Top.Mail.Ru
Автобусы СССР: на чем ездили москвичи в прошлом веке

Автобусы СССР: на чем ездили москвичи в прошлом веке

фото: Михаил Ожерельев, «Группы ГАЗ» и ГУП «МОСГОРТРАНС» / 22.10.2015
Столичный музей наземного городского пассажирского транспорта представил уникальную коллекцию ретро-автобусов. Расскажем о наиболее интересных экспонатах

Михаил Ожерельев

Парады автобусов, трамваев и троллейбусов в Москве становятся доброй традицией и имеют огромное значение в деле сохранения культурного наследия города. Нынешний автобусный парад был приурочен к годовщине начала регулярного движения этого вида транспорта в столице: 8 августа 1924 года был открыт первый регулярный маршрут, соединивший Каланчевскую (ныне Комсомольскую) площадь и Александровский (Белорусский) вокзал. Протяженность первого маршрута составляла всего 8,5 км. Для справки: на сегодняшний день в Москве действуют 668 маршрутов автобусов общей протяженностью более 7000 км.

Автобусы СССР: на чем ездили москвичи в прошлом веке

ЗиЛ-158В выпущен Ликинским автобусным заводом в 1965 году

В этом году, по информации организаторов, в атмосферу прошлого века смогли окунуться более 30 тыс. москвичей и гостей столицы. Каждый желающий мог сфотографироваться в кабине водителя, посидеть в салоне автобуса, прокомпостировать билет. А затем, для сравнения, пересесть в салон самой современной пассажирской машины.

ПРОШЛОЕ

Музей наземного городского пассажирского транспорта продемонстрировал москвичам уникальную коллекцию ретро-автобусов. В параде, в числе специально отреставрированной ГУП «Мосгортранс» техники, участвовали автобусы ЗиЛ-158В, ЛиАЗ-677, КАвЗ-663 и другие.

ЗиЛ-158В выпущен Ликинским автобусным заводом в 1965 году. Автобус был рассчитан на перевозку 60 пассажиров, включая 32 посадочных места, компоновался бензиновым двигателем ЗиЛ-158 мощностью 109 л. с. и развивал скорость до 65 км/ч. Стоит отметить, что с 1957 по 1959 год эти машины выпускались на Заводе им. Лихачева, и лишь в 1960-м производство было передано на ЛиАЗ, с конвейера которого они выходили вплоть до 1970 года. В Москве данная модель была широко распространена с конца 1950-х до 1974 года. Последние машины были сняты с маршрута в 1978-м. На базе этой модели создавались передвижные телевизионные станции, эксплуатировавшиеся до конца 1980-х.

Автобусы СССР: на чем ездили москвичи в прошлом веке

Городской ЛиАЗ-677М в классической городской окраске

ЛиАЗ-677 выпускался Ликинским автобусным заводом с 1967 по 1996 год и являлся самым массовым отечественным автобусом. В те времена «луноход», как часто называли «шестьсот семьдесят седьмой», был атрибутом любого городского пейзажа. На улицах Москвы эта модель сменила ЗиЛ-158В. Автобус не только эксплуатировался на территории СССР, но и поставлялся на экспорт. ЛиАЗ-677 был рассчитан на перевозку 110 пассажиров, оснащался бензиновым двигателем ЗиЛ-375Я7 мощностью 180 л. с. и развивал скорость до 70 км/ч. Плавный ход обеспечивала 2-ступенчатая гидромеханическая АКП — весьма прогрессивное на тот момент решение. Впрочем, именно из-за нее автобус оказался довольно «прожорливым» — расход топлива доходил до 50 л/100 км.

КАвЗ-663 выпускался Курганским автобусным заводом с 1960 года. Полноприводной служебный автобус малой вместимости был рассчитан на перевозку 8 пассажиров и 2 тонн груза и комплектовался бензиновым 6-цилиндровым двигателем мощностью 75 л. с. Машина развивала скорость до 70 км/ч.

