS, лишенная оптического цифрового выхода) и CDC1255z (12-дисковая, «руководимая» по шине Ce NET).

Все это богатство требует массы аксессуаров для нормальной работы. Необходимы, в частности, оптические цифровые кабели для стыковки DVD-проигрывателей с процессорами звукового поля, штекеры которых мало похожи на обычный домашний Toslink. Фирма выпускает такие кабели в длинах от полутора до пяти метров. Также предлагается широкий ассортимент видеокабелей и переходников.

Усилители и акустика

Четырехканальный усилитель АРА4300НХ должен удовлетворить будущих покупателей SACD-аппаратуры. Он входит в серию НХ, где имеются динамики со сверхвысокочастотными громкоговорителями. Маркетинговый ход позволил Clarion опередить еще не существующих конкурентов в этой области.

Усилитель развивает долговременную мощность 4х75 Вт при 4 Ом (суммарный коэффициент нелинейных искажений, искажений интермодуляции и шумов — ТНD — менее 0,002%) и 4х150 Вт «пик». Он построен по схеме «двойное моно» с активным охлаждением (качественный «пропеллер» на подшипниках вращения, не качения).

Модель имеет ряд особенностей. Встроенный микшер выделяет низкочастотный сигнал, поступающий со всех четырех входных каналов от источника.

Большинство других усилителей такой возможности не имеют. Модель может работать с нагрузкой сопротивлением 1 Ом, например, с сабвуфером. Имеется сабвуферный кроссовер и фильтры, подстраиваемые отдельно каждому из четырех каналов. Наконец, усилитель оснащен высокоэффективным импульсным стабилизатором питания на полевых транзисторах с высоким кпд.

Три других модели — АРА4204, АРА2104 и СРА4068 — мы описали в прошлых статьях. Напомним, все эти усилители рассчитаны на работу с источниками с выходным напряжением от 0,1 до 4 В.

Главным хитом новой коллекции динамиков фирмы являются отдельно продаваемые высокочастотники SRH290HX (цена — около $100). Они воспроизводят частоты от 1,5 до 120 кГц. При этом купол диафрагмы их диффузора выполнен, по традиции фирмы, из шелка, чем обеспечивается лишенное окраски, типичной для металлических диффузоров, звучание.

Множество людей, купивших стационарный SACD-проигрыватель, рыщут в поисках сверхвысокочастотников в дополнение к ВЧ-динамикам колонок. Покупателя не балуют широтой выбора, предлагая подобные динамики по ценам от $250 за пару — часто с металлическими диффузорами и полосой воспроизводимых частот до 45 — 60 кГц.

SRH290HX характеризуются чувствительностью 90 дБ-Вт на метр и способностью выдерживать до 200 Вт кратковременной нагрузки. Они хорошо подойдут и к маломощному усилителю. Вы можете изготовить для них маленькие корпуса и установить рядом с колонками или поместить в салон машины.

Существует также комплект SRS1750HX, состоящий из 16,5-сантиметровых мидбассовых динамиков, вышеуказанных «пищалок» и кроссоверов с глубиной среза 12 дБ на октаву. Мидбасс имеет диффузор из стекловолокна и магнит из феррита стронция.

Фирма предлагает следующий вариант составления шестиканальной акустической системы: SRS1750HX в качестве фронтальной пары, активная центральная колонка SRK601 (с 20-ваттным усилителем), АС модели SRX1784 в качестве тыловой пары и активный сабвуфер SRV303 или SRV202.

Динамики SRX1784 — уникальные коаксиальные громкоговорители со сверхвысокочастотной секцией, работающей до 80 кГц. НЧ- и ВЧ-секции работают синфазно. В серию входят модели SRX1384 (13 см) и SRX6984 (овальные, ВЧ-секция до 50 кГц). Активные сабвуферы, оснащенные усилителями 120 Вт у каждой модели, различаются больше формой, чем содержанием: модель 202 выполнена в прямоугольном корпусе из обшитой кожей ДСП, а 303 похожа на камбалу.

Конечно, такая комбинация является бюджетным решением, больше подходящим для DVD-Video, чем SACD. Слушателям последнего рекомендуем не поскупиться на SRS1750HX в качестве тыловых динамиков, а для центра выбрать подходящий по размеру мидбасс, доукомплектовав его одним динамиком SRH290HX. Эти «пищалки» отлично дополнят мидбассовые динамики любого производителя, будь то Poweramper, Focal, Eton и т.д.

Увы, Clarion не предлагает отдельные мидбассовые динамики европейскому покупателю. Зато продает монструозный 80-сантиметровый сабвуферный динамик SRW8000, о котором мы уже писали. Предлагаются и менее «чудовищные» SRM3091 и 2591 — 30 и 25 см соответственно.

Среди недорогих коаксиальных динамиков фирмы выделяется серия Sound Explorer, состоящая из пяти моделей. В их конструкции применен акустически «мертвый» стальной сплав для корзин.

К сожалению, эти недорогие, но качественные изделия пока не находят поддержки в виде соответствующего их возможностям источника звука. Надеемся, это будет продолжаться недолго.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное