Будущее без опасности: как Mercedes-Benz планирует добиться нулевой смертности в ДТП

текст: Максим Федоров / фото: Mercedes-Benz / 22.07.2019
Ежедневно на дорогах гибнет 3700 человек, хотя в развитых странах с этой проблемой борются давно и вполне успешно. Так, согласно глобальной программе Vision Zero, к 2025 году автопроизводители должны добиться нулевой смертности в ДТП. Компания Mercedes-Benz, принявшая вызов этого «челленджа», поделилась с нами своими представлениями о том, как сделать автомобили полностью безопасными.

Заводской ангар на окраине Зиндельфингена вместил в себя будущее и прошлое систем безопасности, над которыми в Mercedes-Benz работают с середины прошлого века. Прототипы ESF (нем. Expiremental Sicherheits Fahrzeugs — «экспериментальный безопасный автомобиль»), наглядный пример того, как мозговым штурмом решались вопросы снижения негативных последствий ДТП. И хорошо видно, как менялись приоритеты: если в 70‑х годах конструкторы пытались сохранить сам автомобиль, встраивая в бамперы пневматические демпферы, то в 90‑х ради безопасности пассажиров они были готовы деформировать двери S-класса «надувными» брусьями. Сейчас многие из этих решений, не появившихся на серийных машинах (как, например, самопристегивающийся ремень безопасности в одной из первых моделей ESF), вызывают улыбку. Но зато те, что пошли, спасли жизнь сотням (!) тысяч человек. Достаточно сказать, что Mercedes-Benz первым ввел в стандартное оснащение автомобилей систему ABS, а также подушки безопасности. Или возьмем фирменную систему Pre-Safe: с ней число пассажиров, получивших травму головы при ДТП сократить на 30%, а шеи — на 40%.

Современные системы пассивной и активной безопасности позволили добиться впечатляющих результатов по снижению смертности в ДТП. Однако двигаться дальше к заветной нулевой отметке становится все сложнее. Уже никто не ждет, что появятся новые прорывные разработки, которыми в свое время стали трехточечные ремни безопасности, подголовники, эйрбэги или системы ABS с ESP. Автопроизводители достигли в этом деле потолка, «пробить» который может только исключение из процесса управления машиной слабого звена — самого человека. Но даже в отдаленной перспективе автопилоты не смогут повсеместно заменить водителя, а раз так, то нужны новые решения, которые в компании Mercedes-Benz и продемонстрировали нам в Зиндельфингене. Правда, большинство из представленных идей пока далеки от серийного воплощения, а некоторые вызывают здоровый скепсис.

ПОД КОЛПАКОМ

Привыкайте: с приходом эры автономного вождения квадратный руль заменит привычную баранку, а педали будут убираться в пол.

Прототип электрического автопилотируемого кроссовера GLE с блоками светящихся лидаров на крыше стал квинтэссенцией все новых разработок по предотвращению ДТП и смягчению их последствий для человека. Сам по себе автомобиль с системой автономного вождения может исключить водительские ошибки, но не может гарантировать 100‑процентной безопасности. Автопиолоту приходится взаимодействовать с окружающим миром, а он, увы, несовершенен. Поэтому мозговой центр прототипа работает не только над задачей безопасного ведения по маршруту, но и ежесекундно сканирует пространство, контролируя перемещение других участников дорожного движения и пешеходов. Вокруг автомобиля существует три невидимых контура — пограничные зоны, при пересечении которых системы активной безопасности приводятся в «боевое» положение и подается предупреждающий сигнал «чужаку». Эта система работает даже тогда, когда машина просто припаркована: она фиксирует перемещение пешеходов, и если последний решит выбежать рядом с ней на дорогу — сигнальные лампы на крыше предупредят пешехода и другие машины об опасности.

СВЕТИТ ОИ ПОКАЗЫВАЕТ

Сигнальная система прототипа также включает ЖК-монитор на месте решетки радиатора и проекционный дисплей на заднем стекле. Показывая предупреждающие дорожные знаки, система автоматически проинформирует движущиеся сзади машины о заторе, аварии или дорожных работах, а те кто едут впереди, увидят сообщение о необходимости создать коридор для скорой или полиции. Плюс на кузове есть светящиеся электролюминесцентные полосы, которые привлекут внимание других водителей при подъезде к перекрестку. Даже не сомневаюсь, что в Германии эта система сработает как надо, но на дорогах Москвы или Пекина такой Mercedes-Benz будет светиться и переливаться огнями не хуже елочной гирлянды, а если добавить сюда два экрана, транслирующих дорожную информацию… И хорошо, если такой автомобиль в потоке будет один. А если нет? Несложно себе представить масштабы световой какофонии, которая может не только помочь, но и навредить, отвлекая внимание других водителей. Так что идея интересная, но требует доработки.