Автобусы СССР: на чем ездили москвичи в прошлом веке

КАвЗ-663 выпускался Курганским автобусным заводом с 1960 года

Изюминкой нынешнего ретро-парада стал автобус с открытым верхом на базе модернизированного шасси ГАЗ-51. Интересна история появления автобуса. Первоначально 10 опытных машин ГЗА-654 Горьковский завод автобусов в приказном порядке изготовил в конце 1950 года. Впоследствии инициативу передали на места. В частности, сочинский автокомбинат «Рица» (откуда ошибочно идет название автобуса) на стыке 1953–1954 гг., взяв за основу горьковскую разработку, на базе шасси ГАЗ-51 стал изготавливать автобус  с открытым верхом «Торпедо». Производство этих машин продолжалось вплоть до середины 1960-х. Автобусы предназначались для экскурсионного обслуживания отдыхающих на южных курортах России.

«Фирменный» обтекаемый кузов, узкие автоматические двери, вместительный теплый салон — все это черты семейства ЛАЗ-695, которое находилось в производстве целых 46 лет — с 1956 по 2002 г. За это время было выпущено чуть менее 10 модификаций «пригородно-городского» львовского автобуса. Особый шарм первым версиям придавали гнутые цветные стекла на скатах крыши, делавшие салон хорошо освещенным, а сам автобус — с виду легким и воздушным. В ретро-параде принимали участие два автобуса ЛАЗ-695 — яркий, красно-оранжевый «Фестивальный» 1956 года выпуска и более строгий по оформлению бело-красный ЛАЗ-695Е, изготовленный в 1967 году. Первый в 1957 году обслуживал VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, второй до поступления  в музей был служебным.

Автобусы СССР: на чем ездили москвичи в прошлом веке

Открытый автобус на базе шасси ГАЗ-51 на сегодняшний день существует в единственном экземпляре

Продукцию зарубежного автопрома на ретро-параде представлял венгерский Ikarus 180. Эта модель стала первым сочлененным автобусом, вышедшим на столичные маршруты в конце 1960-х. В те времена 180-е «Икарусы» казались чем-то необычным: автобусы таких размеров наша промышленность не выпускала. К сожалению, комплектность этой машины до наших дней не сохранилась. Последний московский Ikarus 180 был восстановлен буквально из ничего — из двух дачных сараев. При его воссоздании пришлось использовать комплектующие от «Икарусов» 280-й серии, поэтому машина схожа с оригинальным Ikarus 180 только по внешнему виду.

НАСТОЯЩЕЕ

Наряду с ретро-техникой в рамках мероприятия был представлен и современный городской транспорт. «Группа ГАЗ» продемонстрировала электробус ЛиАЗ-6274, а также первый выполненный в соответствии с Правилами ЕЭК ООН №107 (международные правила, регулирующие техническое единообразие транспортных средств в области общих элементов конструкции) автобус ЛиАЗ-529222 и новый ЛиАЗ-529260 длиной 10,5 м.

Электробус ЛиАЗ-6274, представленный на выставке современных машин, является альтернативой автобусам большого класса с бензиновыми, дизельными и газовыми двигателями. Машина разработана на базе низкопольного ЛиАЗ-5292, работает на аккумуляторах, заряжающихся от электросети, и предназначена для городских перевозок.

Автобусы СССР: на чем ездили москвичи в прошлом веке

ЛАЗ-695 и ЛАЗ-695Е (оба на заднем плане) из коллекции ГУП «Мосгортранс»

Литий-ионные аккумуляторы обеспечивают запас хода до 280 км. Аккумуляторы заряжаются полностью в течение 5 часов. Использование электробусов на городских маршрутах позволит полностью исключить вредные выбросы, повысить комфортность для пассажиров за счет уменьшения уровня шума и вибрации в салоне, а также существенно снизить эксплуатационные расходы в условиях постоянного повышения стоимости топлива и значительно упростить процесс регламентного технического обслуживания.