Завидев велосипедиста, машина предупредит о нем других участников движения.

Проектор на заднем стекле может сделать машину абсолютно «прозрачной».

Этот пешеход хочет перебежать дорогу, но машина начеку: вспыхнувшие электролюминисцентные полосы на кузове и лампы на лидарах просигнализируют об опасности.

ВКЛЮЧИТЕ СОЛНЦЕ!

Оказывается, подсветку салона автомобиля также можно использовать во благо безопасности. Так, согласно исследованиям Mercedes-Benz, недостаток солнечного света негативно сказывается на утомляемости водителя. В особенности это касается северных стран, где с осени до весны стоит, в основном, пасмурная погода. И даже наличие люка или стеклянной крыши не решает эту проблему: свет от него достается по большей части задним пассажирам, да и в плохую погоду толку от них мало. Решить эту проблему предлагается установкой ламп подсветки над головой водителя, чтобы создать в салоне световой фон, максимально близкий к естественному. Эксперименты на финских дальнобойщиках, а также на водителях обычных легковушек Mercedes-Benz, показали положительное влияние такой подсветки. Конечно, не доверять этим данным нельзя, но эксперимент это одно, а реальная жизнь — совсем другое. Лично мне свет в салоне мешает, а если яркий светильник включат прямо над головой…

ЭТО ЗНАК

Еще одно ноу-хау Mercedes-Benz касается… знака аварийной остановки! Дело в том, что немало смертельных ДТП на трассе происходит из-за наезда на машины, водители которых не успели или просто забыли выставить знак при аварии или поломке. Чтобы решить эту проблему наверняка, в прототипе ESF 2019 используется сразу два знака аварийной остановки, и оба они автоматизированы. Первый, расположенный на крыше, поднимается в случае ДТП или остановки на автобане. Второй — это уже настоящий робознак с электроприводом: он сам выезжает на дорогу из-под днища по специальному трапу и откатывается на безопасное расстояние от машины. Любопытно, сколько минут такой знак простоял бы на российской дороге до того, как его переехал другой автомобиль или пока его попросту не украли? А во что превратится этот знак при езде по грязи и сколько соленых зим он переживет? Ну и при ударе в корму вся эта дорогостоящая автоматика, понятное дело, накроется медным тазом. Так что пока незачет.

Выезжающий из-под машины роботизированный знак аварийной остановки — полная утопия, по крайней мере в российских реалиях.

БЕЗ РУЛЯ И ПЕДАЛЕЙ

Важное преимущество беспилотного автомобиля, помимо того что он исключает человеческий фактор в ошибках управления, это возможность отказаться от руля и педалей. Нет, совсем их убирать пока не будут, но руль, к примеру, можно сделать меньше (как у формульных болидов), а при включении режима автопилотирования отодвинуть его, как и педали, подальше от водителя. В этом случае риск травмы ног или головы в случае фронтального ДТП уменьшается в разы. Водительскую подушку безопасности при этом можно разместить на передней панели, а ее объем сделать больше. Учитывая, что руль и педали уже давно управляются по проводам, ничто не мешает к 2025 году воплотить эту идею в серийных моделях.

ПОДУШКА НЕ ДЛЯ СНА

Своей подушкой безопасности немецкие конструкторы планируют оснастить и задних пассажиров. Кстати, такие попытки предпринимались Mercedes-Benz еще в начале 70‑х годов, но в первых прототипах ESF размеры задних эйрбэгов были такими, что при их установке в спинки передних кресел места для ног пассажиров уже не оставалось. Но с тех пор технологии продвинулись далеко вперед и уже ничто не мешает сделать такой эйрбэг максимально компактным. А ноу-хау Mercedes-Benz с надуваемым каркасом, когда газом заполняется не весь объем подушки, а только ее контур, позволяет решить проблему с корректной работой такой подушки при различном положении переднего кресла и росте заднего пассажира. Дополнительно в Mercedes-Benz предлагают модернизировать боковые эйрбэги, встроив их в боковины передних кресел, причем с двух сторон. Такие подушки закрывают все тело седока, заменяя также занавески безопасности. Отличная идея!

Такие эйрбэги способны заменить боковые подушки и шторки безопасности. Кроме того, они защищают тело седока сразу с двух сторон. Отличное решение! Осталось дождаться его появления на серийных машинах.

Запатентованная Mercedes-Benz подушка безопасности для задних пассажиров пока проходит испытания.

ТЕПЛЫЙ ПРИЕМ

По статистике, самый высокий риск получить смертельную травму при ДТП у пассажиров, которые не пользуются ремнями безопасности. Как заставить их пристегиваться? Штрафовать? Увы, реже всего пристегиваются жители развивающихся стран, а там либо штрафы за это нарушение минимальны, либо дорожная полиция закрывает на него глаза. Отойдя от методики «кнута», в Mercedes-Benz предложили методику «пряника», оснастив ремни безопасности… подогревом! По логике немцев, такой ремень приятнее телу, и это должно мотивировать пассажиров чаще нырять в его теплые «объятья». Наверное, зимой в России эта идея могла бы прижиться, хотя зона подогрева мала, да и через теплую одежду эффективность работы такого ремня ощутимо снижается. Только вот главная зона риска по этой проблеме отнюдь не Россия, а Индия и страны Юго-Восточной Азии, где скорее пригодился бы ремень с охлаждением.

КАПСУЛА БЕЗОПАСНОСТИ

К вопросу безопасности маленьких пассажиров компания Mercedes-Benz и производитель детских кресел Romer подошли со всей серьезностью. Глядя на это карбоновый кокон с Wi-Fi, камерой видеонаблюдения и системой контроля жизнедеятельности, можно только порадоваться за «золотых» детей, родители которых купят этот «девайс» для перевозки своего чада. Это сиденье интегрируется с штатным медиацентром, позволяя видеть на его экране температуру тела малыша, в какой фазе он находится (спит или бодрствует), а также наблюдать за ним онлайн. Тот же функционал имеет и мобильное приложение, которые также можно подключить к креслу. Для смены варианта перевозки ребенка (спиной или лицом по ходу движения) и его более комфортной посадки кресло поворачивается на 180 градусов. При этом автоматика не позволит отправиться в путь, когда кресло находится в промежуточном посадочном положении (повернуто на 90 градусов) — бортовая система автомобиля выдаст предупреждающий сигнал. Но самое главное, такое кресло снабжено датчиками ремней безопасности и боковыми упорами, которые автоматически выдвигаются при срабатывании системы Pre-Safe, помогая удержать кресло в исходном положении. Понятно, что такое кресло будет стоить недешево, но покупатель на него найдется, причем не только среди приверженцев Mercedes-Benz: ведь речь идет о безопасности ребенка. Правда, пока это кресло — концепт. Но Romer стоит поторопиться, пока их разработку не «клонировали» китайцы.

Разработанное совместно с Romer детское кресло отличается не только каркасом из углеволокна, но также наличием…

…датчиков температуры тела, системы видеонаблюдения, Wi-Fi и встроенной аккумуляторной батареи.

Непристегнутый ремень детского кресла сразу видно на дисплее медиасистемы.

ХАРД И СОФТ

Повысить безопасность автомобиля можно не только переделкой его конструкции, но и «малой кровью». Например, усовершенствовать софт системы Pre-Safe, прописав в ней возможность активации преднатяга ремней безопасности не только при резком замедлении или опрокидывании, но и при высоких перегрузках, возникающих при быстром прохождении поворота. Такое решение планируется внедрить на серийных Mercedes-Benz уже в ближайшем будущем. У Mercedes-Benz есть еще одна софтовая идея, которая должна помочь предотвратить ДТП при заторах на автобанах. В машинах с автопилотом можно предусмотреть функцию распознавания приближения сзади машины на высокой скорости, и в случае нехватки тормозного пути осуществить «прыжок» вперед, к бамперу впереди стоящей машины — чтобы лихач сумел оттормозиться не в вашу корму. Правда, тут нужно учесть множество факторов и правильно рассчитать тормозной путь, причем сделать это стремительно — пока так быстро реагировать не умеют даже самые совершенные системы ПВО. Впрочем, еще не вечер: до 2025 года время есть.

Первые прототипы ESF (число на борту — это их порядковый номер) создавались под американские стандарты безопасности, поскольку должны были демонстрироваться в США. Отсюда — уродливо торчащие бамперы, позволяющие автомобилю пройти легкий краш-тест без видимых повреждений.

 

Статьи по теме
Популярное