Автобусы СССР: на чем ездили москвичи в прошлом веке

Наряду с ретро-техникой в рамках мероприятия были представлены и современные городские автобусы

ЛиАЗ-529222 с дизелем MAN экологического стандарта Евро-5 рассчитан на транспортировку до 85 человек (23 посадочных места и 1 место для маломобильных пассажиров). Машина комплектуется климатической системой, системами видеонаблюдения, пожаротушения, тахографом, навигационным оборудованием ГЛОНАСС. Обновленный экстерьер и интерьер автобуса, рабочее место водителя спроектированы в соответствии с требованиями международных стандартов по комфорту и эргономике. Низкий уровень пола машины обеспечивает удобную посадку и высадку пассажиров, время прохождения автобуса по маршруту сокращается на 15 %. ЛиАЗ-529222 адаптирован для маломобильных пассажиров: оснащен системой книлинга и просторной накопительной площадкой.

Автобусы СССР: на чем ездили москвичи в прошлом веке

ЛиАЗ-529260 является укороченной версией рестайлингового низкопольного ЛиАЗ-5292, подробно о нем мы знакомили наших читателей в предыдущем номере журнала «Автопарк».

В общем, столичный общественный транспорт активно обновляется, и старым машинам уже нет места на московских улицах. Возможно, тот автобус, на котором вы ехали еще вчера, через несколько лет тоже станет музейным экспонатом — кто знает?..

Автобусы СССР: на чем ездили москвичи в прошлом веке

Автомобилисты знают, что такое утренний пуск двигателя в морозы. Зябко, противно, да и в том, что мотор оживет, уверенности никакой.

Автобусы СССР: на чем ездили москвичи в прошлом веке

предпусковой подогреватель DEFA

© Фото:

Холодный старт не полезен и двигателю. По мнению специалистов, каждый запуск непрогретого мотора снижает его ресурс на 500-600 км. Неизбежное при холодном запуске и прогреве обогащение смеси приводит к существенному увеличению токсичности отработавших газов. Выход известен давно — предпусковые подогреватели. Правда, цена подобных изделий сопоставима с ценой отечественного автомобиля. А вот электроподогрев может помочь. Рассмотрим устройство, производимое в близкой нам по климату Норвегии.

Предпусковой подогреватель DEFA Warm Up — это целая система приспособлений, облегчающих жизнь и автомобилю, и его владельцу. Главным узлом является электронагревательный элемент, который может быть либо внедрен в блок вместо одной из технологических заглушек, либо «врезан» в шланг системы охлаждения. Только в крайнем случае, когда двигатель охлаждается не жидкостью, а воздухом (как, например, у Porsche), разогревается масло в картере. Дополнение к ТЭНу — силовые провода, розетка на бампере и гибкий кабель для подключения к бытовой сети.

Вариант простой, но не экономичный. Ведь для надежного запуска в морозы бывает достаточно, в зависимости от температуры, греть мотор не всю ночь, а лишь пару-тройку часов. Здесь не обойтись без таймера: электронное устройство позволяет запрограммировать несколько включений подогревателя в течение суток.

Аккумулятору зимой приходится несладко: тяжелые режимы пуска, повышенная нагрузка (фары, печка и т.д.), падение емкости в морозы. Если автомобиль все равно подсоединен к электросети, то почему бы не помочь батарее? Зарядное устройство с электронным управлением позволяет держать аккумулятор под напряжением сколь угодно долго без опасности его перезаряда и выкипания электролита.

Позаботились об автомобиле — подумайте и о себе. Чистые от инея стекла — залог безопасности, теплые сиденья — здоровья. Мощный, но малогабаритный обогреватель, управляемый тем же таймером, — вовсе не роскошь. Как и дистанционное управление системой: в пределах зоны действия пейджинговой связи специальное дополнительное устройство обеспечивает возможность включения подогрева с любого городского телефона. Быстродействующие разъемы позволяют без труда собрать любую необходимую конфигурацию системы подогрева.

Предел мечтаний? Да, при наличии розетки.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное